Сегодня, 10 июня, легендарной Аиде Ведищевой, прославившейся такими хитами, как «Лесной олень», «Песенка о медведях», «Помоги мне», «Колыбельная Медведицы», «Чунга-Чанга», исполнилось 70 лет.
Сегодня, 10 июня, легендарной Аиде Ведищевой, прославившейся такими хитами, как «Лесной олень», «Песенка о медведях», «Помоги мне», «Колыбельная Медведицы», «Чунга-Чанга», исполнилось 70 лет.
Лесной олень
Из к/ф "Ох, уж эта Настя!"
С 1980-го она живет в США, продолжая петь под новым сценическим именем. За океан эмигрировала из-за невозможности нормально работать в СССР. Похоронила в Штатах второго мужа и маму. Ее третий брак закончился изматывающим разводом и ужасной болезнью. Но она выдержала. И продолжает выступать. «Бог дал мне испытать всё: я была богатой и нищей, звездой и никем… Стоило пройти через это, чтобы отыскать истинный смысл жизни. Для меня это - музыка», - уверяет певица.
Вообще-то ее зовут Ида Соломоновна Вайс. Появилась на свет в Казани, куда родители-врачи переехали из Киева. А после войны Минздрав направил ее отца-профессора создавать стоматологический факультет Иркутского мединститута.
«Так еще одной моей родиной стала Сибирь», - вспоминает она. К своим родинам живая легенда относит и Украину, где, как призналась в 1997 году в Донецке на первом концерте после эмиграции (в столице шахтерского края тогда обитали ее сестра и родственники), «прошли самые лучшие годы моей жизни». Скорее всего, речь о детстве - лето она постоянно проводила на даче под Киевом, откуда родом мама.
Сценой Идочка бредила с детства. Ее подругой-одноклассницей была Валя Шарыкина - будущая пани Зося из кабачка «13 стульев».
- Зима, холод, а мы сидим с ней на теплых батареях в подъезде и, свесив ноги в валенках, мечтаем о будущем. Ее мама была звездой оперетты, моим педагогом. Мы с Валей посмотрели весь репертуар Иркутского музыкального театра. Именно тогда, в детстве, была заложена моя страсть к мюзиклам, спектаклям, - уверяет юбиляр.
- Родители связывали мое будущее с медициной, но я кричала: «Не хочу! Не буду!» - и... готовила себя в артистки, - рассказывает Ведищева. - Приходила со школы, бросала портфель, надевала мамины туфли на шпильках и голосила: «Джамайка!..» Песня эта отозвалась годы спустя, когда мой единственный ребенок, Владимир, заявил, что женится на темнокожей девушке родом… из Ямайки.
Но до этого еще было очень далеко. Она выступала в театре юного зрителя, окончила иркутскую музыкальную школу. Отец остался непреклонен: «Не хочешь быть врачом? Тогда иди изучать языки!» Дочь поступила в пединститут иностранных языков. Чтобы, отдав родителям диплом, заявить: «Ваше желание выполнено. Теперь начну исполнять свои мечты».
Попытка поступить в Московское высшее театральное училище им. Щепкина завершилась провалом. Зато она узнала, что с такими ФИО ей на эстраде делать нечего. Так и превратилась в Аиду Семеновну. А Ведищева - фамилия первого мужа, акробата Вячеслава, лауреата международных конкурсов. Они встретились за кулисами филармонии, солисткой которой к тому времени была Аида. Вспыхнул роман. Благодаря супругу оказалась в Москве, работала в легендарных оркестрах Лундстрема, Утесова, ансамбле «Голубые гитары». Но настоящая слава накрыла ее после «Кавказской пленницы».
В титрах комедии о Шурике и Ниночке вы не найдете фамилии Ведищевой. Нет ее и в еще одном фильме Гайдая - «Бриллиантовая рука». А ведь и песенку о медведях, трущихся спиной о земную ось, и надрывную «Помоги мне» из сцены соблазнения Никулина Светличной исполняла именно Аида.
К тому времени на ее счету уже были победы в песенных конкурсах. В «Кавказскую пленницу» требовалась исполнительница с голосом, похожим на тембр играющей Ниночку Натальи Варлей.
- Мне позвонила подруга, работавшая на радио, и сказала: нужно записать песню, - вспоминает Ведищева. - Та оказалась незамысловатой, так что управились за полчаса. А через неделю звонок: «Вы прошли конкурс на голос героини».
В титрах ее фамилию не указали, зато на пластинке фирмы «Мелодия» с «Песенкой о медведях», которая разошлась рекордным тиражом в семь млн. экземпляров, значилось: Аида Ведищева.
Песнка о медведях
- Как первая советская «миллионерша», я была отправлена на фестиваль эстрадной песни в Сопот. Мы приехали 19 августа 1968 года. А 21-го наши войска вошли в Чехословакию. Я немножко опоздала в столовую. И вдруг смотрю: все такие огорченные. Валечка Леонтьева была с нами, Виктор Вуячич... Карел Готт встает и говорит: я не могу петь, когда моя страна в огне, - вздыхает звезда.
Из Москвы пришло распоряжение и нашим артистам - никаких песен. Боялись, что поляки из солидарности с чехами освистают советских исполнителей. Аида ослушалась, выдав вместо одного даже несколько хитов. Ее встретили великолепно, вызывали на «бис» и даже дали вторую премию. А министр культуры СССР Екатерина Фурцева внесла фамилию ослушницы-Ведищевой в черный список.
Вскоре появилась «Бриллиантовая рука». Композитор Александр Зацепин настоял, чтобы соблазнительную песню «Помоги мне» исполнила исключительно Аида. Ее, гастролирующую тогда по Дальнему Востоку, искали целый месяц. А как только появилась, сразу пригласили на «Мосфильм».
- Захожу, а на полу сидят трое: Леонид Гайдай, Юрий Никулин, Андрюша Миронов - выпивают. И меня приглашают в тесную компанию. А я им: «Буду делать что-нибудь одно - или петь, или пить». В пять утра состоялась первая и единственная проба. Вскоре фильм вышел на экран, и тут же в мой адрес посыпались гневные письма из Министерства культуры с упреками в пошлости и пропаганде секса. Картину ставил Гайдай, образ женщины легкого поведения создала Светличная, а козлом отпущения оказалась Ведищева, - грустно улыбается она.
Помоги мне
А дальше пошла уже неприкрытая травля. Ведищеву, хиты которой знала вся страна (песня «Товарищ» - «Чтоб дружбу товарищ пронес по волнам, мы хлеба горбушку - и ту пополам» - так вообще стала гимном молодежи 70-х), перестали показывать по телевидению, транслировать по радио, отменяли концерты.
Товарищ
О.Иванов - А.Прокофьев. Из м/ф "И мама меня простит", реж. А.Петров, Союзмультфильм, 1975. В оригинальной анимации песня звучит фрагментом.
Созданная ею в паре с талантливым балетмейстером, продюсером, режиссером Юрием Шерлингом концертная программа «Поющие новеллы» имела огромный успех у публики. А чиновники, которых бесила свободолюбивая, не вписывающаяся в общие рамки Ведищева (одной из первых она стала не просто стоять столбом у микрофона, но превращать пение в мини-спектакль), отобрали у артистки ансамбль под предлогом того, что он нужен Минкульту для заграничных гастролей.
В марте 80-го с мамой, сыном, новоиспеченным мужем и пятью собаками она покинула Союз. «Я понимала: если останусь - это будет моей творческой смертью. Но отъезд стал для меня трагедией. Это было смерти подобно», - уверяет Ведищева.
С языком у нее всё было в порядке (не зря в свое время окончила профильный институт), но со связями… Кому была нужна в США русская эмигрантка?
Всё пришлось начинать сначала. Она пошла в колледж, изучала театральное мастерство, пластику, сценическую гимнастику. Во время первого самостоятельного шоу ее заметил известный менеджер Джо Франклин, который открыл Барбару Стрейзанд. Помог устроить концерт в «Карнеги-холл». А дальше пошла жизнь «бременских музыкантов»: гастроли, гастроли, которые не прекращаются и по сей день.
Потом она опять стала миллионершей, но не пластиночной, а настоящей. Правда, то замужество Ведищева вспоминает как страшный сон. Окончательным аккордом которого стало нападение «крысы» - именно такие очертания были у опухоли, в 1995-м обнаруженной у артистки. Чуть ранее рак выявили и у друга певицы - Савелия Крамарова. Он умер, а она сумела одолеть третью, неоперабельную степень.
- Сделала операцию, затем прошла через мучительную процедуру химиотерапии, закупила всю литературу на тему моей болезни, изменила образ жизни, систему питания. Я боролась. И победила! - сверкает она глазами. - Именно тогда дала слово Господу Богу, что до последнего дня буду петь и нести радость людям.
И поет (вещи из популярных бродвейских мюзиклов и голливудских фильмов, а также русские, цыганские, еврейские), и несет. Для американцев - под псевдонимом Amazing Aida (Удивительная Аида), для стран постсоветского пространства, где ее всё так же любят и ждут - как Аида Ведищева.
- Я верю, что у меня еще всё впереди, - отмечает юбилярша. - Еще столько жизней предстоит прожить, столько сыграть и спеть…
- С благодарностью вспоминаю Славу, он действительно помог состояться мне как артистке, - говорит Аида Ведищева о первом муже, который прославился как исполнитель оригинального циркового номера - балансировал на горке из досок и цилиндров. - А какие наряды мне привозил из своих бесконечных зарубежных гастролей! Но и я была ему хорошей женой - помогала на гастролях, родила сына. И всё-таки брак не удался - уж очень мы были разными. Кроме того, муж по любому поводу пускал в ход руки. Частенько я приходила на репетиции с подбитым глазом. Ревновал он меня дико. Мы расстались, но я всегда благодарила Славу за то, что он был в моей жизни.
Вторым избранником Аиды стал руководитель ее ансамбля Борис. Именно с ним она покинула Союз, начала покорять Бродвей. Но он, в отличие от супруги, не сумел адаптироваться в США. Забросил музыку, отпустил бороду, ушел в молитвы. И тихо угас.
А потом появился американский миллионер с польскими корнями. Джей Маркофф был старше Аиды на 20 лет. Всё шло прекрасно, пока он не поставил условие: никогда больше не гастролировать. И уж совсем разочаровалась в Джее, когда узнала, что все кредиты он оформляет на нее, а приобретаемые в собственность землю и дома - на своих родственников. Развод длился три года и походил на войну.
После этого она поклялась, что с мужчинами «завязала» навсегда, с головой ушла в творчество. Но…
- Однажды пришла в офис, в котором тиражировались мои видеокассеты. Отец хозяина заведения случайно посмотрел их и - потерял голову от любви. Наин только приехал в Америку из Израиля. Он расстался с женой, пробовал организовать ресторанный бизнес. При этом не говорил ни по-английски, ни по-русски. Я сдалась и... стала учить его английскому, - улыбается Аида Семеновна.
Это оказалась та самая Любовь, которую она искала всю жизнь. Наин был с ней во время ее борьбы с раком, выхаживал, как маленькую. «Теперь мы неразлучны», - говорит Ведищева.
музыка В.Шаинский слова О.Нагорняк
Р.Орлов-Млынарский. Русский текст- Л.Дербенёв
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.