Альтруизм как форма массового идиотизма
Альтруизм как форма массового идиотизма
“Мы сделаем счастливыми всех. А тех, кто не захочет, порубим на куски и скормим акулам”
Ко мне часто приходят письма, примерно, такого содержания: “Вот Вы помогаете отдельным людям, но неужели Вам не приходило в голову помочь сразу многим”?
Или так: “Помочь человеку – это хорошо, но как помочь всему человечеству сразу?”
Или даже вот так (сам фигею): “Наступит ли когда-нибудь царство всеобщей любви и счастья?”
Правда те, кто пишет про “царство счастья”, обычно, сразу же отвечают сами себе: “Да, наступит!” и принимаются дальше ожидать конец света, Страшный Суд и лафу в небесном распределителе. Но этот подтекст встречается часто.
Очень часто.
Так будет нам всем хорошо, так, чтобы всем и сразу? Или перетопчемся?
Или?…
У попа, как известно, была собака и он ее любил, но история эта закончилась специфически. Точнее, не закончилась – поп завис в неразомкнутом цикле беспробудного графоманства.
Ситуация с попом очень напоминает то, что происходит в сферах неокрепшей психики “Борцов за всеобщее Счастье”. О нет, не тем, что последние во имя этого самого счастья постоянно пытаются кого-нибудь грохнуть, используя в качестве мотивации идею о неимоверном паскудстве жертвы и ее однозначной вины в краже Карловых Кораллов у несчастного Человечества, а своим стремлением к бесконечности и абсолютной бессмысленностью.
Ничто так не раздражает, как всеобщее счастье, которое пытаются всучить вам по вторникам и пятницам с двадцатипятипроцентными сейлами. Не верите? А вы любите мясо? Сочные стейки, хрустящая корочка цыпленка табака, нежный, пахнущий вином шашлык из шейки молодого барашка с зеленым луком? Любите? Тогда попробуйте прожить хотя бы пару дней (лучше неделю) с убежденными вегетарианцами – все вопросы отпадут сами собой. Вместе с ушами, свернувшимися в трубочку от голода и высокопарных наставлений о пользе свежих овощей и котлет из капусты.
Нет, как и все люди, которым свойственно врожденное добродушие, я тоже хочу счастья для всех и, по возможности, даром. Но имеющиеся в широком ассортименте готовые модели вызывают, в лучшем случае, зевоту. В худшем – непроизвольный мат, но не будем о них.
Например, христианский Рай, который так любят изображать в своих фанфиках современные крестоносцы, получающие начавшие постепенно скудеть проценты с еще средневековых продаж Главного Бестселлера и Ветхого Бесцеллера – караул, дамы и господа! То есть, я вполне себе представляю ситуацию, когда все вокруг смеются и любят друг друга, а лев лежит рядом с ягненком. Такое можно даже увидеть вживе – поезжайте в Голландию, там все это давно легализовано.
Можно даже создать христианский Эдем в любом отдельно взятом уголке планеты. Для этого будет вполне достаточно нанять одного ландшафтного дизайнера, двух хороших садовников, дрессировщика, нагрузить два танкера психотропными таблетками и вписать в условия проживания в новом раю обязательную для всех участников лоботомию. Когда я впервые узрел изображения будущего рая земного на развороте брошюрки Свидетелей Иеговы, то невольно восхитился – да это же мечта директора любого дурдома! Послушные, добродушные пациенты и клумбочки с фиалками – лепота!
Вообще, с моделями Рая у нас туго. Вот ад – это да, это мы запросто. Тут каждый – инженер в душе. Ад изображали на своих полотнах гениальные живописцы, Ад высекали в камне, на его различных вариациях до сих пор кормится Голливуд, Ад воспевают труженики “блэка” и “тяжелого металла”. Даже в розово-сопливых песенках из той серии, что звучат на всяких конкурсах типа “Песни Года” исходящие ссылки на Ад имеют место быть.
“Оставь надежду, всяк сюда…”
Э-э-э! Стоп! Мы ж, вроде как, о Счастье-для-Всех.
Теперь пришла пора припомнить методологию, то бишь способы, которыми это самое общее счастье приходит на наши головы.
Я ненавижу тмин. Не перевариваю сам запах этой пряности. Но, как оказалось, ваш покорный слуга далеко не один такой привередливый – оказывается, людей, не любящих тмин, великое множество. Никто не подвергает за это расстрелу; как говорится, на вкус и цвет…
Но когда мне было лет одиннадцать, одна из моих тетушек, обожающая готовить, а еще больше обожающая одаривать плодами своего мастерства всех вокруг, пичкала меня печеньем с ненавистной приправой весьма регулярно. А потом всякий раз долго обижалась на мою реакцию – дрыгоножество, рукомашество и занимание оборонительной позиции под столом.
Очень часто широта души и щедрость страшнее революций и ракетных пикировок. Особенно когда Добро не с кулаками, а с тележкой, набитой всяким хламом “от щедрот”.
Вот представьте себе: лежите вы в бассейне. В своем личном. Вокруг садик, птички поют, деревья зеленеют – красота! А у вас в руке запотевшая бутылочка ледяного светлого пивка, а дома ждет интересная книжка, а вечерком – хорошая компания.. Рай, как он есть. И тут к вам во дворик въезжает грузовик с дерьмом и водила кричит: “Эй, начальник, получи удобрения!” А вы ему – да не нужен мне твой навоз! Спасибо, конечно, но я ж не садовод-озеленитель! А в ответ обида, изумление – да как же это так – “не нужен?!” Да дерьмо – это ж жизнь! И – хлоп! – весь грузовик вам в бассейн.
Счастье привалило.
И навалило.
И завалило.
Смешно, да, но именно так, зачастую действуют “носители счастья”, все эти восторженные пророки, благостные мученики-мазохисты (бей меня, бей, негодник! Я несу этот крест ради Добра на Земле… так, я сказал, бей, падла!) а также святые, осиянные дланью Предвечного и искусственно выпестованным синдромом Дауна.
Если натянуть до локтя резиновые перчатки и начать копаться в психике этих и им подобных, то в работе последней можно обнаружить интересную закономерность. Оказывается для того, чтобы стать “незваным мессией” (который гораздо хуже не только представителя татарской национальности, к которым автор этих строк относится весьма толерантно, но и чесотки, поноса и тараканов вместе взятых) как и для запуска ядерной реакции нужны определенные, довольно сложные условия. И первое из них – это “не сложившаяся” жизнь.
…Всякий раз, когда наступает время очередного призыва в наши славные вооруженные силы, у граждан, занимающихся социальной статистикой, начинается сезонное обострение психических заболеваний. И действительно: как тут не тронутся умом, когда в военкоматах одни кришнаиты и “голубые”, еще вчера бывшие простыми честными гражданами? Точно так же бывает и с “мессиями” – как только жизнь ставит вопрос ребром: а почему это ты, такой-сякой, в школе не учился, в институте филонил, маму-папу-Люсю со второго этажа не любил, а теперь плачешь, что “судьба разбилась, словно ваза”?
Обычно, в этот период судьба “пострадавшего от несправедливости Рока” двояка: он может либо прыгнуть в колодец алкоголизма (наркотиков, маньяков, шахидов) или, скрепя сердце, признать, что дело-таки было не в бобине (идиот сидел в кабине).
Но есть еще один вариант. Бывает и так, что на пути лузера появляется либо “умная” книжка, либо пара излучающих благость и дорогой одеколон хмырей в одинаковых черных костюмчиках с бейджиками “Церкви Уссурийского Выхухоля”. И оказываться – ого! – что ты, брат, несчастен, потому что судьба твоя – делать счастливыми других. А процесс “осчастливливанья” в том, чтобы отстегивать братьям ежемесячную десятину, нести “Слово Выхухоля” в массы (кожаный переплет, 5.95$ за брошюру) и притаскивать в лоно счастья новых остолопов.
Второе необходимое условие для “мессианской карьеры” – тщательно скрываемая, маскируемая, заталкиваемая в самые дальние уголки подсознания ненависть ко всему человечеству. С этим можно долго спорить, но давайте пять минут подумаем спокойно и логически.
Не бывает непроходимо тупых людей. Любой человек, раз уж он дожил до возраста “за шестнадцать”, обладает всеми необходимыми наборами “мозговых плагинов”, необходимых для того, чтобы понимать “что есть хорошо” и “что есть хреново”. Существуют также базовые социальные инстинкты, которых вполне достаточно для осознания того, что поцеловать в щечку – это приятно, а оторвать голову – как-то не очень.
А теперь задайтесь вопросом: какими душевными качествами надо обладать, дабы впихивать в глотку ближнего своего концептуально переработанное счастье, а если не лезет – забивать молотком?
Петя и Маша, по пяти лет отроду, разбили соседу окно мячиком. Папа Маши оставил ее без сладкого на три дня и заставил извинится перед соседом. Папа Пети раздел мальчика догола и выпорол ремнем прямо посреди двора. Спрашивается: зачем? Отвечает – как, зачем?! Воспитываю, чтобы человеком вырос, а не …. (непечатные выражения в количестве дофига). Но вот вопрос: может быть разница в степени наказания двоих детей обусловлена не тем, что папа Маши слишком мягкий человек, а тем, что папа Пети – скрытый садист-педофил?
Быть Мессией, несущим счастье Всем-На-Свете, значит иметь возможность оправдать любые свои пороки: тупость, лень, жадность. Особенно удобно все это устроено в той же религиозной пирамиде: сделал гадость – пошел, замолил, расслабился. А потом удивляются: почему это процессы над священниками-извращенцами давно встали на конвейер?
Не может быть счастья одного-для-всех. Никогда и нигде. Ни при каких обстоятельствах. Один счастлив, сидя перед монитором и наблюдая за кривыми “Форекса” – и он прав. Другой счастлив, переводя головоломный текст с суахили на японский – и он тоже прав. Еще один счастлив, сидя на берегу озера, попыхивая “косячком” и обнимая за талию подругу, цитирующую вслух танка Басё – и он, по-своему, абсолютно прав.
А “мессии”…
Что будет, если врач, больной чумой, примется лечить ОРЗ?
Что случится, если слепой сядет за руль автобуса?
Что произойдет, если пустить козла в огород?
Я точно знаю, когда наступит Большое Мировое Счастье. Когда каждый, вместо того, чтобы маяться дурью, вдруг обратит внимание на себя и двух-трех близких ему людей. И поймет, что для счастья нужно не молиться 24 часа в сутки и не сидеть на резиновом коврике, втупившись в “Ом” на стене, а поменять протекающий унитазный бачок. И узнать, почему хреново греют батареи. И перестать, наконец, читать втихаря дневник дочери. И спросить у матери, живущей через пару домов, не нужно ли ей чего?
А если уж совсем невмоготу, и страсть как охота понести в мир разумное, доброе, вечное – вперед! Только сперва поступите так, как поступали настоящие первопроходцы непроторенных дорог Счастья – испытайте, для начала, на самом себе. И хорошенько протестируйте.
Лет, так, 60…
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.