После падения коммунизма и вхождения России в клуб ведущих держав планеты, большинство претензий к ней со стороны бывших противников, казалось бы, исчезли навсегда...
После падения коммунизма и вхождения России в клуб ведущих держав планеты, большинство претензий к ней со стороны бывших противников, казалось бы, исчезли навсегда...
А сама мысль возможной войны против неё выглядит просто нелепой и встречается только в фантастических романах. Но таких ли уж фантастических? Так ли уж безоблачно небо над этой крупнейшей и богатейшей страной мира?
Отсутствие видимых причин – вот что вызывает категорическое отрицание возможности войны. И растерянное удивление, когда она всё-таки начинается. Но если пролистать историю человечества за последнюю тысячу лет, то можно убедиться, что ни один вооруженный конфликт между государствами никогда не начинался спонтанно или по пустякам. Монархи или правительства, двигающие свои армии на соседей, всегда имели для этого веский повод. Просто не всегда говорили о нем вслух, чаще всего подменяя его какими-то лозунгами: отстоять честь, вернуть исконные земли или Гроб Господень, пострадать за веру или демократию, отомстить угнетателям и т.д. Порою такую же лапшу на уши вешают своим подданным и правительства государств, подвергшихся агрессии супостата.
Взять, к примеру, Отечественную войну 1812 года. Советские историки в своей запальчивости договорились до того, что однажды в учебниках появилось утверждение, что Наполеон якобы мечтал завоевать Россию. И ведь наивные школьники этому верили! Хотя на самом деле эта далекая и холодная (по французским меркам) страна не была нужна императору и даром. Более того, с Россией у него был мирный договор!
Однако «Бонопартий» счел, что Россия хитрит, не выполняет взятых на себя обязательств и вообще готовится к новой войне с Францией. К этой мысли его усердно подбивали многочисленные недоброжелатели России, особенно из Восточной и Центральной Европы. Поэтому своим вторжением Наполеон хотел окончательно вывести из игры самого опасного (на суше) потенциального противника своей объединенной Европы. Но не завоеванием, а обычным военным разгромом с последующим подписанием нового мира, уже на более жестких условиях, как это было с Австрией и Пруссией. Единственно, кто в рядах его армии претендовал на кусок русской земли, были поляки, мечтавшие возродить свою Речь Посполитую вплоть до Смоленска и Киева. И просто умолявшие «сира» сокрушить ненавистную им Московию. Вот только о роли и намерениях «ляхов» в этой войне нам почему-то не особо рассказывали...
Летом 1914 года вся Европа пребывала в обстановке полной стабильности и доброжелательности. Немецкие туристы ездили в Париж, а французские – в Берлин, образованные люди из разных стран мечтали вслух о будущем человечества. Рабочие с плакатами ходили по улицам, требуя повышения зарплаты, студенты читали стихи гимназисткам. Война? Полно вам, господа, ведь двадцатый век на дворе, какая может быть война, ну разве что где-то в Африке или далеко в Азии!
В общем, никто и предположить не мог, что почти пустяковый политический конфликт между Австрией и Сербией закончится войной, которая за считанные недели разовьется в невиданную доселе бойню мирового масштаба. А эти милые вежливые люди, листающие газеты в сквериках, будут с яростью колоть и душить друг друга в грязных окопах. Не мог предположить, потому что тогда это казалось либо бредом сумасшедшего, либо фантастикой в стиле Уэллса, а реальностью был технический прогресс, развитие науки, биржевые новости, политические дебаты в парламентах...
22 июня 1941 года началась третья Отечественная война (второй при царе называли Первую мировую), началась совершенно неожиданно для всех. Нет, вовсе не потому, что Германию считали «союзником» – иллюзий в этом отношении никто не питал. Однако трудно было поверить, что Гитлер пойдет наперекор здравому смыслу и совершит глупый, лишенный логики шаг: не разгромив Британию, он своими руками создаст себе второй фронт вместо того, чтобы плодотворно сотрудничать с СССР в экономической сфере. Зато в Лондоне в тот день пили виски и благодарили Господа за чудо (и глупость фюрера), и вообще складывается такое впечатление, что пресловутый «план Барбаросса» подсунули Гитлеру именно англичане.
Кстати, и он не собирался завоевывать Россию, прекрасно понимая, что это невозможно. Гитлера вообще не интересовало ничего дальше Уральских гор (о лежащих за ними природных богатствах тогда еще практически не знали). Согласно плану «Ольденбург», после изгнания большевиков в Сибирь европейская часть СССР должна была разделиться на семь «незалежных» государств, поставленных в политическое и экономическое подчинение Рейху, имеющих исключительно аграрно-сырьевую экономику, деградировавшие системы образования и медобслуживания, минимальную социальную базу. Территории, населенные убогими нищими людьми, для которых работа в Германии была бы мечтой, шансом вырваться в цивилизованный мир.
В общем, примерно как в современной Украине, где план «Ольденбург», похоже, успешно претворен в жизнь без всякой войны и отнюдь не немцами. Кстати, возникает вопрос – если мы дружно голосовали за политиков, загнавших нас в эту, пардон, задницу, то вправе ли мы осуждать гитлеровских пособников, хотевших создать, в принципе, точно такую же «самостийну державу»? Чем мы отличаемся от тех, кто приветствовал «Гитлера-визволителя»?
Но не будем посыпать голову пеплом или, напротив, гневно потрясать медалями геройского дедушки, а вернемся к современной России, к вероятности развязывания против неё войны и причинам, по которым это может случиться.
Есть ли они вообще, эти причины? Но прежде давайте рассмотрим причины, по которым эта война выглядит невозможной. Главным аргументом, конечно же, служит ядерный арсенал Российской Федерации – несколько устаревший и потрепанный, но всё же способный выполнить своё предназначение. Нажмет Дмитрий Анатольевич красную кнопку – и весь мир обратится в труху. Это как раз тот сдерживающий фактор, который не допустил Третью мировую между СССР и блоком НАТО в XX веке. И сегодня, по всеобщему убеждению, он удерживает врагов России от того, чтобы вторгнуться на её территорию на своих «абрамсах».
Второй аргумент более прозаический и куда более весомый. Для мирового сообщества вроде бы нет никаких причин нападать на Россию, от которой оно и так получает всё, что ему необходимо. На экспорт исправно идут потоки сырья, обмениваемые на зеленые американские фантики, которые затем работают на экономику как России, так и Запада с Азией: на них закупают огромные партии товаров, приобретают технологии и целые заводы, их вкладывают в западную финансовую систему. В этой сфере вроде бы никто никаких недовольств не выражает, ну, кроме выпавших из этого процесса Украины, Прибалтики и Грузии. Напротив, Россия и её экономические партнеры заинтересованы в наращивании такого сотрудничества.
Не видно веских причин для конфликта и с точки зрения высокой международной политики. Здесь ситуация для России тоже выглядит благоприятно. Сначала она установила, как минимум, нейтральные отношения со своим старым противником – Соединенными Штатами. Затем, пусть и со скрипом, вошла в клуб ведущих мировых держав. Сегодня Россия выстраивает собственную ось Москва - Берлин, которая меняет политико-экономический расклад в Европе, образовавшийся после Второй мировой и падения СССР.
Более того, с 1991 года и Россия, и страны НАТО прекратили наращивание вооружений и уже несколько лет проводят постепенное сокращение своих армий, открыто заявляя, что теперь они нужны им исключительно для «контртеррористических операций». Пожалуй, соберись они устроить новую мировую войну, для этого у них просто не хватит личного состава и необходимого количества техники.
Это не говоря уже о том, что война не нужна подавляющему большинству людей, начиная от простых рабочих и заканчивая миллионерами и политиками. Одни из них желают мирно жить, радоваться новинкам высоких технологий и новым фильмам, копить на новую машину, делать карьеру, ездить на курорты. Другие предпочитают достигать своих целей переговорами, виртуозным бизнесом, в крайнем случае – с помощью кумовства и взяток.
Казалось бы, этих аргументов достаточно для того, чтобы объявить все гипотезы о войне против России вздором, годящимся только для сюжетов книг типа «Метро-2033», «Черный день» или «Второго шанса не будет», авторы которых сами не смогли придумать для неё убедительного повода.
Но он всё же есть. Даже если большинство его не видят или не хотят признавать его существование, чтобы не омрачать этой мыслью свои радужные планы на будущее. Согласны вы с этим или нет, но повод для войны есть всегда, ибо так устроена человеческая сущность.
Мы не можем проникнуть в тайное закулисье высших эшелонов политики и транснационального бизнеса и узнать секреты, тщательно скрываемые от простых смертных. Однако мы можем увидеть и очевидные факты, доступные для всеобщего внимания. Например, резкое падение роли США как политического и экономического полюса всей планеты. Оно началось с подъемами Европы и Китая, а теперь этот процесс усугубляется экономическим ростом в Индии и Южной Америке, а также созданием оси Москва - Берлин.
Действительно, в 90-е годы отрекшаяся от коммунизма и звания супердержавы РФ вела вполне устраивавшую Вашингтон политику – можно даже сказать проамериканскую. Западные компании уже даже начали делить природные богатства России, предвкушая неплохие прибыли. Но главное было даже не столько в прибыли (американцы могут сделать из воздуха или напечатать долларов столько, сколько им нужно), как в факте контроля ценного стратегического сырья. Курсы валют могут обрушиться, ценные бумаги обесцениться, биржи закрыться, а вот углеводороды и металлы в недрах никуда не денутся. Многие высокие технологии станут бесполезными, если не станет необходимого сырья. Все наши электронные чудеса станут хламом, если остановятся тепловые или атомные электростанции. Вот почему контролируя сырье, вы контролируете цивилизацию.
Однако ни США, ни транснациональные корпорации не смогли взять в когти своего белоголового орлана сырьевую базу России. Они смогли лишь немного участвовать в добыче и продаже, приобретя небольшую часть сырьевых компаний. Дальше – хуже. Америка не смогла осуществить и запасной вариант, предусматривавший политико-экономическую блокаду России кольцом «цветных демократий», который должен был взять под контроль пути российского экспорта.
Ну и совсем плохо (для Америки) оказалось то, что теперь российское сырье работает на экономику ЕС, а в перспективе будет работать на экономику Поднебесной. Подчеркнем: проблемой для США является именно еще большее усиление Европы и Китая, а не России – последняя тратит свои гонорары не лучшим способом, и говорить о её экономическом или ином могуществе пока что рано. Она сейчас похожа на внезапно разбогатевшего золотоискателя, который кутит в салуне и еще не придумал, как толком распорядиться своим капиталом.
Если дела пойдут так и дальше, то США рискуют оказаться в той самой ситуации, когда третий – лишний. Собственно говоря, уже сегодня единственным вкладом Америки в мировую экономическую систему являются лишь немногие высокие технологии и безграничная масса долларов. А что будет, если процессоры начнет производить Германия, а международные расчеты станут вести в евро или юанях? Кому тогда нужна будет Америка, уже сегодня испытывающая экономические трудности?
Согласитесь, ситуация несколько напоминает начало XX века, когда стремительно растущая экономика Германии начала вызывать большое опасение стареющих акул капитализма – Британии и Франции. Только теперь мы имеем противостояние уже не европейского, а планетарного масштаба.
США дважды наваривали на обеих мировых войнах отличные дивиденды, сначала зарабатывая на военных поставках, а потом вкладывая деньги в восстановление разрушенной экономики своих заокеанских конкурентов. Не будет удивительным, если они снова пойдут по тому же пути. Таким образом, один повод для войны уже найден! Более того, он куда более веский, чем тот, который был у Гитлера в 1941 году. Тогда Германии было невыгодно и опасно открывать второй фронт со своим стратегическим экономическим партнером. Сегодня для США война против России и выгодна, и безопасна. Тем более, что война эта может начаться чужими руками, а уж американцы, как всегда, вступят в неё ближе к концу, и даже еще неизвестно, на чьей стороне!
Но почему же именно против России, когда угрозу для США вызывает усиление Европы и Китая? Думается, что в этой ситуации для заинтересованной стороны было бы проще и эффективнее убить именно Россию. Во-первых, это ликвидирует или передаст под контроль заинтересованной стороны российскую сырьевую базу. Во-вторых, одним махом дают подзатыльники сразу двум зайцам – Евросоюзу и Поднебесной. В-третьих, всегда проще разрушить, а потом восстановить сырьевую базу, чем уютную высокотехнологичную Европу. В-четвертых, возникшие потом проблемы в европейской экономике ударят по Китаю, который будет вынужден проявлять больше уважения к США как к основному оставшемуся рынку сбыта.
Ну и в-пятых, Запад веками создавал отрицательный имидж России и даже сегодня продолжает критиковать и обличать её то за одно, то за другое. Так что найти формальный повод для конфликта с ней или, как вариант, направления туда «помощи в установлении порядка и демократии» не вызовет ни у кого удивления. Не будет и сомнения, на кого именно нужно будет возлагать ответственность. «Ах, эти русские, они такие варвары, опять начали войну!». Вспомните, как на Западе восприняли события грузино-осетинской войны 2008 года – Россию сразу обозвали агрессором, хотя она выжидала более полусуток, прежде чем вмешаться и остановить эту резню.
Но прежде чем читатели вспомнят про красную кнопку и начнут перечислять достоинства советских ядерных ракет, одновременно насмехаясь над американской ПРО, хотелось бы сделать по этому адресу несколько замечаний.
Подавляющее большинство обывателей имеют весьма смутные представления о т.н. «ядерном щите родины». Для многих будет откровением, что за каждым из оставшихся в строю (а их осталось немного) российским ракетным подводным крейсером движется американская лодка-охотник. Что мобильные комплексы «Тополь» на патрулировании сопровождают антидиверсионные группы, а впереди еще едут саперы. Что точные координаты каждой ракетной шахты давно известны в Пентагоне. Что, в отличие от советских офицеров и чиновников, нынешних российских можно запросто купить.
Это щит давно уже ослаб, однако он настолько велик в количественном отношении, что даже 2-5 % «не обезвреженных» ядерных ракет России смогут устроить Америке полный Армагеддон. Только вот захочет ли это верховный главнокомандующий? Что он выберет: несколько лет жизни в сыром бомбоубежище или капитуляцию и спокойную старость где-нибудь в Швейцарии, в домике с видом на зеленый луг? Ведь для совершения ядерного сеппуку требуется, пожалуй, больше, чем просто мужество.
Однако рассуждая о разных вариантах войны против России, мы попадаем в плен собственных иллюзий и различной пропаганды. Ведь далеко не факт, к примеру, что она дойдет до обмена ядерными ударами. Не факт, что она будет новой мировой. И не факт, что это будет классическое вторжение, как в 1812-м или 1941-м.
Цель войны, если она не ставит перед собой присоединение территорий, состоит в том, чтобы вынудить противника капитулировать на определенных условиях или же вообще уничтожить существующую у него власть, заменив её другой. После чего вы сможете делать с побежденным всё, что пожелаете. Наполеон вторгался в Россию, чтобы разгромить русскую армию, взять под контроль ключевые города и ждать царя с повинной. Задачей гитлеровцев был разгром РККА как опоры советской власти, вытеснение этой власти за Уральский хребет и установление тут своего порядка. Вторжение и военные действия были необходимы как способ достижения цели.
Но цель можно достигнуть и иным путем. Вспомним 1991 год: без единого выстрела, не пересекая границу СССР, Западу удалось спровоцировать его развал изнутри чисто политическими и экономическими методами. После чего он поспособствовал установлению в постсоветских республиках лояльных к себе режимов. Не зря эти события сегодня называют Третьей мировой войной, которую Советский Союз с треском проиграл. Но думается, что она отнюдь не закончилась в 1991 году. Нет, она продолжалась в вялотекущей форме: по России наносился удар за ударом, в число которых можно включить обе войны в Чечне и конфликт 08.08.08, попытки её политического раздробления, поддержка «либералов», устроивших в России хаос разрухи и коррупции, организация «цветных революций» и многое другое.
Возможно, что одним из этих ударов являются и последние события в Москве – имеется в виду крупный «антикавказский» митинг, завершившийся столкновениями и хулиганствами. В Кремле уже поспешили назвать его антироссийским выпадом, московские правозащитники, проявив удивительное единодушие с властью, окрестили участников фашистами. Хотя народ собрался на Манежной площади, скажем так, не без причины – у многих накипели претензии и к «гостям с юга», и к поддерживающей их власти.
Но вот вопрос – если это действительно задуманная кем-то антироссийская акция, то каковы же её цели? Раздуть межнациональный конфликт, как считают власти? А может быть окончательно сделать русских национал-патриотов (самых радикальных противников Запада) «официальными фашистами» и таким образом ликвидировать эту политическую прослойку общества? Ведь понятно, что не тусующаяся по клубам гламурная молодежь неопределенного пола является опорой целостности и независимости Российской Федерации – им-то эта «раша» до одного места!
Таким образом, очередной удар по России может быть самым неожиданным, и это не обязательно будут летящие «томагавки» и кружащие «беспилотники», как в романе Алексея Доронина. Такие планы, разумеется, держатся в секрете. Однако если мы не можем предугадать методы противников России, то нам не так уж трудно догадаться об их цели – что мы, собственно, и сделали.
Но знаете, самое страшное вовсе не то, что противник задумал и начал успешно осуществлять. А как раз наоборот. Если бы в августе 1914 года немцы сумели, как они и планировали, дойти до Парижа, или, напротив, генерал Ренненкампф не был столь беспечен, то война наверняка бы завершилась быстро и малой кровью. Но с самого начала у всех действующих сторон пошло всё наперекосяк. И война, задуманная как молниеносная и победоносная, превратилась в затяжную бессмысленную бойню...
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.