Эту часть статьи мы посвятим тому, как реальная жизнь и политика вторгаются в нашу жизнь и овладевают нашими мыслями. Мы поговорим о том, что пишут наши читатели, и как это конкретно связано с происходящим в мире. Как бы это ни показалось странным, но наши читатели очень тонко чувствуют ситуацию, и ситуация буквально вибрирует, как живая субстанция. Бег времени словно многократно ускорился. То, на что раньше уходили долгие годы, теперь в мире случается за недели.
Собственно говоря, за это тоже нужно «благодарить» глобализацию. Не успели успокоиться страсти в Лондоне, как в Париже произошёл точно такой же инцидент. Совершенно понятно, что теперь те, кто хочет действовать, могут выстраивать временные цепочки и координировать свои действия, просто глядя в телевизор. Глобализация ускорила множество процессов, в том числе и негативные и опасные, но об этом мы ещё упомянём при случае.
Сначала хотелось всё же осветить некий момент, вопрос по которому поставил один из наших «исторических» читателей (!). Читатель под ником hoplit на утверждения автора в статье «Почему США боятся заключённых Гуантанамо», что президентам и просто высокопоставленным чиновникам (в статье было сказано «конкретных Бушей, Пауэллов и так далее») очень скоро придётся отвечать как обычным уголовным преступникам. Уважаемый hoplit задаётся вопросом, что заставит правительства изменить существующее положение вещей? Нужно отметить, что вопрос бьёт в самую суть проблемы. Кто же добровольно откажется от того, чтобы быть неуязвимым для юрисдикции международных законов.
Вот, собственно, отсюда всё и начинается. Как говорит русская пословица, по одёжке протягивай ножки. Всё дело в том, что одёжка США сегодня весьма похожа на тришкин кафтан. Везде худ и короток. Куда ни стяни его, в ином месте обязательно что-то оголится. В таких условиях планировать, что кто-то тебе что-то простит или замолчит твои грехи, нет никаких реальных оснований. США находятся на грани возникновения титанического внешнего давления. Те, кто с удовольствием принимал американскую помощь и гранты, лишившись их, подвергнут США особо изощрённой критике. США очень скоро попадут во внешний вакуум.
Причиной для такой злобной критики будут обманутые надежды. Те, кто получает гранты и живёт припеваючи, окажутся без средств к существованию, и вот это заставит давить на своих бывших благодетелей. У них есть дети и дачи, им нужна финансовая стабильность, чтобы учить своих детей в «гарвардах и кембриджах». После отказа в грантах, а это обязательно случится в ближайшем будущем, жизнь иностранных агентов станет ужасной. Это будет мягкий вариант того, что случилось во Вьетнаме после ухода американцев. Сотрудничающих с американцами просто вырезали. Американцы стыдливо обходили молчанием то, что происходило с их приспешниками во Вьетнаме.
В России на государственном уровне никто никого вырезать не станет, а вот на бытовом станет обязательно, это будет «ярость благородная» своего народа. Все эти пономарёвы и немцовы обязательно подвергнутся насилию. Собственно говоря, это уже происходит. «Рыжие немцы» уже ощущают на себе это давление. Как известно, Каспаров уже эмигрировал, а в отношении Немцова уже начали применять насилие. Так, было объявлено, что злоумышленники сбросили на его внедорожник использованный ранее и где-то демонтированный унитаз.
Это, безусловно, акции прямого действия, которые обязательно получат своё продолжение. Вполне возможно, что очень скоро мы услышим и о других событиях такого рода, то есть, не обязательно чтобы с унитазом, но господину Немцову, наверное, остальные смогут позавидовать, потому что не всем так повезёт. Кого-то изобьют, а кого-то возможно совсем уничтожат. Настроения такие в народе определённо есть. Если либералы их не чувствуют, это большая ошибка с их стороны.
Сказать вернее, либералы это чувствуют, но не все. Среди тех, кто чувствует, есть «любимое» всеми россиянами радио. Там хорошо чувствуют, чего они заслужили, по мнению россиян. Именно поэтому и был привлечён к озвучиванию «особого мнения» Познер. Он, как говорилось раньше, пытался стравить пар, и даже назвал Гозмана каким-то словом, но это мало кого остановит. Россия, как и США, стоит, возможно, перед самым значительным ростом народной активности. Разница здесь состоит в том, что в России это будет антилиберальная активность, а вот в США антиправительственная. Точно по законам физики, из-за разницы давления между внутренним давлением и внешним вакуумом обязательно произойдёт прорыв давления в сторону внешнего вакуума.
Соединённым Штатам придётся своё законодательство унифицировать с международным. Вот здесь и произойдёт возникновение реальной уголовной ответственности. Так, между прочим, уже происходило ранее. Как мы помним, на Окинаве жители уже давно протестуют против военных баз США и выступают за уголовную ответственность военнослужащих США, находящихся на местных военных базах. Дела у них пока не продвинулись, однако в Пакистане уже совершенно точно военнослужащие США подсудны пакистанскому уголовному преследованию. Кроме того, американцы теперь вынуждены согласовывать свои атаки против боевиков с местными властями. Учитывая прецедентное право американского правосудия, для американцев это, как говорится, «лиха беда начало».
Возвращаясь к вопросу, что заставит отказаться от привилегий неприкосновенности, следует отметить, что здесь будет работать всё то же внутреннее давление. После кризиса, или даже до его окончания, наступят ранние стадии развала. Вот здесь собственный народ обязательно вытрясет душу из обанкротившихся правительств, что приведёт к увеличению ответственности, вплоть до уголовной. Ну, допустим, так произойдёт и уже происходит в либеральной Европе, но будет ли так в США? И вообще, так ли силён кризис в США, чтобы оказать такое сильное влияние на политику путём ухудшения в экономике? Постараемся ответить и на этот вопрос.
Недавно по заданию редакции автору пришлось побывать на собрании акционеров одной из девелоперских компаний Нью-Йорка. Там была некая открытая часть, на которую пригласили тех, кто хотел бы вкладывать деньги во вновь возводимую недвижимость. Автор статьи присутствовал и слышал, о чём говорилось на этом собрании. Для начала нужно сказать, что желающих вкладывать деньги оказалось очень много. Это сразу вызвало подозрения. Подозрения не в том, что кто-то специально пригнал столько народа, а в том, что американские инвесторы не верят в международные проекты. Американцы не хотят рисковать деньгами где-то в Киргизии или Индии, хотя туда кто-то по-прежнему вкладывает деньги.
Основная же масса инвесторов решила, как говорят финансисты, «сбежать в доллар». То есть вложиться в американскую недвижимость. Таким образом, происходит стерилизация долларового рынка. Доллар всё больше оказывается закрыт в национальных пределах, это очень плохой звонок для США. В этом положении инвесторы как бы говорят правительству: из-за вашей политики мы вынуждены сидеть дома, а оплачивать этот вынужденный простой придётся ФРС, выпуская всё новые и новые долговые обязательства. Этот лохотрон уже включает сам себя. Всегда в случае угрозы доллару он возвращался «домой». Разница сегодня в том, что уже и дома доллару небезопасно. Самым твёрдым был бизнес на собственной (американской) недвижимости.
Это всегда было тихой гаванью для бизнеса. Много тут заработать не удастся, всего лишь проценты, по сравнению с российским рынком, где заработки исчисляются порядками и разами. Таким образом, оживлённость на внутреннем рынке означает упадок на внешнем. Американские инвесторы будут, конечно, метаться между рынками, и так или иначе мы увидим колебания, но есть один очень серьёзный симптом, и об этом, наверное, есть смысл поговорить особо, исходя из того, как он неожиданно возник перед автором этой статьи, это достойно особого описания.
После заседания нью-йоркских девелоперов автор статьи решил проверить свои выводы из услышанного и договорился о встрече с аналитиками. Вопрос был всего лишь один. Как нужно понимать состояние российской экономики с точки зрения обоснованности и безопасности инвестиций? Стоит ли оно того? Я рассчитывал увидеть серьёзные цифры исследования, и аналитик был готов их предоставить, но далее случилось нечто такое, что сделало все остальные цифры абсолютно ненужными. Странное дело, этот парень как будто экстрасенс, чувствует куда нужно нажать или ударить, чтобы все стало ясно. Вы только послушайте, что он сказал.
На мой вопрос, каковы долгосрочные перспективы развития экономики в целом и бизнеса в частности в России, он ответил почти бесцветным голосом: «Вы заметили, что в России отцы стали старше, а бабушки моложе?». Грехи мои тяжкие! А это-то тут причём? Вот отсюда и начался наш разговор.
Продолжение следует