Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Украина

Владимир Скачко. «Наци-пердюсер» и Шевченко

Источник: "Версии"

«Ну и что ты об этом думаешь?», – спросил один мой хороший знакомый, когда стало известно, что экс-президент Украины Виктор Ющенко хочет стать продюсером фильма о Тарасе Шевченко. Я опешил – ну никаких ассоциаций.

Впрочем, со временем одна появилась. Связанная с невольной, но многозначительной оговоркой, появившейся в те времена, когда слово-то это было в диковинку, – «пердюсер». Вот Ющенко и может быть именно «пердюсером». Деятелем, ни фига не умеющим делать, но удачно пускающим дым и газы в глаза. И газы эти, как вы понимаете, не всегда ароматны…

Звание это Ющенко заслужил всей своей жизнью, но особо прочно и очевидно застолбил его за собой за последние 6-7 лет, когда из него тоже попытались сделать «икону национально-демократического стиля», «мессию», «последнюю надежду украинской демократии», «батька нации» и т. д. Буквально новый «пророк кобзаревого разлива» взошел над страной на испарениях и миазмах толпы, собранной на Майдане Независимости в 2004 году. И что? А ничего: то, как Виктор Андреевич обошелся с надеждами и своих соратников, и всего прочего народа, вволю наоравшегося «Ющенко – так!» на Майдане, бедному Шевченко и не снилось. Так обманывать народ вообще редко кому снилось: чтобы огромная гора надежд родила не просто маленькую мышь разочарований, а вообще какого-то микроскопичного уродца, вирус, бациллу, которая воняет и распространяет вокруг себя заразу неверия, ненависти, равнодушия и презрения. К любым словам и обещаниям…

Полным «пердюсерством» оказались и последовавшие за начально-триумфальной катастрофой Майдана пять лет президентства Ющенко: страна была даже не отброшена на дно нужника, а начала зарываться вглубь на этом дне. Под соответствующий запах и под пророческие и многословные кликушества самого псевдомессии, собачьи визги и дрязги его соратников и всеобщий стон негодования и разочарования как сторонников, которые были в ужасе от своего «выбора», так и противников, для которых Ющенко оказался даже еще хуже, чем они о нем думали. Ну а как резвилась на этом фоне «мотор Майдана» и одновременно «наша Кыця» Юлия Тимошенко, и как «мессия» в ответ называл ее «блохастой сучкой» – это вообще классика жанра, жирную точку в котором поставил Давид Жвания, прямо сказавший о своем бывшем кумире: «Он – дурак!» В этой сваре они убили и надежды, и страну, которая эти надежды имела и возлагала…

Фрагментик противостояния…

…А потом мне стало жалко Шевченко – он хоть и «икона» нациков, по их мнению, настоящий «украинский украинец», но такой участи – быть обгаженным ничтожеством, стать разменной монетой в его руках – все же не заслужил. Он – все-таки поэт, и, как говаривали в фильме «Асса» о Викторе Цое, на белом свете жил. А значит, мир этот творчески переосмысливал и теперь миру этому принадлежит. А его лицом вместе с усами – в украинскую политику ничком…

И утешает только одно – ничего у Ющенко, как всегда, не получится. Хотя бы потому, что, извините, мандеть – не мешки ворочать. А делать что-либо руками Виктор Андреевич как не умел, так и не умеет. Впрочем, и говорить-то он толком не умеет. Ну, а нежно пощупать пчеломатку за задок – не в счет. Это любой дурак может. Особенно если ему при этом удается глубокомысленное лицо сделать и характерно челюстями подвигать туда-сюда, изображая живой ход мысли…

Но теперь Ющенко, пожав горькие плоды своего бездарного президентства и набрав всего 5% голосов избирателей, опять начинает духариться. Во-первых, он все еще думает, что он – лидер партии «Наша Украина». Более того, уже ревнует к тому, что партия эта как-то зашевелилась на политической арене страны. Там уже появился новый реальный лидер – экс-глава СБУ Валентин Наливайченко. Такой же, кстати, «украинско-автэнтычный з лыця» человек, как и сам Ющенко в недалеком прошлом – «высокый та стрункый», «козарлюга», инфантильно-экзальтированным дамочкам нацдемов типа Лилии Григорович или Ксении Ляпиной должен нравиться.

И что самое удивительное: Ющенко, оставаясь почетным председателем «НУ», сам толкал Наливайченко на пост главы ее политсовета, придавив амбиции своих старых соратников, которые тоже не прочь были поносить булаву этой смешной и полудохлой партии. Но когда Наливайченко неожиданно для многих начал хоть что-то делать, чтобы реанимировать «НУ», Ющенко дико взревновал: как так, у него и тут власть отбирают! Хотят, видите ли, провести съезд, на нем изменить устав так, что реальные рычаги управления структурой сосредоточились в руках главы политсовета. Наливайченко то есть, а не у Ющенко. И съезд, намеченный на 19 марта сего года, был сорван: Ющенко возбухнул и пригрозил, что не придет. Ну а без него партийцы съезжаться не решились: Ющенко – хоть и обтрепанное, во многом ностальгическое, но пока еще знамя…

Сам Ющенко объяснил перенос съезда, как всегда, замысловато и не совсем понятно: «Собирать съезд для технической информации – это слишком слабо, поэтому, посоветовавшись, мы поговорили, что нам надо закончить межпартийные переговоры, нам надо определиться с теми партнерами, которые консолидируются, до какой глубины, в чем наша консолидация, как мы идем на выборы... Съезд должен быть серьезным. На съезд должен выноситься не вопрос основной: изменения в устав. Три или четыре пункта. Это не является основным. Этот вопрос может быть третьим, но первые – оценочная ситуация и политические перспективы».

Так вот у них все и получается…

А теперь вот Ющенко собрался продюсировать фильм о Шевченко. Бедный Кобзарь! Мало его царизм гнобил и большевики издевались, превращая по очереди то в солдаты, то в памятники. Теперь еще и «мессия с Майдана» им займется. Уже под это дело типа и режиссера подпрягли – Андрея Бенкендорфа, отца Егора Бенкендорфа, гендиректора Национальной телекомпании Украины. Чтобы, значит, сразу определить и место, где этот «шедевр» будет показан.

А то, что это будет шедевр а-ля все сделанное до этого Ющенко, сомневаться не приходится. Верная соратница бывшего украинского президента Вера Ульянченко уже рассказала журналистам, что полнометражный художественный фильм – это «новый взгляд на украинского пророка». «Безусловно, Шевченко – это «наше все», однако в нем столько неуслышанного и нераскрытого! Картина, мне кажется, откроет зрителю много новых моментов», – сказала Верванна. По ее словам, зрители в этом фильме увидят молодого Тараса «в начале его величественного восхождения».

Ничего особо «величественного» в восхождении Тараса Шевченко, в принципе, нет. Есть драма, даже трагедия одаренного Всевышним человека, которому в юности повезло (его выкупили из крепостничества и определили в академию художеств в столице империи), но который потом возомнил о себе черт-те что и в своих стихах ответил чудовищной, хамской неблагодарностью своим покровителям. Особенно разозлил венценосных, оскорбив императрицу в своей эпиграмме на нее. Вот что написал по этому поводу критик-демократ Виссарион Белинский, которого называли «другом Шевченко», в письме другому критику Павлу Анненкову: «Наводил я справки о Шевченке и убедился окончательно, что вне религии вера есть никуда негодная вещь. Вы помните, что верующий друг мой (Михаил Бакунин. – Авт.) говорил мне, что он верит, что Шевченко – человек достойный и прекрасный. Вера делает чудеса – творит людей из ослов и дубин, стало быть, она может и из Шевченки сделать, пожалуй, мученика свободы. Но здравый смысл в Шевченке должен видеть осла, дурака и пошлеца, а сверх того, горького пьяницу, любителя горелки по патриотизму хохлацкому. Этот хохлацкий радикал написал два пасквиля – один на г<осударя> и<мператора>, другой – на г<осударын>ю и<мператриц>у. Читая пасквиль на себя, г<осударь> хохотал, и, вероятно, дело тем и кончилось бы, и дурак не пострадал бы за то только, что он глуп. Но когда г<осударь> прочел пасквиль на и<мператри>цу, то пришел в великий гнев, и вот его собственные слова: «Положим, он имел причины быть мною недовольным и ненавидеть меня, но ее-то за что?». И это понятно, когда сообразите, в чем состоит славянское остроумие, когда оно устремляется на женщину. Я не читал этих пасквилей, и никто из моих знакомых их не читал (что, между прочим, доказывает, что они нисколько не злы, а только плоски и глупы), но уверен, что пасквиль на и<мператри>цу должен быть возмутительно гадок по причине, о которой я уже говорил. Шевченку послали на Кавказ солдатом. Мне не жаль его, будь я его судьею, я сделал бы не меньше. Я питаю личную вражду к такого рода либералам. Это враги всякого успеха. Своими дерзкими глупостями они раздражают правительство, делают его подозрительным, готовым видеть бунт там, где нет ничего ровно, и вызывают меры крутые и гибельные для литературы и просвещения».

Шевченко, как известно, высмеял нервный тик, появившийся у императрицы после восстания декабристов 1825 года, которое грозило смертью ее мужу, императору Николаю. И Николай I в 1847 году сослал наглеца и хама на 10 лет в солдаты. Там же, в Орских степях, Шевченко провел и «весну народов» – революции в Европе 1848 года, которые разбудили национальное самосознание многих европейских народов, стали предвестниками образования национальных государств, до этого изнывающих под гнетом империй. Только Великобритания, Россия, Нидерланды и Турция смогли избежать революций. Проспали свою «весну народов» и украинцы, и не мечтавшие, оказывается, тогда о своем государстве, о котором так бредил забритый в солдаты «кобзарь». Впрочем, и понятие «украинцы» тогда еще только укоренялось в сознании. В первую очередь, у русских мыслителей и общественных деятелей…

Шевченко – солдат. Автопортрет

Но это так, дела давно минувших дней. Сегодня же нельзя отрицать значение Шевченко в развитии и укреплении национального самосознания украинцев. И в 2014 году Украина будет праздновать 200-летие со дня рождения своего «поэта поэтов». И раз уже Ульянченко вслед за Россией с ее Пушкиным и Шевченко нарекла «нашим все», то хороший, добротный, объективный, а не приторный сопливо-пафосный фильм об этом человеке стране не помешал бы. И если бы он такой получился, то Украина, кстати, «вставила» бы Россию по этому показателю. В России к 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина так ничего путного в кинематографе создано и не было…

До юбилея Шевченко еще почти три года, время есть. И если бы нынешняя прагматичная и приземленно-меркантильная украинская власть, так азартно сегодня занятая вертикалью власти и горизонтальным переделом собственности и набиванием собственных карманов, смогла выделить хоть крохи на создание фильма об «украинском пророке», то это было бы здорово. И политически грамотно. Это сыграло бы в «сшивании страны» гораздо более важную роль, чем назначение всяких «оранжевых шевченкофилов» во власть, где они тоже приобщаются к разворовыванию остатков общенационального достояния. Можно было заранее выделить деньги, сформулировать национальный госзаказ, пригласить хороших сценаристов, отличного режиссера-специалиста по историческим полотнам (Ридли Скотта, например, или Мэла Гибсона) и забабахать отличную картину, способную положительно и объединительно повлиять на самосознание граждан Украины, украинцев всех национальностей. Смог же тот же Мэл Гибсон, сняв картину «Храброе сердце», стать национальным героем Шотландии и приблизить восстановление шотландского парламента в Великобритании под давлением разбуженных фильмом шотландцев. Это же факт не далекого прошлого, а недавних наших дней…

Но это, увы, только мечты. Власть, повторяю, занята другим и о Шевченко с его юбилеем вспомнит за пару месяцев до события и традиционно посыплет голову пеплом. А фильмом о Шевченко занимается в Украине Ющенко. То есть, в принципе, занят он любимым семейным бизнесом – собиранием денег под разные благородные задумки, которые заканчиваются тем, что и его президентство – ничем. Как всегда, много слов, еще больше обещаний, под них собираются деньги, которые потом бесследно испарятся. Как в «больнице будущего» для детей, которой озаботилась в свое время супруга нашего «пердюсера» Катерина-Клэр. Под это дело она «подписала» еще одного Шевченко – уже современного, работающего не головой, а ногами. Что само по себе для современной Украины символично…

Современный благотворительный тандем

Известен и итог. Нет ни больницы, ни денег, зато есть призывы еще скинуться всем миром и «завершить задуманное». Что завершить? Неужели грабонули меньше, чем рассчитывали? Ну что ж, так бывает. Уверен: все наверстали на памятнике Голодомору на днепровских кручах возле Лавры. И опять – мало...

…А меня особенно насмешили вот эти слова Веры Ивановны, которая заверила всех в своей верности Ющенко и рассказала о своей роли в жизни «пердюсера»: «Я его поддерживаю. Вы же знаете, что создан Институт президента Виктора Ющенко, мне поручено вести одно из направлений по повышению интеллектуализации политики». Вот они нас всех политически и «интеллектуализируют». Аж пузыри из носа пойдут…


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.