Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Мир

Призраки пакта Молотова-Риббентропа

Фото imperiya.by

Прошлая неделя минула как обычно, в череде, казалось бы, ничем не заметной рутины. Однако очень похоже, что всё, что было до прошлой недели – уже история, а по окончании её начинается новая эпоха, спрятаться от которой не получится нигде, даже в наполненном чудесами крае стабильности.

На прошлой неделе в среду глава ФРС объявил о следующем раунде количественного ослабления, или QE2, как это принято называть в народе. Собственно для специалистов было понятно, что без дополнительных денежных вливаний дело в экономике США не обойдётся, а рынок, почуяв запах свеженапечатанных долларов ещё в августе, благполучно отыграл эту «новость» задолго до её объявления на прошлой неделе. Так что же произошло?

Главная новость прошлой недели состоит в том, что впервые за всю послевоенную историю США оказались в полной изоляции, в том, что мир открыто раскололся на США и всех остальных, причём остальной мир не считает себя больше обязанным как сдерживать свои эмоции, так и ограничивать себя в средствах их выражения. Впервые со времён депрессии 30-х годов прошлого века на горизонте международной политики отчётливо замаячили контуры государственного протекционизма и барьеров для трансграничных потоков капитала.

Вместо того чтобы молча «проглотить» американские обвинения в манипуляциях собственной валютой и на этом фоне в очередной раз согласиться с разного рода американскими ограничениями своей экономики, Китай впервые не только сказал твёрдое «нет» последней американской инициативе о 4-хпроцентном в отношении к ВВП ограничении положительного баланса текущего счёта внешнеторговых операций, но и прямо указал на действительный источник валютной нестабильности – это самое QE2.

Министр Финансов Германии Вольфганг Шёйбл (Wolfgang Schäuble) вообще не стал сдерживать себя в выражениях и высказался в том духе, что американские политики не отдают себе отчёт в собственных действиях.

Планы США влить в систему $600 миллиардов (официально) поверх уже закачанных $1.7 триллиона (опять же официально, т.к. в реальности речь идёт о триллионе каждый месяц с 2008 года) вызвали единодушный протест как в Таиланде или Австралии, так и в Индии или Бразилии. Даже святее Папы московские монетаристы устами замминистра финансов РФ Дмитрия Панкина, возглавляющего российскую делегацию на встрече глав финансовых ведомств стран АТЭС в японском городе Киото, сказали следующее: «Решая свои собственные проблемы за счет увеличения денежной массы, США способствуют возникновению новых».

Дело не ограничивается дипломатическими жестами. Как пишет Financial Times: "Китай, Германия и Бразилия уже выступили с критикой в адрес объявленных ФРС шагов по увеличению денежной долларовой массы и заявили, что прибегнут к мерам по защите своих экономик от крупного притока спекулятивного капитала". От слов к делу быстрее всех приступил ЦБ Японии, который к уже существующим программам ослабления йены дополнительно выделил 5 трлн. Йен (более 62 млрд. долларов) на экстренную скупку номинированных в Йене активов, и который разворачивает свою программу уже с понедельника - 8-го ноября. Если на следующей неделе саммит G20 в Сеуле не выйдет за рамки дипломатического языка и протокола, то его можно будет считать абсолютной удачей, хотя для всех уже очевидно, что никакие дипломатические реверансы не способны больше скрыть разверзшуюся бездну противоречий между США и остальным миром.

Итак, бунт на корабле, с объявлением которого - обратной дороги нет. Первая жертва введения национальных протекционистских барьеров и преград на трансграничное перемещение капитала - глобальный валютный рынок. Ограничения его ликвидности тут же выльются в неожиданную «мягкость» так называемых «твёрдых» валют, а Евро, в силу своей институциональной ущербности, моментально теряет основной источник своей монетарной ликвидности и либо прекращает своё существование, либо, если немцы успеют подставить под него свою институциональную подложку, выживает как прокси немецкой марки. Похоже, немецкая игра в этом и состоит, так как делить Европу в мирных условиях им придётся только лишь с Китаем. Подчёркиваю – в мирных условиях. И если успеют. Во всех остальных случаях крах послевоенной Европейской архитектуры будет сопровождаться хаосом и совершенно невероятными альянсами.

Распад единой глобальной (долларовой) финансовой системы - это конец глобализации и переход от единой мировой экономики к региональным экономическим кластерам, что, в свою очередь, означает распад единого мирового рынка промышленного сырья. Для России это равно концу жизни с природной ренты и необходимости перехода к производящей экономике. Сможет ли Россия это сделать – отдельный вопрос, и вопрос открытый.

Одно уже ясно. Следующих выборов Президента Республики Беларусь А.Лукашенко может не состояться. За отсутствием такого субъекта международного права как Республика Беларусь.

Брама


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.