Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Россия

Поколение «десятых»: ...всё равно выходит автомат Калашникова

Источник: "ОДНАКО"

«Вот какие запчасти ни тащишь с завода –
как начинаешь дома собирать,
всё равно выходит автомат Калашникова».
Бородатый советский анекдот.

Прежде чем начать патриот-истеричное брюзжание о падших нравах современной молодёжи, хочу обратить ваше внимание на полуторагодичной давности сюжет НТВ.

Тогда, на заре несуразной «десталинизации», старшеклассникам одной из московских школ предложили написать сочинение о Сталине. Результаты оказались шокирующими и для репортёров, и для тётеньки-учительницы – по всему, ветерана перестройки. Подрастающее поколение оказалось совсем «не в струю» – и изложило своё мнение о тов. Сталине и его эпохе в более чем позитивном ключе. В общем, растерянной интеллигенции оставалось лопотать нечто беспомощное про гаджеты и отпуск в Турции.

А теперь важное. Послушайте внимательно аргументацию, так сказать, дискутирующих сторон – и вы убедитесь, что они говорят на принципиально разных языках. Ну, то есть вообще «твоя моя не понимай». И ещё более важное: на человеческом языке говорят именно школьники. Те самые, которых уже заведомо поспешили списать в «потерянное поколение» – на том основании, что они «не так» одеваются, «не то» слушают, упакованы мобильниками и тусят «ВКонтакте».

Так вот. Именно эти «бездуховные» формулируют своё мнение на заданную тему по существу. Они очень скупо упоминают персонально гр. Джугашвили И.С. и его тягу к пожиранию младенцев или гениальному сотворению чудес. Зато в обоснование своей положительной оценки его деятельности приводят свершения страны – стройки и открытия, Победу и космос (вы удивитесь – эти ребята, может, и путаются в датах, но Гагарина интуитивно безошибочно приписывают именно той эпохе).

Голос за кадром в ответ пытается что-то рассказывать о «демократии» и «уровне жизни» (безнадёжно скатываясь к айфонам и айпадам). Учительница же приводит убойный, на её взгляд, контрдовод: в те времена вы не смогли бы на каникулы ездить в Турцию. И сетует в камеру, что, мол, недостаточно ещё у нас правдыЪ об ужасах кровавого пу… то есть сталинского режима.

Детишки всю эту лабуду вежливо слушают, не понимают ни хрена – и опять за своё: заводы, сражения, мечты…

На том и разошлись отцы и дети. Каждый при своём: одни – со «свободами» и «Турцией», другие – с восхищением свершениями предков и мечтой их переплюнуть.

Откуда что берётся?

Было бы крайне безответственно разворачивать из одного сюжета сколько-нибудь значимые обобщения. Ведь на каждый случайно подсмотренный пример можно найти другой – не менее случайно подсмотренный, но противоположный по содержанию. Но выдвинуть какие-то предположения – пожалуй, можно. Тем более, что наблюдения – хоть, повторяю, и не систематизированные, но и не единичные.

В первую очередь я предложу обратить внимание на очевидный факт – настолько очевидный, что, как водится, «глубоко запрятанный» на самом видном месте. У нас как-то вдруг подросло целое поколение людей, которые не застали не только советского времени, но и первого постсоветского. Они родились уже после катастрофы, а на 90-е пришлось их счастливое детство – которое по определению счастливое, потому что детство. Сейчас это юношество – как раз «старшешкольное» или «раннестуденческое».

Совершенно естественно заметить, что это юношество росло как раз в годы пресловутой «путинской стабилизации». Из этого следует допущение (опять же – не претендуя на обобщения) о несколько ином, чем у старших, отношении к «свободам» и атрибутам «благосостояния».

Для старших это – достижения, завоевания демократии и дары невидимой руки рынка. Старшие до своих тачек, интернетов, турций и пр. – что называется, дорвались после советских дефицитов и нищеты 90-х.

Для юношества всё это – естественные и неприметные детали окружающего житейского пейзажа. Айфон – удобное (и таки да – престижное) средство коммуникации, а не ценность. Автомобиль – средство передвижения, а не ценность. Турция и даже сам Париж – строчка в расписании авиарейсов, а не ценность. Сотни телеканалов и миллионы сайтов – поток информации и развлечений, а не ценность.

А то, что не ценность, – не жалко променять на нечто более ценное.

Например, на… На что?

Фишка в том, что специально обученные взрослые в этом юношестве никаких других ценностей, кроме вышеозначенных, системно не воспитывали. А чтобы все эти ценности иметь, предписывается стандартный набор примитивных императивов: стремись к личному успеху и благосостоянию, насри на ближнего своего, не будь быдлом и не дай себе засохнуть.

Не прижилось.

Почему? Да хотя бы, допустим, из-за рациональности, к которой ребят старательно приучали. Ну, приучили: и на фига напрягаться ради того, что и так есть? Нерационально.

Вернёмся к сочинению. Откуда пиетет перед великим поколением победителей, откуда мечты? Откуда георгиевские ленточки и военные песни в День Победы? Почему это не вытравлено «Сволочами»? Почему единичные «Мы из будущего», «Брестская крепость» и «Матч» растоптали многочисленных «Утомлённых солнцем»?

А вот давайте предположим, что дети воспитываются ещё и в семье – в первичной, так сказать, ячейке общества. И здесь мы уткнёмся уже не в предположения, а в упрямую статистику, которую меньшинства назойливо пытаются подменить ложью из «Архипелага»: в каждой семье есть прадедушки и прабабушки, которые брали Берлин, строили Днепрогэс, возводили города, штурмовали космос, растили хлеб; а исторически «обиженных» – от силы процента полтора; тех же, кто не простил стране своей обиды, – и вовсе ничтожно мало.

Ну, и откуда при такой статистике и прочих объективных вводных взяться «поколению потерпевших»?

Юношество склонно к мечтам – это нормально.

Юношество мечтает о том, чего у него нет, – это тоже нормально.

Наше юношество естественным образом жаждет великих свершений – достойных той страны, в которой оно выросло.

И это нормально – потому что это дети неизлечимо великой страны. С таким историческим сознанием, с таким генокодом, в которых чего ни перемалывай – всё равно вот уже тысячу лет получается автомат Калашникова.

Это – наши дети. Лучшие в мире, разумеется.

P.S. Всё вышесказанное вовсе не означает, что наши лучшие в мире дети обойдутся бессистемным образованием «по Фурсенко». Наоборот – именно наши лучшие в мире дети диктуют заказ на осмысленную государственную культурную политику, на осмысленное человекостроение. Заметьте – они этого достйны.


 

11, 25.10.2012 18:50
Браво! Отлично сказано!

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.