До сих пор показ "Джентльменов удачи" на любом телеканале зашкаливает все существующие рейтинги. И сколько ни смотришь — не надоедает. Как выдержанное марочное вино. Потому что сделано по лучшим профессиональным рецептам доброго советского кино.
До сих пор показ "Джентльменов удачи" на любом телеканале зашкаливает все существующие рейтинги. И сколько ни смотришь — не надоедает. Как выдержанное марочное вино. Потому что сделано по лучшим профессиональным рецептам доброго советского кино.
Начало "Джентльменам удачи" положила дружба. Именно она подсказала молодому режиссеру Георгию Данелия, уже успевшему громко заявить о себе фильмами "Сережа", "Я шагаю по Москве", "Тридцать три", "Не горюй", помочь вышедшему из тюрьмы другу и сокурснику, в то время безработному Александру Серому, запуститься с новым фильмом. Для этого Данелия и взялся писать сценарий комедии. А в помощницы позвал модную 33-летнюю писательницу Викторию Токареву. Кинотусовка упорно судачила об их бурном романе во время написания сценария, хотя жена Данелии, Любовь Соколова, хранила молчание и не подавала виду, что знает об этом. Как бы там ни было, сценарий получился на славу.
Тему выбрали из недавнего тюремного прошлого Александра Серого, герои же несколько раз менялись. В первом варианте криминальных типов должен был перевоспитывать своей добротой молодой милиционер. Но когда сценаристы пошли согласовывать работу к высокому милицейскому начальству, им резонно возразили, что если жуликов можно перевоспитать всего-навсего добротой, зачем же тогда карательные органы? Так главным героем стал воспитатель детского сада. Его визави — вор-рецидивист Доцент. Обе роли блестяще сыграл Евгений Леонов. Евгений Павлович был настолько дотошным профессионалом, что, готовясь к съемкам, даже специально ходил в Бутырскую тюрьму и смотрел в глазок камер, изучая поведение и манеры заключенных.
Во время съёмок не обошлось без курьезов. При съемках кадра, где Евгений Леонов едет на верблюде, у актёра никак не получалось взгромоздиться на верблюда Бориса. Тогда режиссёр Александр Серый нашёл оригинальное решение: предложил дрессировщику посадить себе на плечи актёра, спрятаться за верблюда и шагать с ним рядышком, синхронно.
Для съёмок в машине с цементом долго не могли подобрать подходящий раствор. Раднэр Муратов любил рассказывать, как снимали этот эпизод: "Наступил день, когда нас стали туда опускать. Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской, подкрашенной зелёной луковой эссенцией. Состав был такой терпкий, липкий... Вылезли мы после съёмок из этого раствора и быстрее мыться, кое-как от себя отскребли его. Смотрим, а Вицина и нет. Оказалось, что он продолжает сидеть в цистерне, потому что кто-то сказал ему, что этот состав на 23 лекарственных травах на 15 лет продлевает молодость".
Дом, в котором джентльмены удачи жили в Москве, стоял в Старопименовском переулке. Строение было предназначен на снос, жильцов выселили, но оказался удивительно крепким, поэтому его без сожалений отдали киношникам для сжигания. Кстати, в фундаменте здания потом нашли клад, рабочие, занятые на разборке стен, подрались из-за находки. Кто-то вызвал милицию, клад конфисковали, драчуны вообще ничего не получили
Вспоминает Олег Видов: "Работа в фильме "Джентльмены удачи" была мучительно тяжёлой для меня. Когда я играл таксиста, Савелий Крамаров сидел справа от меня и произносил свой текст. А я не мог сдержать смеха. Режиссёр командовал: "Повернись и говори с человеком!" А я не мог! У меня слёзы текли от смеха, и все смеялись".
«Мы хотим создать фильм, в котором будут участвовать лучшие комедийные актеры: Леонов, Никулин, Крамаров, Миронов, Ролан Быков и др.» – с этого обращения к худсовету начинается сценарная заявка. По задумке Данелия и Токаревой, роли должны были распределяться так:
Ролан Быков – фальшивомонетчик по кличке Миллиметр;
Юрий Никулин – профессиональный альфонс, многоженец;
Андрей Миронов – жулик по кличке Пижон. Ворует машины и продает их в Тбилиси;
Савелий Крамаров – мелкий карманник по кличке Косой.
Сценарная заявка еще не была утверждена, а почти все актеры уже отказались от участия в картине. Каждый – по своей уважительной причине. Миронова ждали другие съемки, Никулин не захотел вновь появляться на экранах в комедийной роли, у Быкова оказались более важные дела.
Сюжет переписали, придумали новых героев и принялись мучительно искать актеров. Прежде чем Георгий Вицин стал Хмырем, худсовет отсмотрел десятки претендентов. В их числе – Лев Дуров, Рудольф Рудин, Виктор Сергачев. Многие из этих проб были довольно удачными, но выбор в итоге все равно пал на Георгия Вицина. Правда, с ремаркой «поработать над гримом».
На роль чудаковатого профессора-археолога Мальцева единогласно утвердили Эраста Гарина. А вот с Крамаровым, которого авторы сценария пригласили одним из первых, вышла накладка. Худсовету показалось, что во время кинопроб артист полностью выложился буквально в одном маленьком эпизоде. А хватит ли его актерских ресурсов на полноценную роль? – переживали на «Мосфильме». Кандидатуру Крамарова все-таки утвердили, но с условием, что он будет искать новые краски в образе Косого.
Дольше всего подбирали исполнителя роли Василия Алибабаевича. Сначала хотели пригласить Фрунзика Мкртчяна. Но после того как ереванские правоохранительные органы намекнули, что Фрунзик стоит у них «на особом счету» (где-то провинился), этот вариант отпал. И тогда со всей страны потянулись на «Мосфильм» лица «нерусской национальности».
В итоге не прошел ни один, даже фактурный Владимир Этуш показался высокому мосфильмовскому начальству неубедительным. В протоколе заседания худсовета значится: «Из представленных на кинопробе не годится ни один, сделать кинопробу И. Рутбергу». Когда не повезло и Рутбергу, претендентов начали отсматривать по новой. И лишь тогда обратили внимание на артиста Государственного театра, киноактера Раднэра Муратова, который и стал тем самым неповторимым Василием Алибабаевичем.
До сих пор непонятно: как советское начальство не запретило комедию, где главные герои – воры и рецидивисты, а с экрана льется блатная речь? Думается, здесь свою роль сыграл авторитет Георгия Данелия, который выступил в довольно необычном амплуа – не режиссера, а художественного руководителя картины. И все-таки – от греха подальше – после долгих обсуждений сценарий разослали почти всем крупным милицейским чиновникам: на утверждение. И каждое из ведомств, ознакомившись с сюжетом, внесло свои поправки.
Вот, к примеру, выдержки из отзыва первого заместителя начальника ГУИТУ МВД СССР Ф. Кузнецова: «Авторам в основном, бесспорно, удалось, используя острый комедийный сюжет, обнажить и осмеять ложную романтику нарушителей социалистического правопорядка, показать неотвратимость наказания за совершенные преступления. Вместе с тем нельзя не заметить и некоторых существенных недостатков сценария, устранение которых, по нашему мнению, повысит воспитательную роль фильма, усилит его общественное звучание. Вызывает недоумение образ полковника Верченко – представителя «всесоюзного розыска». Авторы наделили его всевозможными пороками: малокультурен, неискренен, резок, раздражителен и т.д. Полковник Верченко – образ, естественно, собирательный. Стало быть, его моральные и деловые качества следует понимать как суть облика многих руководящих и ответственных работников органов, которым поручено бороться с преступностью».
Не понравилась сотрудникам МВД и блатная речь героев фильма: «Текст сценария явно перенасыщен жаргоном преступников. Вызывает серьезное опасение, что фильм, снятый по этому сценарию, явится пропагандистом блатной терминологии, которая может быть поддержана молодежью».
Пришлось сценаристам вкладывать в уста своих героев более невинные ругательства: сарделька, сосиска, редиска, петух гамбургский и даже Навуходоносор.
Многие уверены, что «Джентльменов удачи» снял Георгий Данелия. На самом деле режиссер картины –Александр Серый. Просто в те годы за Серым стойко закрепилась слава неудачника, поэтому Данелия, сокурсник по Высшим режиссерским курсам, решил ему помочь.
А случилось вот что. В 1958 году на какой-то вечеринке в ресторане Серый приревновал свою возлюбленную к одному из посетителей. В кровавом поединке будущий режиссер вышел победителем. Его соперник, молодой архитектор, на всю жизнь остался инвалидом, а Серый вместо защиты дипломной работы из съемочных павильонов перекочевал в исправительно-трудовую колонию. На пять лет.
Что удивительно: когда Серый вышел из тюрьмы, та самая возлюбленная, из-за которой завязалась драка, верно ждала своего Отелло. Они поженились, у них родилась дочь. Еще удивительней то, что в кинематографических кругах «откинувшегося» с зоны режиссера встретили довольно радушно. По крайней мере кислород ему не перекрыли, мосфильмовское начальство даже доверило новобранцу два фильма. Название их, правда, уже кануло в Лету, потому что картины получились, мягко говоря, не очень хорошими. Одним словом, как кассового режиссера Серого на «Мосфильме» никто не воспринимал. Кроме Георгия Данелия, который перед съемками «Джентльменов» лично уговорил худсовет, что Александр сможет-таки сделать достойную картину.
Кстати, вот еще забавный факт. Когда Серый пришел обсудить будущий фильм с уже назначенным МВД консультантом – Ильей Голобородько, в то время первым заместителем начальника политотдела Главного управления исправительно-трудовых учреждений МВД, – тот отправил режиссера… на зону. Мол, если хотите, чтобы картина получилась достоверной, нужно вам, человеку творческому, поехать в колонию и лично похлебать недельку-другую тюремную баланду. Серый не решился раскрывать подробности своей биографии (а вдруг еще снимут с режиссерского поста) и послушно уехал на две недели в зону неподалеку от Горького. Правда, как сам он потом признался, все это время тихо просидел в гостинице.
Комедия «Джентльмены удачи» стала самой яркой в творческой биографии Александра Серого. Позже он снял фильмы «Ты – мне, я – тебе» и «Берегите мужчин». Но превзойти себя так и не смог.
Снимая комедии, сам он жил в "жанре" трагедии. Его постоянно преследовал, пытаясь отомстить, человек, которого он сделал инвалидом. Преследователь, болезнь (у него обнаружили рак крови), и жизненная неустроенность толкали Александра в глубокие депрессии. В конце концов, он покончил жизнь самоубийством.
Наверное, по количеству известных артистов "Джентльмены удачи" побили все рекорды советского кино. Даже в эпизодических ролях — "звезда на звезде": Олег Видов, Эраст Гарин, Николай Олялин, Любовь Соколова. У одной из самых красивых и оглушительно популярных актрис того времени Натальи Фатеевой в период съемок фильма была еще грудная дочка Наташа, и потом, ей совсем не хотелось сниматься в крохотной роли. Но, как она позже призналась, мудро рассудила, что нельзя исчезать с экрана, а то забудут, да и деньги — не лишние. Сниматься в маленьком эпизоде наотрез отказывался и Анатолий Папанов, но долгие уговоры Данелии все же сработали.
Когда в конце 1971 года "Джентльмены" вышли на широкий экран, официальный прием и зрительский были прямо противоположными. У зрителей — ошеломляющий успех, фильм сразу и безоговорочно стал хитом, заняв первое место в прокате СССР. А критики и чиновники от кино обвиняли его во всех смертных грехах. Главное, что "шили" фильму — дурновкусие. Но, как вспоминал потом Евгений Леонов: "Фильм был очень популярен. Скажи кому-нибудь из зрителей, мол, мне не нравится — там, дескать, с эстетикой не все ладно — так тебя же еще и побьют за это".
Большинство тюремных выражений привнес в фильм (из личного горького опыта) Александр Серый: "канай отсюда", "рога поотшибаю", "моргалы выколю", "пасть порву". А вот хохму про памятник Лермонтову ("мужик в пиджаке") и выражения вроде "всю жизнь работать на лекарства будешь" — придумали сценаристы.
Георгий Данелия не только писал сценарий и "пробивал" картину, но и заменял Серого на съемочной площадке, когда тот болел. И вообще, был художественным руководителем фильма. После "Джентльменов удачи" отношения у двух режиссеров почему-то разладились. По версии Данелии: "Мы не ссорились, нет, просто в какой- то момент я стал ему не нужен, и мы расстались". Ну а тандем Данелии с Викторией Токаревой дал зрителям еще один незабываемый хит — "Мимино".
Премьера кинокомедии состоялась 13 декабря 1971 года в московском кинотеатре «Россия», а на следующий день спекулянты уже продавали билеты по три рубля. В кассе они стоили 20 копеек, но достать их было невозможно. В советском прокате 1972 года «Джентельмены удачи» заняли первое место. Фильм посмотрели 65,2 миллиона зрителей. При смете в 400.000 рублей фильм за год принёс около 30 млн.
Партия, в которой Хмырь выиграл шляпу у азартного героя Анатолия Папанова, выглядит следующим образом: 1. e2-e4 e7-e5 2. Кg1-f3 Кb8-c6 3. Сf1-c4 Кc6-d4 4. Кf3:e5 Фd8-g5 5. Кe5:f7 Фg5:g2 6. Лh1-f1 Фg2:e4+ 7. Сc4-e2 Кd4-f3x. Судя по всему, Хмырь действительно неплохо играет в шахматы, на уровне 2-го, а то и 1-го разряда. Во всяком случае, он отлично знает очень эффективную и неожиданную дебютную ловушку.
Оказывается, "блатная" песня "Постой, паровоз, не стучите, колеса" из «Джентльменов удачи» была написана в Петрозаводске. В 1946 году, находясь на этапе, ее сочинил вор-рецидивист Николай Ивановский. А в фильм песня попала во времена, когда Ивановский работал осветителем на "Ленфильме". Среди его друзей были известные артисты, такие, как Олег Даль, а сам он является автором книги "Не скосить нас саблей острой" и членом Союза писателей России.
Памятник «джентльменам удачи» — Доценту, Косому, Василию Алибабаевичу и верблюду Васе установили в апреле 2006 года в казахстанском городе Тараз — бывшем Джамбуле. Автор скульптурной композиции Темирхан Колжигин рассказал, что памятник заказал местный предприниматель Агадил Ерекбаев, открывший рынок в центре города и решивший таким образом украсить его. В группе, правда, не хватает Хмыря. Композиция выполнена из бетона и окрашена бронзовой краской. Высота фигур более двух метров.
Косого зовут Федя Ермаков, Хмыря — Гаврила Петрович Шереметьев. Фамилия Доцента — Белый, Василия Алибабаевича — естественно, Алибаба, гардеробщика — Прохоров, профессора — Мальцев, а Евгения Ивановича — Трошкин.
"Мужик в пиджаке" — это памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову, установленный напротив дома на Каланчёвской улице, в котором он и родился. Памятник работы скульптора Исаака Бродского, установлен в 1965 году, когда и площадь именовалась Лермонтовской, и станция метро "Красные ворота" тоже носила его фамилию.
Все побежали и я побежал...
Лошадью ходи
Век воли не видать!
Все! Кина не будет! Электричество кончилось!
Сан Саныч, давай червонец, пожалуйста, буду керосинка покупать!
Сколько я зарезал, сколько перерезал, сколько душ я на тот свет пустил...
Пасть порву, моргалы выколю...
Караул, хулиганы зрения лишают!
Девушка, а девушка, а как вас зовут?
Украл, выпил, в тюрьму!..
А в тюрьме сейчас ужин — макароны!
Заметут нас — точно!
Сидим тут, как три тополя на Плющихе...
А это наш младший ...научный сотрудник.
Этот нехороший человек предаст нас при первой же опасности!
Всю жизнь на лекарства работать будешь!
Какой хороший цемент... Не отмывается совсем!..
Этот нехороший человек мне батарею на ногу сбросил, падла!
А бензин ослиной мочой кто разбавлял?
Эй, гражданина! Ты туда не ходи, ты сюда ходи!
Снег башка попадет...
Так это в Турции... Там тепло...
А говорил, что порожняком пойдет!
О, обрили уже...
Такой хороший дэвушка, а отец — барыга, спекулянт...
Карту купи, деревня!
Это тебе не мелочь по карманам тырить!
Петух Гамбурский!
Не он это!
Чем больше сдадим, тем лучше!
Порезать бы вас всех, да возиться неохота.
Нехороший ты человек- злой
Материал из различных интернет-источников
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.