Продолжение. Начало здесь
Продолжение. Начало здесь
Приятно, что первая часть расследования о деятельности Союза писателей Украины вызвала на страницах «Обозревателя» столь бурное обсуждение, а потому продолжим наши изыскания. Сразу скажу, что «чернобыльский период» в деятельности пана Яворивского (или Яворского, что будет для истории точнее) мы упустим, пусть этим занимается прокуратура. Я предлагаю сразу заглянуть в конец 90-х, время расцвета «злобного кучмизма». Мы уже выяснили в предыдущей части, что в советские времена Володя Яворивский был образцовым советским гражданином, ярким и бескомпромиссным разоблачителем врагов (в основном, в виде «бандеровцев») коммунистической партии Союза ССР.
Во времена правления Леонида Кучмы, Яворивский сбросил с себя обузу глашатая КПСС, но вот к действующей власти он по-прежнему был более чем лоялен. Это уже при правлении Ющенко, когда появилась радиопередача (конечно же, на госфинансировании) «20 минут с Владимиром Яворивским», лауреат Шевченковской премии 1984 года разоблачал «кровавые злодеяния авторитарного режима Кучмы». А во время правления Кучмы с подачи второго президента Украины Яворивский с 1996 по 1999 год возглавлял Шевченковский комитет. К слову, еще одна странная лавочка, о которой мы поговорим ниже.
Настоящий праздник в жизни Яворивского наступил в 2001 году, когда с подачи все того же «античеловеческого» Кучмы, Яворивский стал главой НСПУ. До этого союз писателей возглавлял Юрий Мушкетик, который, как писатель состоялся, но вот менеджер и хозяйственник из него был никакой. НСПУ в те времена тотально погрязло в склоках, а вчерашние советские писатели никак не могли поделить между собой наследство УССР. Одним словом, бардак в организации был тот еще, и тут пришел настоящий хозяин… Первым делом Яворивский диверсифицировал финансовые потоки в НСПУ, создав некую Дирекцию управления имуществом. Объясняю. До прихода Яворивского, все финансовые операции в НСПУ проходили через Литературный фонд, который контролировался членами НСПУ. Яворивский же из союза писателей сделал некий аналог политической партии, когда все платежки проходят исключительно через структуру, подконтрольную главе НСПУ. К слову, Дирекцию управления имуществом возглавил бывший водитель Яворивского Григорий Лебеденко. Ну а дальше все по «чернобыльской схеме» - вольные финансовые распределения и странные субаренды недвижимости НСПУ.
Вскоре возник и первый бунт. 29 октября 2003 года НСПУ провела внеплановые сборы, на которых был назначен новый глава союза писателей – Наталья Околитенко. Тут же последовали правильные кадровые оргвыводы, недисциплинированные писатели были исключены из НСПУ и Яворивский проводит свой «правомерный» съезд. Понятное дело, что «правильный» съезд НСПУ подтвердил законность Яворивского в качестве главы союза писателей, но обратите внимание на результаты голосования. Из 965 делегатов НСПУ, 963 проголосовало за Яворивского, один воздержался и только один был против. Раньше так голосовали только депутаты Верховного Совета СССР времен Иосифа Сталина, а сейчас, пожалуй, только подданные Кадырова таким же единодушием голосуют на выборах за Путина. Яворивскому за какие-то два года удалось полностью выдрессировать оставшихся «письмэнниыкив», а дальше НСПУ не только напоминала, но уже и по форме превратилась в политическую партию. Заявления вроде «Національна спілка письменників України підтримує кандидатуру Віктора Ющенка на пост Президента України» (2004 год) или «НСПУ закликає Віктора Ющенко розпустити Верховну Раду» (2007 год) уже никого не удивляли.
Впрочем, не удивлял и сам Яворивский. В 2004 он от имени своих верноподданных писателей призывал голосовать за Ющенко, будучи членом «Нашей Украины». Затем Яворивский подружился с Пинзеником, и уже стал членом парламентской фракции «Реформы и порядок». Когда Пинзеник разошелся с Тимошенко, а главному писателю Украины по-прежнему хотелось остаться в парламенте (накануне намечались парламентские выборы), Яворивский уже стал искренним членом команды БЮТ… И в это же самое время непонятным образом эксплуатируется имущество членов НСНУ.
Обратите внимание на особняк Либермана, в котором находится руководящий аппарат союза писателей. Это не просто красивое здание в центре Киева, это великолепнейшее произведение архитектурного искусства самого конца ХІХ века.
Но посмотрите, по какому назначению его использует Яворивский. Здесь вам и субаренда офисных помещений.
И уродливая пристройка ресторана с характерным названием «Сад».
Еще раз напоминаю, что НСПУ финансируется из госбюджета, т.е., это не личная (юридически, а не формально) лавочка Яворивского. И при этом, руководство союза писателей на каком-то непонятном основании позволяет себе сдавать в аренду эти помещения. Это все равно, что руководитель ЖЭКа будет сдавать в аренду соседний кабинет только потому, что «он ему пока не нужен». Но самое интересное, обратите внимание, в каком состоянии находится сам особняк.
Облицовка сыпется, а по всему зданию уже проходят огромные трещины. Т.е., деньги из субаренды, а также деньги, направленные из госбюджета на финансирование союза писателей, идут куда угодно, но только не на поддержание в надлежащем состоянии особняка.
Напоследок рекомендую обратить внимание на еще одного выдающегося соратника Яворивского, а по совместительству и первого заместителя НСПУ Василия Шкляра. Писатель сталь известен буквально недавно своим «антитабачным» выпадом. Политические взгляды Шкляра – это, безусловно, его личное дело. Меня во всей этой возне заинтересовали несколько иные моменты. Во-первых, Шкляр не отказался от Шевченковской премии, а только отказался ее брать, «пока у власти в Украине находится украинофоб Табачник». Иными словами, 250 тысяч гривен (столько сейчас присуждают шевченковским номинантам) карман не оттягивают. Вы можете себе представить, например, Жан-Поль Сартра, который в 1964 году отказывается от нобелевской премии и заявляет приблизительно следующее: «Премию не возьму, пока де Голь не уйдет в отставку. А вот потом возьму». Ну да ладно с моральными особенностями Шкляра, недаром он зам у Яворивского. Но ведь парочка не успокоилась и после того, как Янукович не внес имя Шкляра в список шевченковских лауреатов, Яворивский открыл банковский счет для, внимание… сбора денег на вручение альтернативной премии Шкляру!
Прекрасная композиция. Сначала Шкляру соберут деньги «по альтернативке», затем (Табачник ведь не вечный), он будет просить дать ему деньги из госбюджета… К слову, есть еще один интересный момент. «Черный ворон» был опубликован в 2009 году, а Шевченковский комитет премию присудил за 2011 год. Учитывая, что премия эта ежегодная, то временная нестыковка получается дикая. Как Шкляру тогда присудил Шевченковский комитет эту премию? Из 25 членов Шевченковского комитета 19 человек уроженцы сел центральной и западной Украины, трое киевляне, и только один представитель восточной Украины. А потому литературная формула успеха проста – побольше сельской шароварщины, еще больше антисемитизма и русофобства, ну и уж непременное условие – личная дружба с Владимиром Яворивским. Такой вот он, современный союз писателей Украины.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.