После ноябрьского инцидента в Керченском проливе, военные корабли НАТО отправились в Чёрное море, чтобы своим присутствием поддержать Украину. Однако Конвенция Монтрё ограничивает присутствие НАТО в этом регионе, жёстко регламентируя даже количество военных кораблей, которые могут находиться в Чёрном море.
«Во время своего последнего захода в Чёрное море 19 января эсминец ВМФ США «Дональд Кук» посетил грузинский порт Батуми – не выходя из-под пристального наблюдения российских военных судов. В декабре этот регион посещало британское гидрографическое судно «Эхо». Британское военное присутствие в Чёрном море открыто увязывалось с инцидентом в Керченском проливе, и министр обороны Великобритании Гэвин Уильямсон (Gavin Williamson) даже поднялся на борт украинского фрегата. Североатлантический альянс последовательно проводил в регионе морские операции и раньше, однако эти визиты приобрели дополнительную значимость после разрыва отношений между Украиной и Россией в 2014 году. Недавнее же обострение означает, что Россия за заходами натовских судов следит внимательнее обычного», – говорится в редакционной статье, опубликованной на сайте американской компании Stratfor.
По мнению аналитиков, «ситуация в Чёрном море напоминает конфликт в Южно-Китайском море, где свободу навигации обеспечивают американские и британские суда. Заходы в Чёрное море перестали быть чисто символической демонстрацией поддержки Киева, перейдя на практический уровень – теперь это уже поддержка свободы украинского судоходства».
Однако, в отличие от ситуации в Южно-Китайском море, в Чёрном море корабли НАТО вряд ли попробуют бросить вызов России, нарушив установленные Москвой правила судоходства в этом регионе. Тем более сомнительно, что корабли НАТО посмеют пройти сквозь Керченский пролив и войти в Азовское море, хотя Конвенция Монтрё технически этому не препятствует.
Что касается Чёрного моря, то данная Конвенция «строго ограничивает присутствие НАТО, накладывая жёсткие рамки на количество военных кораблей нечерноморских государств и продолжительность их присутствия».
«Даже если принять во внимание значительный флот, которым располагает член НАТО Турция, возможности России проецировать значительные силы в черноморском бассейне посредством сухопутных ракетных систем и ВВС обеспечивают ей значительное преимущество. А ограниченная мощь украинских ВМС означает, что Черноморский флот России – несмотря на все свои проблемы – всё же способен обеспечить и поддерживать превосходство в регионе, особенно в Азовском море», – пишет Stratfor.
И хотя Североатлантический альянс громко заявил о своём намерении поддерживать свободу украинского судоходства в Керченском проливе и в Азовском море, на самом деле всё будет зависеть от желания России, поскольку у неё самая сильная позиция в этом регионе. Что касается Запада и Украины, то их позиции слабы и сопряжены с огромным риском эскалации конфликта.
Поэтому военно-морским силам стран НАТО придётся в значительной степени ограничиться символическим присутствием в Чёрном море, дают свой прогноз аналитики Stratfor.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.