За свадьбу профи получает $500, а за фотосессию — $300.
За свадьбу профи получает $500, а за фотосессию — $300.
Технический прогресс свел процесс фотосъемки до нажатия спусковой кнопки на камере. Давно ушли в прошлое громоздкие камеры и утомительная возня с пленками и химическими растворами. Неудивительно, что мысль подзаработать на фотографировании чего-то или кого-то посещает многих. Редакция пообщалась с людьми, для которых фотография стала основным источником доходов, и выяснила, с чего нужно начинать новичку, как искать клиентов и какие трудности ждут начинающего на пути к финансовой стабильности.
ДМИТРИЙ КОВАЛЕНКО: «НОВИЧКАМ ЛУЧШЕ СВАДЬБЫ НЕ СНИМАТЬ»
Киевлянин Дмитрий Коваленко зарабатывает фотосъемкой в самых разных жанрах. Вчера был на свадебной церемонии, сегодня – съемка коттеджного городка для рекламного буклета, а на завтра уже приглашают фотографировать экзотических животных.
Так уж вышло, что Дмитрий всегда работал частным образом за исключением нескольких лет, когда состоял в штате журнала и получал зарплату. Опыт работы в редакции позволяет ему сравнить плюсы и минусы жизни фотографа вольного и штатного. «За годы в журнале отснял, наверное, две трети украинского бомонда – политического, светского. Постепенно меня запомнили, стали узнавать и обращаться повторно. Вот тут и проявилась обратная сторона медали сытой жизни в штате редакции. Увы, я не могу самостоятельно работать с теми людьми, кто появлялся на страницах издания без согласия его руководства… И наработанные связи не слишком помогают мне в нынешней работе».
ПОИСК КЛИЕНТУРЫ. «Считаю, что первый мой настоящий фотозаработок – за снимки для определителя земноводных и пресмыкающихся Украины в середине 90-х. Именно благодаря ей мне поступили первые заказы. Потом начали поступать мелкие заказы на съемку для научных учреждений, специализированных журналов. Также стал сотрудничать с несколькими журналами на гонорарной основе. Поскольку то были издания о природе и путешествиях, то к работе меня привлекли знакомые сотрудники журналов. Так и заработал первую известность, – вспоминает Дима – А фотографирование «жаб и неба» до сих пор остаются излюбленным занятием».
Что касается свадеб, то поначалу к Диме обращались друзья, которым ему неудобно отказать и приходилось снимать бесплатно. Но это послужило хорошей школой. Потом стали звонить друзья друзей и предлагать работу уже за деньги. «Получается так, что я себя особо не рекламировал, не рассовывал рекламу всем присутствующим. Но если попросят контакты, то обязательно дам визитку. В Интернете тоже слабо пиарю себя. Продолжаю на «цыганскую почту» полагаться. И это моя ошибка. Наверняка зарабатывал бы больше» – сетует фотограф.
ДЕНЕЖНЫЙ ВОПРОС. Оказывается, по словам нашего собеседника, если правильно поставить работу, то «на воле» работать выгоднее. «Обычно новички за съемку свадьбы просят около $300, но работа опытного человека потянет уже на $500, — объясняет Дмитрий. — В среднем у фотографа получается по дватри заказа еженедельно в осенний период. А зимой может быть и один заказ на свадьбу за целый месяц». Другие жанры, в которых работает Дмитрий, — это съемка предметов, интерьеров, иногда работа в студии. Как нам удалось узнать, средняя стоимость таких работ в Киеве — около $300.
СОВЕТЫ НОВИЧКАМ. «Встречаются фотографы-частники, не знающие как у них на камере переключаются диафрагма и выдержка. Эти люди покупают дорогую «зеркалку», а потом работают в автоматическом режиме. То есть профессиональный аппарат используется как дешевая «мыльница». Поверьте, таких «спецов» я видел немало, - рассказывает Дмитрий. - Но эта категория не может рассчитывать на хорошие заработки. Всегда будут щипать по мелочи. На приличные деньги и постоянных заказчиков может рассчитывать только тот, кто постоянно совершенствуется. Придется постоянно просматривать форумы, читать журналы, посещать выставки. Причем не только фотографические. Нужно бывать в музеях и изучать работы художников. У них многому учишься. Например, как должен падать свет или использовать тени. Впрочем, если любишь свое дело, вся эта возня доставляет только удовольствие».
Дмитрий не советует начинающим браться за съемку свадеб: «Поскольку в жизни людей - это событие очень важное, то одна испорченная съемка означает испорченное настроение у молодоженов и вашу загубленную репутацию».
Понятно, что из заработанных денег какую-то придется тратить на собственное снаряжение. В первые годы почти все заработки уйдут на обзаведение хорошей техникой. Если поступать правильно, то с каждого гонорара следует откладывать 10% на обновление оборудования и поддержание техники в порядке. «Жадины однажды будут жестоко наказаны. Например, отказом техники в самый неподходящий момент» - предупреждает Дмитрий.
ЮЛИЯ ВОЛЬ: «БЕЗ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ — НИКУДА»
Киевлянка Юлия Воль работает в жанре индивидуальной и семейной фотографии уже четвертый год - после того как уволилась с должности фотографа в газете. Наша собеседница созналась, что полностью прокормить себя за счет фотографии пока не получается. Поэтому Юлия проводит еще мастер-классы. Однажды ее осенило, что перед каждой съемкой ей приходится объяснять клиентам их возможные ошибки перед объективом, рассказывать азы поведения и то, как себя нужно преподнести в выгодном свете. В какой-то момент пришло озарение: «Так можно собрать сразу много народу и рассказать людям о том, как правильно вести себя перед камерой!» Попробовала раз – получилось. Теперь подобные занятия проводит раз в месяц. Выглядит это так. Для занятия арендуется фотостудия, в которой есть гримерная. Обязательно должен присутствовать визажист. Около часа идет рассказ о премудростях поведения перед объективом, а потом начинаются практические занятия в студии.
ДЕНЕЖНЫЙ ВОПРОС. За такие мастер-классы Юлия берет $40. Как говорилось выше чаще, чем раз в месяц такую работу выполнять сложно. На занятие приходит не больше десяти человек. При большем количестве преподаватель не может уделить внимание всем участникам. Фотосессия обходится дороже: в $100 за час съемки. «Для хорошого результата нужно в среднем часа три. То есть получаешь $300, а потом вычитаем визаж, студию или аренду света, транспортные затраты даже услуги грузчиков – один раз центнер песка в студии рассыпали. – расписывает затраты Юлия - Плюс проезд на предварительную встречу с заказчиком. В среднем за съемку чистыми выходит $100-150 – иногда $200. Кроме того – друзьям и близким всегда скидки делаю. Съемок бывает две-три в хороший месяц. Летом у меня работы почти не бывает. Все оживляются поздней осенью. А в зимой - снова мертвый сезон (кроме рождения детей) и весной – оживление»
Результатом съемки являются 100-150 файлов, из которых 10 – обработаны в графическом редакторе (но изображения обработаны в 3-5 вариантах – это всегда творческая обработка, а не просто удаление прыщиков и коррекция цветов. Кстати, чем более маститый фотограф, тем меньше обработанных фото отдает. Дело в том, что он предпочитает отобрать парочку (обычно не менее 5) самых удачных изображений и именно с ними повозиться в фотошопе подольше.
ПОИСК КЛИЕНТУРЫ. «Лучше всего найти клиентов помогает личный контакт – друзья и друзья друзей, а также на вечеринке, при проведении мастер-класса. Нужно договариваться с модельными и актерскими агентствами. Это даст хороший поток клиентов, тебя узнают много людей. Но при этом может потеряться индивидуальность каждой фотосессии или вообще пропасть удовольствие от работы – что скажется на творческой стороне работы (при этом чисто техническая сторона у профессионалов не страдает ни при каких обстоятельствах)» - объясняет Юля.
Чтобы рассказать будущим клиентам о себе, девушка ведет блог в Интернете, присутствует во всех социальных сетях. Но самая лучшая реклама, по мнению Юли, - это ее мастер-классы. «На то, чтобы тебя узнавали, хорошо работают и авторские фотовыставки. Я такую недавно сделала. Результатами очень довольна» - рассказывает девушка. Пришлось очень многое сделать самой и еще больше помогли друзья. Кроме того, повезло с арендой помещения. Поэтому выставка обошлась относительно недорого – 20000 грн вместе с рекламой и печатью фотографий.
СОВЕТЫ НОВИЧКАМ. Юлия считает, что начинающим следует как можно больше изучать работы фотографов высокого уровня. Чтобы понять, как они снимают. Затем много времени уйдет на освоение графического редактора. Ведь именно студийная съемка требует виртуозного владения фотошопом. «Вы имеете дело не с репортажной съемки, где фотография просто передает увиденное. Студийная съемка – это, в определенной степени, осуществление мечты или фантазии человека. Поэтому нужно уметь дотянуть полученные фото до уровня фантазии - считает Юлия – Без хороших знаний обработки изображений на компьютере вам не стать настоящим студийным фотографом. Впрочем, даже если вы виртуоз съемки, и ас фотошопа, вам не обойтись без поиска клиентов.
Здесь нужно чувствовать - где искать этого самого клиента. Например, благодатная категория – молодые женщины за 25 лет. Они хотят красиво сфоткаться только ради того, чтобы выложить себя любимых в «Одноклассниках» и «В контакте».! Они хотят запечатлеть себя в самом расцвете – я и им даю такой возможность. Вот и нужно мелькать там, где такая публика проводит много времени – в социальных сетях. И чтобы твоя визитка лежала в косметических салонах. Или вот, например, «свежеродившие» мамы и их чада. С ними и возни немного, но не все потянут такой жанр. Дети очень специфичны. Если фотографа раздражают младенцы или он не знает, как с ними себя вести – лучше не пытаться».
Еще один способ поиска клиентов – модные сейчас «покупоны», «группоны» и им подобные затеи. Сначала кажется, что все хорошо – клиент просто валом валит. Но многие не замечают, что и себе, и коллегам подкладывают свинью. Поэтому что клиенты по таким акциям - одноразовые. Ведь клиент который заплатил за съемку 200-300 грн, он удивится и уйдет, когда на другую работу ему назовут цену $300.
АНДРЕЙ НЕКРАСОВ: «ЗА РУБЕЖОМ ЖУРНАЛЫ ЗА ПОДВОДНОЕ ФОТО ПЛАТЯТ ДО 400 ЕВРО, А У НАС — 300 ЗА ЦЕЛУЮ СТАТЬЮ»
Одессит Андрей Некрасов несколько лет назад принял окончательное решение покончить с прежней работой и переключиться исключительно на любимое дело - подводную фотосъемку. Сейчас она стала его единственным источником дохода. Причем основное количество денег фотографу приносят заказчики из-за рубежа. Так, пару недель назад Андрей снимал «Аллею вождей» на Тарханкуте для немцев. Они прознали об этом необычном подводном музее, но немецкие фотографы-дайверы не хотят снимать в Черном море. Это очень сложно и не каждый справиться с задачей. Поэтому предложить эту работу Андрею, который имеет солидный опыт работы в подобных условиях. В Украине наш собеседник работает редко, в основном это фэшн-съемка и свадьба под водой. Но такие оказии как свадьбы подворачиваются раз в год. А вот на фэшн-съемки под водой у Андрея происходят постоянно.
ДЕНЕЖНЫЙ ВОПРОС. На Западе обложка с подводной фотографией стоит от 500 до 1000 евро. Со снимками сложнее. В этом деле очень большой разброс цен. Все зависит от конкретного фото и его размера в журнале. Разворот может потянуть и на 400 евро, а полполосы – 100-150 евро. Но это расценки западных изданий. А вот с нашими изданиями вольному дайверу-фотографу, по мнению Андрея, работать практически бессмысленно. «У нас считается, что фото должно стоить две копейки. Например, за статью о Заполярье с фото китов-белух подо льдом предлагают триста гривень. – возмущается Андрей - А во что влетает переезд на север России, снаряжение для работы в ледяной воде да и просто опасность такого погружения, никто не учитывает».
Что касается подводных свадеб, то цена колеблется в пределах $600-1200. Все зависит от того, заказывает ли клиент портфолио из десятка кадров или выкупает всю съемку. А Фэшн-съемки стоят столько же, но проводятся чаще.
Часть дохода Андрея составляют платежи фотобанков. С «блошиными» банками (так называют фотобанки, где за использование фото платят 15-20 центов, но фотограф зарабатывает на количестве продаж) он не работает. Выбирает только известные, с хорошей репутацией. Доход от них более-менее постоянный. По словам Андрея, 1500-2000 евро в год.
ПОИСК КЛИЕНТУРЫ. «В подводной фотографии нужно постоянно посылать свои работы на фотовыставки и конкурсы, где бы они не проходили. Дело это затратное – до пары сотен долларов на подготовку к фестивалю может уйти. И ничего, кроме бумажных дипломчиков и железок, они не принесут, но дадут известность за рубежом. Если, конечно, вы будете получать призы - рассказывает Андрей. - Когда появятся первые победы, тогда уже можно завести сайт, где распишите награды, разместите фото. Но этого недостаточно для поиска клиентов. Нужно светиться в социальных сетях. А в зарубежные издания писать напрямую».
СОВЕТЫ НОВИЧКАМ. Здесь наш собеседник оказался довольно краток: «Квалификацию можно поддерживать одним способом – постоянно снимать. Теорию можно один раз пробежаться, изучить. Честно говоря, ни на форумах не пасусь, ни специализированные журналы не читаю. Но постоянно рассматриваю работы свои и чужие, чтобы разобраться - что сделано правильно, что нет».
ПОИСК КЛИЕНТУРЫ. «В подводной фотографии нужно постоянно посылать свои работы на фотовыставки и конкурсы, где бы они не проходили. Дело это затратное – до пары сотен долларов на подготовку к выставке может уйти. И ничего, кроме бумажных дипломчиков и железок, они не принесут, но имя без этого себе не заработать. - рассказывает Андрей. - Когда появятся первые победы, тогда уже можно завести сайт, где распишите награды, разместите фото. Но этого недостаточно для поиска клиентов. Нужно светиться в социальных сетях. А в зарубежные издания писать напрямую».
СЕРГЕЙ ГЛАДКЕВИЧ: СЪЕМКА ПРИРОДЫ НЕ ПРОКОРМИТ, НО ДАЕТ ХОРОШИЙ СТАТУС ФОТОГРАФУ
Киевлянина Сергея Гладкевича работа в штате никогда не устраивала. Своим призванием считает съемку дикой природы. Наш собеседник считает, что такая съемка полностью прокормить не может. Но она создает определенный статус. Знающие люди понимают, что человек, хорошо снимающий природу, многое умеет и знает. И с понимающим заказчиком гораздо легче разговаривать. А основной заработок приносят Сергею мастер-классы и тренинги. Сейчас он почти закончил создание центра для подготовки фотографов-натуралистов. В котором люди могут не только научиться фотографировать, но и чувствовать природу, понимать ее, да и просто отрешиться от городских проблем и суеты… Интересно, что в центре собрана небольшая коллекция домашних животных, с которыми можно общаться, наблюдать за ними, что часто очень помогает понять психологию животных вообще…
Сергей считает, что подобная «педагогическая и воспитательная деятельность» хорошо совмещается с его увлечением природой. «Если ты учишь людей фотографировать на природе, то объясняешь не только азы композиции или устройство камеры. Приходится говорить многих других вещах – как вести себя правильно в лесу, например. Как «общаться» с муравьями, как понимать растения, рассвет и вообще мир вокруг».
ДЕНЕЖНЫЙ ВОПРОС. Семинар по фотографии в группе обходится ученику в $40-50. Индивидуальное занятие будет дороже. «Недавно был у меня довольно интересный ученик – человеку через 4 дня уезжать на другой конец земного шара. И вот с нуля нужно было научить его фотографировать. За день рассказал ему немного теории, а потом в оставшиеся дни набирали бутербродов и уезжали в Гидропарк, где практиковались в съемке. Нужно отдать должное – взрослый человек очень добросовестно занимался, но и сумел научиться многому, а соответствующий гонорар только подтверждает, что клиент понимает, насколько сложно все это, что на первый взгляд кажется очень простым.» - вспоминает Сергей. Понятно, что проведение мастер-классов – не школа, каждый день занятий нет. Тем не менее, тренер с хорошей репутацией в состоянии зарабатывать вполне приличные деньги, что бы вести собственные проекты, оплачивать поездки и экспедиции.
ПОИСК КЛИЕНТУРЫ. Со СМИ Сергей не работает. «У нас продажи фотографий природы и анималистики очень небольшие. Это очень специфическая отрасль фотографии, которая особо не востребована в нашей стране. В моей практике был только один случай, когда заказчик заявил, что ему нужно именно украинское животное, снятое в Украине, а обычно нужен просто медведь или пчела и заказчика особо не интересуют нюансы – рассказывает Сергей – Но зато работа с зарубежными экологическими и природоохранными организациями, намного интереснее, там совсем другие подходы и требования к фотографии.
Сейчас мне не нужно уже как-то пиарить и продвигаться себя. Чтобы прийти к тому положению вещей, когда уже имя работает на тебя, пришлось потратить массу сил, нервов и терпения и времени. Во многом это еще и заслуга моей супруги, которая выполняет часть работы, обеспечивает юридическое сопровождение, проводит переговоры и встречи, да и просто знает процесс «изнутри» и что важно понимает, как все сложно иногда…
СОВЕТЫ МОЛОДЫМ. Во-первых, фотографии должны быть максимально хорошего качества. Если не идеальными, то близкими к этому. Достичь этого крайне сложно. Ведь по сравнению со студией в лесу, горах или на болоте слишком много факторов мешает фотографу. Во-вторых, фотография должна быть честной. Если вы хотя бы один обманете заказчика, то репутацию будете долго восстанавливать. То есть если вы говорите, что в кадре – дикое животное, то это должно быть дикое животное, а не зоопарковское или полуручное. Следующее, что требуется для того, чтобы быть фотографом-натуралистом, это хорошие базовые знания, по систематике, биологии животных. Никто не купит идеальное фото «красивой птички». Нужно идеально фото горихвостки с указанием, если потребуется, научного названия места и времени, когда она сфотографирована. И еще. Нужно быть очень настойчивым, если что-то выходит, не бросать на полпути, а прилагать усилия для достижения результата, ведь свобода стоит дорого и это нормально…
СТОИМОСТЬ УСЛУГ (В $)
НОВИЧОК | ОПЫТНЫЙ |
Съемка предметов для каталогов, буклетов, СМИ, сайтов (за 1 объект) | |
2-5 | 15-20 |
Съемка интерьеров, зданий (за 1сюжет) | |
30-50 | 80-100 |
Портретная съемка в студии | |
70 | 100 |
Портфолио, эконом-вариант* | |
120 | 150 |
Профессиональное портфолио** | |
500 | 600 |
Съемка свадьбы | |
300-350 | 400-500 |
*в стоимость входят: студийная съемка в 2-х образах на протяжении 2-3 ч. Подбор одежды и аксессуаров стилистом. Грим под каждый образ с использованием профессиональной косметики. Подбор и выполнение 2-3 причесок парикмахером. 5 обработанных и напечатанных фото 20х30 см плюс все удачные кадры на носителе.
** в стоимость входят: студийная и уличная фотосъемка в течение 3-4 ч, фото в 3-4 художественных образах. 10 обработанных и напечатанных лучших фотографий (20х30 см) плюс все удачные кадры.
О множестве других способов заработка читайте в рубрике "Работа и бизнес"
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.