Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Россия

Европа устала "молчать и выполнять команды США". К российско-французскому совету по безопасности - Александр Горбенко

Источник: "ОДНАКО"

Недавно прошло заседание российско-французского Совета сотрудничества по вопросам безопасности. Его результаты как то остались в тени других новостей и прошли почти незамеченными. Выборы (в США) и отставка министра обороны (у нас) просто затмили результаты этой встречи.

Между тем, они имеют никак не меньшее влияние на развитие мировой политики. В заседании приняли участие главы внешнеполитических и оборонных ведомств обеих стран. Само по себе это означает, что сотрудничество не ограничивается военно-технической областью, о которой у нас известно довольно хорошо.

Наиболее широко  обсуждается  закупка универсальных десантных кораблей типа «Мистраль», которую принято критиковать и считать ненужной. Хотя получить собственный корабль такого класса мы смогли бы не раньше 2020 года. А необходимость на Тихом океане и в Черноморско-Средиземноморском бассейне кораблей с сильными противолодочными возможностями и возможностью проведения загоризонтных десантно-логистических операций, сложно оспаривать. Но хочется остановиться не на военно-технической стороне сотрудничества, которое весьма широко и разнообразно, а на дипломатической.  О ней не так широко известно, и она, возможно, является прямым следствием взаимовыгодного экономического и технического сотрудничества.  

По итогам совещания глава французского МИД сделал заявление о том, что «Франция продолжает настаивать на том, чтобы система ПРО в Европе не была направлена против России». Заявление само по себе ничего не значит. Во-первых, потому, что хозяином европейской противоракетной обороны являются США. Европейские страны могу выражать по её поводу свое мнение, но в области принятия решений от них ничего не зависит. Во-вторых, потому, что заявления о ненаправленности ПРО против России звучат постоянно, только значения они имеют немного. Здесь важна сама констатация факта, что система может служить не только тем целям, которые декларируются официально (защита от Ирана). До сих пор только мы видели в ней потенциальную угрозу своим силам ядерного сдерживания. На международном уровне наш одинокий голос звучал похоже на манию преследования и порождал типовые хиханьки о «загадочной русской подозрительности», переходящей агрессивность. И вот оказывается, что это совсем не только наши параноидальные измышления. А ещё одна страна, считающаяся довольно вменяемой в западном мире, считает возможным подписывать внутринатовские соглашения по ПРО, ставя ненаправленность против России в качестве условия. То есть признаёт небезосновательность наших опасений.

У взаимодействия с Францией по ПРО есть ещё один аспект. Сама по себе действующая система противоракетной обороны может использоваться против кого угодно, если обладает достаточными техническими возможностями. И потенциальная угроза силам ядерного сдерживания России имеется вне зависимости от любых заявлений. Однако скорость совершенствования этой системы, а следовательно, степень угрозы от неё -- зависит от ввода в строй новых компонентов. И здесь у европейских стран имеется некоторая доля самостоятельности в принятии решений. Они могут торопиться с размещением новых элементов на своей территории, а могут и не торопиться. Если европейские страны имеют заинтересованность в сотрудничестве с нами по различным вопросам — в их интересах не обострять отношения с Россией из-за американских прожектов. И «попридержать коней» вполне им по силам. Здесь российско-французский Совет по вопросам безопасности, следует рассматривать как элемент нашего влияния на ситуацию.

Ещё одной внешнеполитической темой, по которой с французами удалось найти общий язык, стала ситуация в Сирии. И хотя о недопущении разделения Сирии и опасности терроризма говорил Сергей Лавров, а не Лоран Фабиус, было сказано, что у России и Франции по этим вопросам близкие позиции. Сейчас уже вполне очевидно, что Франция, выступавшая локомотивом войны в Ливии, притормаживает попытки НАТО более активно действовать в свержении законной сирийской власти. При этом на словах декларируется сходный с американцами взгляд на ситуацию, но спускаются на тормозах любые реальные действия.

Собственные возможности американцев в Средиземноморском регионе довольно ограничены. Из за этого им приходится опираться в активных действиях на своих союзников, которыми в идеале должны были стать Евросоюз, Израиль и Турция. Но Израиль (в отличие от Турции) не стремится своими руками создавать себе проблемы. А Евросоюз в Средиземноморском бассейне – это Франция. Поэтому вмешательство Евросоюза в сирийский конфликт без Франции просто невозможно, и от её позиции зависят действия всей Европы. А Франция как раз не стремится «бежать впереди паровоза». Когда в августе американцы только заикнулись о создании бесполётной зоны, им тут же ответил Лоран Фабиус, аргументируя отказ участвовать в этом следующими словами:

- Создать такую зону - не в состоянии ни одна держава, за исключением США, которые явно не стремятся вовлечь американские вооруженные силы (в том числе - и авиацию) в прямое столкновение с сирийскими войсками.

В переводе с дипломатического языка на человеческий это значит – «справляйтесь как-нибудь без нас». И в результате пыхтит, реализуя американскую политику, одна Турция. Но одной Турции маловато – и по силам, и по нежеланию Турции действовать в одиночку.  И в конце октября американцы снова попытались уговорить европейских партнеров (то есть Францию). На что снова получили ответ французского МИД, что для таких действий нужны серьёзные юридические основания. То есть – «попробуйте-ка уговорить Россию принять такое решение в Совбезе ООН» - ведь юридическим основанием можно считать только это.

Третьим дипломатическим результатом сотрудничества с Францией, также связанным с регионом Ближнего Востока и постоянным военным присутствием в нем России, стала договорённость о базировании на французской военной базе в Джибути двух российских разведывательных самолётов. Скорее всего, речь идёт о противолодочных Ил-38. Конечно – это исключительно для борьбы с пиратством. Также обсуждается возможность обмена данными о надводной обстановке, то есть о получении доступа к французским системам, контролирующим судоходство на подходе к Суэцкому каналу. Поскольку с недавнего времени наш флот постоянно присутствует в районе Африканского Рога и в Средиземном море, вопрос знания обстановки в прилегающих акваториях представляется весьма важным.

В определённом смысле именно присутствие сил Российского флота делает маловероятным прямое вмешательство Запада в сирийский конфликт.

Немаловажно вспомнить, что наши интересы в регионе совпадают с интересами других стран, не имеющих по политическим причинам возможности четче обозначить свою позицию. Кроме Греции и Франции, связанных обязательствами с Североатлантическим альянсом, это ещё и Израиль, так же имеющий отличный от вашингтонского взгляд на развитие ситуации. Этот взгляд обозначил на встрече с нашим президентом 8 ноября Шимон Перес, сказав буквально следующее:

«В течение долгих лет на границе с Сирией была тишина, и мы хотели бы, чтобы так продолжалось дальше. Я верю, что у России и у Вас есть важная роль — вы можете прекратить кровопролитие в Сирии и принести покой и безопасность не только в Сирию, но и на Ближний Восток».

Таким образом, можно констатировать определённый успех российской дипломатии, достигнутый демонстрацией своих интересов и готовностью их отстаивать. В отношении сирийского конфликта нам удалось следующее: успешно противодействовать американской политике, создать альтернативное видение будущего региона – наше видение, создать вокруг него коалицию. Коалицию пока робкую, которая опасаясь открыто противостоять американцам на словах, тем не менее, на деле, выстраивается в кильватер нашей политике.

О подобных успехах в вопросах безопасности в Европе пока говорить рано. Европа по-прежнему смотрит в рот своему заокеанскому патрону и боится вызвать его гнев. Как хорошая, верная собака, она до конца не поверит, что хозяин раздумывает: бросить ли её зимовать одной на даче или вообще пустить на стельки? Но, как собака умная, присматривается к окрестному тёплому жилью, пока что на всякий случай. Может, и облаивать соседа по пустякам перестанет?


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.