Началось это 2,5 года назад. Кризис, безработица, и тут руководство ТЭЦ решает сократить целый цех.
Началось это 2,5 года назад. Кризис, безработица, и тут руководство ТЭЦ решает сократить целый цех.
Самых нужных (читай - слесарей-киповцев) перевели к смежникам, в Харьковэнергореммонтаж, а должность инженера-электронщика оказалась лишней. Меня это немного удивило, поскольку электронщик на ТЭЦ был единственным, и решать приходилось не только цеховые задачи. Кроме того, электронщиков в городе полно, разного уровня, включая очень хороший, но большинство из них разбирается в «цифре». В аналоговой технике — уже гораздо меньше, а в измерениях, пожалуй, вообще никого. Я не пытаюсь хвастаться, просто в сложных случаях в городе и посоветоваться не с кем было, хотя большинство из нас друг друга знает.
Но, начальству виднее, спорить смысла не было. Тем более что с приходом американцев заниматься приходилось не «железом», а муторнейшей бумажной работой — договорами, поставками и т. п., мучительно пытаясь вспомнить, как на «дэржавной мове» называется тот или иной термин, и есть ли это название в украинском вообще. А заодно бессильно наблюдая, как потихоньку разваливается то, чем я на самом деле должен был заниматься.
Поэтому, когда узнал, что те, кому осталось два года до пенсии, могут все эти два года получать пособие по безработице, сомнений не осталось. Искать работу в каком-то другом цехе смысла не было, особенно с учётом того, что руководство честно оформило увольнение по сокращению штатов. Это давало право получать пособие с момента регистрации. Почему бы и не выйти на пенсию на два года раньше?
Конечно, я был наслышан об огромных очередях в центре занятости, о том, что там занимают очередь чуть ли не в 5 утра, но куда деваться? Пришёл за полчаса до открытия центра. Толпа под дверью действительно была огромной. Занял очередь, открылась дверь. И тут оказалось, что сотрудниц, которые принимают жаждущих получать пособия, трое, но одна почему-то занята чем-то другим, а к двум остальным можно обращаться.
Разумеется, никто этого не знал, организовывать очередь девушки из Центра не умеют, она рассыпалась на какие-то группки и перепуталась. В конце концов, удалось подать документы. Подробностей уже не помню, но в результате выяснилось, что меня закрепили за конкретным инспектором, и посещать его нужно по жёсткому графику, по талончикам. Опоздал на 5 минут или не пришёл без уважительной причины — могут и пособия лишить. Кроме того, есть семинары по методам поиска работы, правильному заполнению резюме и множеству других вещей. Явка на них тоже обязательна. В результате получается, что наведываться в центр приходилось примерно раз в неделю.
Кстати, для тех, у кого болят ноги или поясница. Коридор в Центре очень узкий (двери при этом, как всегда, открываются наружу, перекрывая половину прохода и рискуя убить случайного посетителя), никаких лавочек в коридоре нет. Гарантии, что вы попадёте на приём именно в назначенное время, тоже нет, да и приходить лучше немного раньше, чтоб не «пролететь». А потому готовьтесь на получасовое стояние в очереди.
Излишне и говорить, что все вероятные места, куда можно устроиться на работу, а также советы по заполнению резюме, действующее законодательство и прочие тонкости я изучил ещё за те три месяца, которые «дорабатывал» на ТЭЦ после официального уведомления о предстоящем сокращении. Но ходить приходилось, откровенно скучая и слушая телефонные звонки тех, кто не научился отключать свои мобилки в общественных местах. А таких, к сожалению, большинство.
На первом этаже центра на стендах висели свободные вакансии, которые есть в городе. Кроме бумажек на стендах, были так называемые «тач скрины» - некоторое подобие компьютеров, внешне напоминающие банкоматы. Виртуальная клавиатура прямо на экране, на ней можно было набрать название своей профессии (без единой ошибки, разумеется) и просмотреть, есть ли вакансии. Проблема в том, что набирать нужно было опять-таки на «дэржавной мове». Вы знаете, как ваша профессия называется по-украински? Я — нет, и инспектор, которая по идее должна была подсказать, тоже. Стоял там и обычный компьютер на столике. Ради интереса посмотрел, что же там? Интернета нет, вакансий нет, заявление или резюме не напишешь, поскольку принтера тоже нет, даже игрушек нет. Есть, правда, что-то из украинского законодательства. В общем, большинство посетителей пользовались объявлениями на стендах, справедливо игнорируя всю эту технику.
Перед посещением инспектора, просматривал эти стенды. Бросилось в глаза то, что практически все вакансии отличались очень низкими окладами. На стенд под вывеской «с высокой заработной платой» попадали вакансии, если мне память не изменяет, уже начиная с 1800 грн. «Грязными», разумеется. Причём, конечно, большинство вакансий предлагали те предприятия, которые не считают нужным вовремя платить даже такую мизерную зарплату.
Пособие перечисляется в банк, до этого, само собой, вам необходимо открыть там специальный счёт и получить карточку. Когда я сдавал ненужную теперь зарплатную карточку в Приват, там «подсуетились» и предложили мне открыть эту карточку заблаговременно. Перебирать харчами, раз я уже в банке, не было смысла, согласился. Хоть в очереди лишний раз не стоять. Правда, потом обнаружилось, что за обналичку через банкомат Приват удерживает 0,5% от снимаемой суммы, а Ощадбанк этого не делает. Впрочем, рассчитываться в магазине, если там есть терминал, можно той же карточкой, процент не удерживается. А в Ощадбанке постоянные очереди, да и банкоматов меньше. В общем, тут решайте сами.
Что удивило — никаких табулеграммок за перечисленное пособие центр занятости не даёт. Если учесть, что выплата пособия производится нерегулярно и частями (говорят, Киев задерживает), а его размер тоже не совсем ясен (не все идут в бухгалтерию проверять, и не все способны посчитать, сколько будет 70% от 80-ти процентов от вашей зарплаты — или что-то подобное, уже не помню), а тратить с карточки приходится случайные суммы в магазинах, то я никогда не знал, сколько и когда мне перечислили. Возможности для хищений тут открываются попросту безграничные. И никого это не беспокоит.
Инспектор мне досталась тоже не подарок. Вроде бы молодая, даже симпатичная женщина, но с таким выражением лица, будто она постоянно жуёт кислющий лимон. Характер соответствующий. Поначалу думал, что это она именно меня почему-то ненавидит («такая неприязнь, аж кюшать не могу»), потом, при очередном вопле вслед выходящему посетителю, спросил в очереди: «Она всегда такая?» Очередь дружно ответила: «Да!»
Впрочем, отношение ко мне вскоре изменилось радикально. А случилось это вот почему. На её предложение открыть собственное дело (под это можно сняться с учёта, получив всю сумму пособия сразу) я, недолго думая, ответил, что ваш начальник мне по-дружески не советовал этого делать. Вы не поверите, как может измениться человек, если узнает, что вы — друг её начальника! Оказывается, она иногда и улыбаться умеет, и на общественные работы по подметанию улиц меня привлекать не надо... Конечно, никаких начальников я не знаю, просто не хотелось «сдавать» их сотрудника, который мне этого не советовал делать.
После каждого визита приходилось расписываться в каком-то журнале, причём ставить несколько, чуть ли не до десятка, подписей. И хотя на тех же лекциях категорически не советовали подписывать неизвестно что, но как тут разберёшься в рукописных закорючках? Тем более что у каждой сотрудницы есть компьютер, и зачем эта рукописная бюрократия — непонятно. Думаю, что для бюрократической отчетности.
Пытались меня направить и на какие-то курсы по овладению новой профессией. Но тут тоже облом. На сварщика, как и на почти любую другую рабочую профессию, я не пройду медосмотр по состоянию здоровья, а компьютерные курсы... да я их сам могу читать. За два года предложили две работы, якобы по специальности. Одна — в каком-то сервисном центре по ремонту медицинского оборудования. Сам центр где-то у чёрта на куличках, в дальнем посёлке, мне из дому проще доехать в соседний Славянск, чем туда. Позвонил. Спросил, на чём они специализируются. Оказываются, берутся за всё — хоть японские УЗИ, хоть отечественные ингаляторы, вот только специалистов не хватает. О лицензии я уже не спрашивал... В Центре сказал, что медицина — это ответственность и специализация, а у меня такой нет.
Вторая работа — на том заводе, на котором я когда-то 11 лет отработал. Я сразу сказал инспекторше, что там требуется механик-конструктор, а я электронщик, что считать балки я не умею, а о справочнике Анурьева знаю только понаслышке. В ответ услышал, что у тебя в трудовой — инженер-конструктор, и там такой же требуется. Объяснять ей, что врач-стоматолог и врач-психиатр — тоже оба врачи, и оба больному голову лечат, но при этом — ну очень разные специалисты, смысла не было. Заикаться о том, что предлагаемый там оклад меньше, чем моё пособие — и подавно. Да и друзей-знакомых повидать можно.
Начальник отдела кадров завода, старый знакомый, увидев меня, сочувственно покивал головой: дескать, всё равно все на завод возвращаются. Подтвердил мое предположение, что заводу нужны именно инженеры-конструкторы-МЕХАНИКИ, а по моей специализации, к сожалению, вакансий нет. В ответ я попросил подтвердить это в направлении.
Единственная полезная лекция в Центре, которую удалось послушать, была прочитана представителем Пенсионного фонда. На неё собрали таких как я — кому до пенсии осталось несколько месяцев. Правда, и тут оказалась туфта — несколько лекций слили в одну, и самого главного я так и не узнал. А главное — то, что Центр занятости за вас никаких бумаг для пенсионного не оформляет, всё нужно делать самому, причём получение некоторых бумаг занимает месяцы! И пока вы их все не принесёте в пенсионный, ни о какой пенсии и мечтать не следует. Так и вышло: первые деньги на пенсионную карточку мне перечислили почти через пять (!!!) месяцев после 60-летия. И если бы у меня не было средств к существованию, то за это время помер бы от голода. Но это — тема следующей статьи. Выходить на пенсию не с предприятия — тоже весьма «увлекательное» и затратное дело...
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.