Россия и Грузия находятся на пороге нового военного конфликта, хотя эксперты и надеются, что «горячего» противостояния удастся избежать.
Россия и Грузия находятся на пороге нового военного конфликта, хотя эксперты и надеются, что «горячего» противостояния удастся избежать.
Однако решения на этот раз принимаются не только в Москве и Тбилиси – свои требования могут выдвинуть также Армения, Азербайджан, Турция и даже Иран, которые за год осмыслили итоги войны в Южной Осетии и пришли к выводу, что границы на Кавказе более не считаются неизменными.
Все мы помним детский анекдот, связанный с невнятностью преподавания отечественной истории в школе: «После войны Германия была расчетвертована на три равные половины». И никто никогда всерьез не задумывался о том, что это безумное, с точки зрения формальной логики, действие может быть осуществлено на практике против какой-либо из стран. Но именно это в перспективе может грозить «маленькой кавказской империи», как называют иногда Грузию.
Пока это лишь гипотеза или, точнее, предположение, которое иногда в приватных беседах озвучивают лишь некоторые представители российских, армянских и азербайджанских госструктур. Однако известно, что в свое время, задолго до войны в Южной Осетии, некоторые российские эксперты, крайне негативно настроенные в отношении Грузии, уже предлагали Кремлю план по ее расчленению, целью которого, в частности, было получить по суше или по морю прямой коридор от России к Армении. Это ослабило бы антироссийские тенденции на Кавказе и позволило бы предотвратить возможный крен Еревана в сторону Запада.
Вот только для того, чтобы план этот реализовать, нужная новая кавказская война. И не двусторонний конфликт, а большая война с Грузией — возможно, только информационная, без применения традиционных вооружений. Причем, по крайней мере, начать эту войну должен вновь или сам Тбилиси, или кто-то из его соседей, – но только не Россия.
Москва, в принципе, вовсе не уверена в необходимости нового военного конфликта на Кавказе, хотя в ее арсенале и есть определенные аргументы за то, чтобы в короткие сроки «закрыть» грузинский вопрос.
«Вероятность конфликта есть. России не удалось предотвратить ремилитаризацию Грузии», — рассказал в интервью «Росбалту» политолог, доцент МГИМО Иван Сафранчук. По его мнению, «отчасти это произошло из-за того, что были завышенные ожидания того, что Саакашвили уйдет от власти». У России остается все меньше резонов, чтобы выжидать, считает эксперт.
«США продвигают Аласанию (экс-постпред в ООН Ираклий Аласания – «Росбалт») в правительство и полагают, что он станет чем-то вроде Зураба Жвании (экс-премьер Грузии, то ли случайно отравившийся газом, то ли убитый – «Росбалт), то есть будет сдерживать Саакашвили, однако все мы помним, чем закончилась предыдущая попытка», — отмечает Сафранчук. «А это значит — еще на три года под боком Саакашвили со всеми своими истериками и с восстанавливающейся армией, – нужно ли это России?», — задается вопросом эксперт.
В связи с этим Сафранчук отмечает, что существует точка зрения, в соответствии с которой «пока еще есть мнение на Западе, что Саакашвили, по большому счету, в прошлом году был не прав, надо прямо сейчас все это опять придавить по свежим следам». «Но делать это все надо, конечно, тонко и изящно», — отмечает эксперт. По его словам, речь идет о психологической игре, которая сводится к тому, чтобы напугать на Западе тех, кто опасается нового конфликта на Кавказе, и в то же время не сыграть на руку тем, кто с удовольствием бы втянул Россию в новый конфликт. «Переформатирование (политики России на Кавказе – «Росбалт») явно будет – неясно только, с конфликтом или без конфликта», — резюмирует Сафранчук.
Пока же действительно наблюдается «игра мускулами», причем не только со стороны России. С одной стороны, сама Грузия идет на обострение и активно захватывает суда, в том числе иностранные, например, турецкие, которые идут в Абхазию. В ответ президент Багапш дал распоряжение открывать огонь по грузинским военным судам, если они будут задерживать корабли, идущие в абхазские порты.
И, что гораздо серьезнее, фактически аналогичные меры приняла и Россия. 28 августа заместитель начальника пограничной службы ФСБ РФ генерал-лейтенант Евгений Инчин заявил, что охрану заходящих в абхазские порты судов возьмет на себя российский флот. Однако самое серьезное решение – это прямое подчинение Черноморского флота и Каспийской флотилии с 1 сентября 2009 года Северокавказскому военному округу (СКВО), где введена новая должность заместителя командующего, на которого и будут организационно замыкаться указанные силы ВМФ.
Показательно, что только противостоянием России, Абхазии и Грузии нынешнее обострение отношений в регионе не ограничилось. В пятницу в Ереване прошли переговоры министров иностранных дел Армении и Грузии, которые в Ереване назвали «очень трудными». И это неудивительно – переговорам предшествовало заявление на прошлой неделе президента Армении Сержа Саркисяна, который на встрече с главами дипмиссий республики за рубежом сообщил о целесообразности придачи армянскому языку в регионе Грузии Самцхе-Джавахети статуса регионального и регистрации там епархии Армянской апостольской церкви. А буквально через несколько дней после этого на границе с Арменией произошла непонятная перестрелка, в результате которой погибли трое грузинских военнослужащих.
Наконец, в ближайшие дни в Тбилиси с внеплановым визитом прибудет лично глава внешнеполитического ведомства Турции Ахмет Давутоглу, который должен будет в том числе потребовать от грузинских властей отпустить недавно захваченный ими турецкий танкер, якобы шедший в Абхазию. Если раньше турки терпеливо сносили конфискацию и последующую продажу с аукциона своих судов, захваченных грузинами в Черном море, то на этот раз они утверждают, что танкер был арестован в нейтральных водах, и требуют освободить его.
«Грузинские власти играют с огнем. На Черном море властвуют Россия и Турция», — отмечает в связи с этим замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. «При этом турецкий военно-морской флот уже превышает по своему потенциалу российский», — отмечает он, указывая, что «грузины могут противопоставить этому десяток легких катеров, чье вооружение можно уподобить допотопным пулеметам «Максим».
Таким образом, налицо обострение сразу нескольких вялотекущих конфликтов в регионе, и участвуют в них не только Россия, Абхазия и Грузия, но и Армения с Турцией, а значит, косвенно, даже и союзный Анкаре Азербайджан. Прозвучали уже и первые выстрелы. И вопрос лишь в том, смогут ли теперь закавказские государства договориться, несмотря на начинающуюся игру мускулами, или из маленькой искорки вспыхнет новый большой пожар.
Иван Преображенский
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.