Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Полезные советы

ПсихолоГ_и_Я. Этика? Щаз!

Источник: "ПсихолоГ_и_Я"
"Наше имя - Легион"

No ethics, или “А давайте съедим зайца!”

А давайте.

Только сначала введем дифференциацию понятий – кто есть заяц и кто гурман.

Представьте себе такую ситуацию: вы купили… Ну, арбуз – как-то мелко, квартиру – как-то круто… Скажем, автомобиль. Не “Жигуль”, не “Калину”, а именно автомобиль – хорошее железо за разумные деньги, снабженное всем необходимым, дабы не тормозить ногами об асфальт. Итак, вы выложили свои кровно заработанные, дождались покупку, залили полный бак и, наслаждаясь бликами нашего северного солнца на отполированных крыльях авто, впихнули свои телеса в прохладный салон, головокружительно пахнущий тем, что американцы называют “англиЦкой кожей” (“…а Павлов вырос и не забыл”), повернули ключ зажигания и... никуда не поехали. Совсем. Более того – после внимательного изучения того, что под капотом, вы поняли – ваша покупка не едет вовсе не потому, что вы забыли что-то к чему-то подключить, а принципиально, поскольку сделана из дерева.

Целиком, епт.

ДТПНе знаю, что бы вы тогда сделали. Наверное, очень сильно расстроились. Быть может, сказали бы что-нибудь нецензурное много-много раз. Не исключено, что немедленно отправились бы разбираться со злодеями – с чеком, документами и такой-то матерью. А может быть (упаси господи!) и дошло бы до членовредительства. И тогда вас, очень может быть, схватили бы, заковали в кандалы и бросили в самое глубокое подземелье, где томятся в цепях борцы за свободу и демократию. Но даже в этом случае никто, включая ваших судей и тюремщиков, не стал бы удивляться или особо громко возмущаться вашим поведением – дело-то житейское и еще неизвестно, как поступил бы на вашем месте сам судья. Вполне возможно, ваша вина лишь в том, что вы прибили обидчика самолично, не обратившись за помощью в соответствующую контору – сидеть, зародыш будущей конкуренции! Сидеть!

Наш старый сенсей, вбивающий азы психологической науки в юные неокрепшие умы студентов и называвший нашу группу “мое маленькое Ватерлоо” (при этом постоянно сетовавший что-де вот жаль, что в учебных заведениях отменили наказания розгами) как-то задал нам примерно такой же вопрос и, кося лиловым глазом, попросил нас описать свои чувства, не стесняясь в выражениях. Поскольку на парах психологии матерится нам разрешалось (сенсей был твердо убежден в необходимости полного раскрепощения мозгов в целях изымания “всего этого птичьего дерьма” из голов будущих Фрейдов), то мы описали. Не стесняясь. После этого у нас коварно спросили: что именно мы бы испытали в случае, если бы нас злостно и беспардонно “киданули”.

Вот, кстати, вопрос вам, дорогие мои дамы и господа: допустим, кто-то при помощи пистолета и доброго слова отнял у вас кошелек. Что бы вы почувствовали?

Злость? Ярость? Хорошо!

Обиду, досаду? Замечательно!

Острое желание оторвать обидчику причинное место? Великолепно! Я вас поддерживаю.

Но никто и никогда (во всяком случае, на моей памяти) не говорил, что испытал бы при этом удивление.

ЦИТАТА: “Удивление – нормальная когнитивная реакция на отклонение от нормы”

Врубаетесь?

ПленДля нас совершенно нормально, когда нам вместо тысячи долларов в итоге платят десять. Для нас в порядке вещей вдруг выяснить, что лучший друг “нажал на кнопку” и оказался замом шефа на посту, который клятвенно обещали вам. Когда ваша школьная подруга на вечеринке друзей трахается с вашим парнем в душе – это тоже нормально. И, само собой, когда улыбчивый дядя говорит нам с экрана ти-ви, что вот это все, что он наобещал перед выборами, к сожалению, пока откладывается на неопределенный срок – в пределах нормы.

Нас регулярно “кидают”, подсиживают, стремятся съесть пополам с дерьмом и малиновым джемом, используют, обманывают и рвут шаблон ржавой монтировкой – и все это мы воспринимаем как летний дождичек: без удивления, как некое явление природы. Это все норма жизни. Как в том анекдоте про гимназистку в оккупированном городе: “Вчера фашисты поймали в парке и изнасиловали. Сегодня опять поймали – снова изнасиловали. Завтра опять в парк пойду...”

Инстинкт самосохранения превратился в контролируемую паранойю – мы не доверяем никому, и в этом таки правы. Можно сказать по-другому: мы всегда готовы к социальному маневру. Например, порвать соседа на ремни быстрее, чем он нас. И ничего, нормально. Первую степень “За заслуги перед Отечеством”, нам, конечно, никто не даст; не даст и вторую; вопрос в том, что мы-то и не претендуем. Как Неизвестные Пионеры-Герои: всегда готовы и всегда на страже собственного седалища.

Мы тоже прикованы к пулемету. Правда, немного по другой причине: чтобы пулемет не украли. Самые утонченные эстеты доводят собственные психические проблемы до совершенства; это что-то вроде слепить из кучи дерьма Венеру Милосскую. Например: на прием приходит мужик лет сорока-пятидесяти – то самое “поколение “Пепси” – и, между прочим, рассказывает, перемежая речь задорным смехом: “…всегда заранее могу сказать, кого можно “кидануть”, а кого нельзя. Так наловчился – вижу с первого взгляда. Иногда стоит перед тобой жлоб три на пять весь “упакованный” и при понтах, а ты понимаешь, что нажухать его можно как дитя малое. А иногда видишь дедка в поношенной курточке, и рука сама тянется шляпу снять. Инстинкт, п-а-а-нимаешь!”

Нет, инстинкт хороший, кто бы спорил. Аж завидно (это без иронии, кстати; реально завидно). Кстати, немного про инстинкты.

КрысаВозьмем ящик, посадим в него несколько крыс. Будем их кормить, холить и лелеять. Подождем, пока крысы первого и второго поколения отойдут в мир иной, и останутся только крысы, родившиеся и выросшие в роскоши, среди гор жратвы. А потом отключим в ящике свет, тепло и перестанем кормить крыс. Совсем немного подождем и – вуаля! – крысы уже жрут друг друга. Инстинкт. Триплетный код и хромосомы. Коровы в такой ситуации друг друга жрать не будут, овцы тоже. Даже некоторые хищники не будут. А крысы – легко.

Все тот же сенсей говорил по этому поводу интереснейшие штуки. В частности вот что: если боженька действительно нас создал, то он наверняка обладатель отменного, но несколько инфернального чувства юмора, поскольку постоянные сравнения человечества с отарой овец в Умной Книге неправомерны – нас “собрали” не как овец, но именно как крыс.

…Мне всегда казалось, что люди изучающие социум, состоящий из себе подобных, слегка кривят душой и тянут теории за уши. Слишком много предположений, слишком редко вспоминается тот факт, что невозможно статистическое сличение. Не с чем сравнивать, понятно? Вот и лепят на человечество резюме: какие мы от природы добрые, хорошие и все из себя позитивные. Прямо как Достоевский, замаливавший в “Преступлении и наказании” свои собственные грехи. И это неспроста.

Является ли ненависть социальным инстинктом? Не-а. Ненависть вторична. Мы называем раковые клетки “злокачественными”, хотя они просто агрессивны по отношению к другим клеткам организма; сами-то они будут поживее и половчее наших родных клеточек. Почему тогда тот, кто при “совке” тырил сахар вагонами, а сейчас пилит откаты с нефти между собой и двумя заклятыми друзьями – скотина и не прав? Потому что смог, а Вася не смог? Так прости, родной, но не ты ли распинался десять лет назад на паре социологии, что будущее – оно за умными, смелыми, находчивыми и предприимчивыми? Пожалуйста, получи и не ной.

ЖрачкаХарактерной особенностью человечества как вида является очень интересная штука – социальный каннибализм. И уберите, ради бога, гнилые помидоры – я в Интернете и мне не страшно.

Первое Правило социального каннибализма можно сформулировать так: если человек или какая-либо группа людей имеет возможность подавить, ассимилировать или подчинить своей воле другую группу, то более социально “слабая” группа будет ассимилирована, подчинена или подавлена с вероятностью, стремящейся к 100%.

Это тоже “на инстинктах”; правило срабатывает, даже если оно этой самой “группе” не сильно и надо. Когда мне было лет десять, в соседнем дворе обитала компания, состоявшая почти полностью из матерых старшеклассников. Занимались они проведением освященных веками мистерий: распиванием молдавского портвейна (в те времена, на удивление, неплохого), треньканьем на гитарах на уровне “за..бу одним аккордом” и хождением по бабам в ближайшее общежитие смешанного типа. Для всего этого им вполне хватало “пятачка” травы за гаражами (да и там, если честно, простора было в чрезмерном избытке). Никто, включая участкового, им не мешал – казалось бы: живи – не хочу! Но – ага, хрен там. За пару месяцев под портвейновыми парами (стимулятор инстинктов, ага) компания разогнала группку “ботаников”, собиравшуюся по вечерам поиграть в шашки на трубах у котельной (да-да, бывали и такие увлечения в бескомпьютерные времена поздних восьмидесятых), надавала пенделей пацанам из соседней школы, что каждый вечер играла в “пекаря” на пустыре за домами и споила с последующим взятием в оборот аналогичную компанию с параллели.

“For us the whole world is not enough…”

Социальный каннибализм - это когда мы быстрее, чем нас. Все жрут всех, просто применяя для этого разные методики охоты и, так сказать, разные пищеварительные энзимы. Жрать можно и добром – легко. Некоторые девушки большие мастера в этом деле; правда, их метод больше напоминает тот, что использует глубоководная рыба-удильщик: плыви на манящий огонек, обещающий тебе все тайны мира. Только все равно в конце тебя захавают. Чистый инстинкт – ничего личного.

НенавистьКороче, суть в следующем: взаимная ненависть закодирована в нашем ДНК примерно так же, как слюноотделение при виде бараньей ноги под чесночным соусом или сексуальный “alarm!!!” при просмотре порнухи. Более того: моральное (а иногда и физическое) уничтожение друг друга есть необходимый механизм саморегуляции и контроля.

По этому поводу часто-густо канючат звери-гуманитерии, возбуждающиеся от идей научного гуманизма. Общая суть “проект-программы” такова: психическая и социальная эволюция человека имеет своей конечной целью превращение гомосапиенсов в созданий исключительно позитивных, добрых и сочувствующих, поскольку “такова природа человеческая”. Угу, тот случай.

Эффективный метод троллинга соцгуманитариев – говорить им правду и ничего, корме правды. А правда в том, что вектор социальной эволюции движется по старому доброму маршруту: постоянный апдейт и инженерные модификации рабства. Сначала просто лупили плетками, потом был феодализм, теперь кредитные выплаты и восьмичасовой рабочий день, но суть осталась прежней. А на фразу “Ненависть может построить только мир, в котором жизнь человека ничего не будет стоить!” вполне можно по-одесски ответить вопросом на вопрос: а назовите-ка, пожалуйста, хотя бы один короткий период в истории, когда она что-то стоила?

ЗакатЕсть, правда, один небольшой момент. Не особо значительный.

Когда от социальных инстинктов и генетически правильных решений о том, что “а давайте съедим зайца!” начинает рвать – уже не тошнить, а именно рвать – хочется погрузить в багажник ящик водки и уехать в тайгу к медведям.

И хрен его знает, что это за инстинкт.


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.