Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Интересное

Убежище в тюрьме

Источник: vesti.ua

Что в Верховной Раде придумали для заключенных: депутаты могут усилить защиту фигурантов уголовных дел

Громкие уголовные дела в Украине могут сдвинуться с мертвой точки – в Верховной Раде придумали, как именно это сделать. В новом законопроекте разбирались Vesti.ua.

Как бы защищены

Если гражданин Украины стал свидетелем уголовного преступления и ему угрожают, то государство еще с 1994 года гарантирует ему защиту – именно тогда у нас был впервые принят соответствующий закон. В те времена о государственной защите важных свидетелей в Украине знали в основном по западным фильмам. 

Один из самых известных – кинокартина “Клиент” того же 1994 года.  По сюжету мальчик случайно стал единственным свидетелем самоубийства известного адвоката, оказывающего услуги мафиозным структурам. Мафия хочет избавиться от тела и нейтрализовать единственного свидетеля, полиция – раскрыть дело и ради этого “давит” на мальчика, не заботясь о его защите от мафии. Главный герой в итоге вынужден обратиться к адвокату. 

Что такое “защита участника уголовного процесса”

Согласно действующему украинскому законодательству (Закон Украины “Об обеспечении безопасности лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве”), это  осуществление правоохранительными органами “правовых, организационно-технических и других мероприятий, направленных на защиту жизни, здоровья и имущества лиц от противоправных посягательств с целью создания необходимых условий для надлежащего отправления правосудия”. 

Какие мероприятия защиты могут быть: 

  • личная охрана, охрана жилья и имущества;
  • выдача специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; 
  • использование технических средств контроля и прослушивания телефонных и других переговоров; визуальное наблюдение;
  • замена документов и изменение внешности;
  • смена места работы или обучения, места жительства;
  • обеспечение конфиденциальности сведений о личности;
  • закрытое судебное разбирательство.

Этот перечень не исчерпывающий – органы могут решить, с учетом ситуации и угроз, применить и другие меры защиты. 

 

Это означает, что если вы случайно знаете кое-что об уголовном преступлении или расследуете его и вам из-за этого угрожают, государство сделает все, чтобы вас не убили или не ограбили. В теории.

Дырявая “крыша”

Однако в реалиях Украины не всегда все так гладко, как задумывалось. В 2017 году под долгосрочной государственной защитой находились около 300 человек, причем четверть из них – сотрудники суда или правоохранительных органов. В большинстве случаев защита представляла собой личную охрану. 

На охрану одного человека требуется около 1 млн 500 тыс. грн. в год. Самый громкий пример из недавних – журналист Аркадий Бабченко, которому угрожали и который согласился инсценировать свою смерть ради выявления преступника. Можно вспомнить Игоря Мосийчука, на жизнь которого покушались, Дениса Вороненкова и Амину Окуеву, которые, несмотря на меры защиты, были убиты. 

Поэтому куда чаще свидетели или потерпевшие отказываются давать показания или меняют их, потому что не уверены в надежности государственной защиты. 

Согласно одному из опросов прокуроров и следователей, преступный мир имеет более обширные возможности воздействовать на участников уголовного процесса: в 40% расследований преступлений против жизни и здоровья человека фиксировались попытки повлиять на свидетелей. 

Чаще всего это насилие (43%), популярен подкуп (23%). Поэтому неудивительно, что около трети свидетелей меняют свои показания, еще треть вообще уклоняются от участия в расследовании.  

Все схвачено, да не все охвачены

В частности, из-за неэффективной защиты тормозятся многие уголовные дела, в том числе и громкие. По некоторым делам недостает доказательств, свидетели отказываются от своих показаний или меняют их в пользу подозреваемого. 

Кроме того, в Украине не было показательно успешных примеров защиты свидетелей, хотя сам механизм применялся и не раз. Но не всегда легко получить эту защиту. Некоторые – судятся, как потерпевший, требовавший личного оружия, смены номеров на своем автомобиле, засекретить мобильные номера и другие персональные данные. Ничего из перечисленного заявитель так и не добился. 

Да и в законе есть пробелы, которые нужно срочно устранять. Народный депутат Григорий Мамка пробует это сделать через свой законопроект “О внесении изменений в статью 2014 Уголовного процессуального кодекса Украины об усовершенствовании процедуры обеспечения мероприятия безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве”. 

По его мнению, в действующем законе не оговаривается защита таких фигурантов уголовных дел, как осужденные. Сейчас преступник, который отбывает наказание в колонии и является важным свидетелем по другому уголовному делу, никак не защищен. 

Он с 100% вероятностью будет молчать, иначе сокамерники быстро выпишут путевку “на тот свет”.  Автор документа считает – надо гарантировать государственную защиту и таким людям. 

Что может измениться

Григорий Мамка предлагает: 

  • включить осужденных в перечень лиц, на которых распространяется госзащита, и обеспечить им изолированное содержание в тюрьмах, СИЗО, колониях, запретить содержать осужденных в СИЗО Нацполиции;
  • если возникает угроза жизни и здоровью участника уголовного судопроизводства в связи с уголовным делом, досудебное расследование дела (и внесение данных в ЕРДР) осуществляется неотложно
  • решение о применении защиты будет приниматься и следователем-судьей
  • срок защиты – от 2 месяцев до 5 лет (для осужденных – до 2 месяцев, дольше – по решению следователя-судьи). 

Америка-Европа и наши обязательства

В мире самой наработанной практикой защиты участников уголовного судопроизводства могут похвалиться США. Более 30 лет там действует Федеральная программа безопасности свидетелей (WITSEC), уникальность которой заключается во многоуровневости: какие органы будут опекать ценного свидетеля или осужденного, решается в каждом конкретном случае. 

Такой подход обеспечивает комплексную и действительно надежную защиту и оказался настолько успешным, что его позаимствовали Канада и Австралия. Европа пошла немного другим путем: до 80-х годов прошлого века в Германии участников уголовных дел защищали специальные подразделения полиции, после дела о мотоциклетных бандах в Гамбурге, когда впервые была применена комплексная защита для многих фигурантов, Германия расширила права жертв уголовных преступлений, а защитой занялось Федеральное управление криминальной полиции.

В 1995-1996 годах количество дел с защитой свидетелей составило в Германии 480 единиц. В итоге Германия также реформировала свою систему защиты в многоуровневую, как это сделали в США. Что объединяет обе системы – под защиту попадают и осужденные. 

Интересно, что в Украине с 2016 года заговорили о реформе системы защиты, МВД даже сформировало рабочую группу с европейскими экспертами для приведения системы защиты к европейским стандартам. Сейчас над тем же работает другая группа, созданная Минюстом (приказ № 1626/7 от 06.07.2023 года).   

Григорий Мамка ссылается на несколько рекомендаций комитета министров Совета Европы государствам-членам о защите свидетелей и лиц, сотрудничающих с правосудием, потерпевших от преступлений. В том числе и за решеткой. 

Шансы на выживание

Это действительно проблема для Украины, утверждает в комментарии Vesti.ua заместитель председателя адвокатского объединения "Алібі" Алексей Бебель.  

При условии принятия такого законопроекта у следователей и прокуроров появится больше возможностей обеспечения безопасности тех, кто идет на сотрудничество и разоблачает других лиц, совершивших преступления. Но в части практического исполнения норм, предложенных народным депутатом Григорием Мамкой, который и сам профессиональный юрист и следователь, – понятно, многое будет зависеть от сотрудников СИЗО (следственный изолятор. – Ред.) и ИВС (изолятор временного содержания. – Ред.), или учреждений исполнения наказаний”, – объяснил эксперт. 

При этом Алексей Бебель подчеркивает – новации усилят ответственность сотрудников и должностных лиц таких учреждений, “исключив возможность списать все на случайность”. 

Не принципиально, но полезно

Комментируя законопроект, на опыт Григория Мамки ссылается и председатель Украинской независимой фундации юристов Ростислав Кравец. По его мнению, новации, если будут приняты, действительно улучшат защиту заключенных и упростят вообще процедуру предоставления защиты, но это не кардинальные перемены. 

Хорошо, что решение о предоставлении защиты участникам уголовного судопроизводства будет принимать следователь-судья, это ускорит и упростит предоставление такой помощи, – отметил эксперт. – Но я сомневаюсь, что удастся реализовать “срочное внесение сведений о досудебном расследовании в ЕРДР”, поскольку у некоторых правоохранителей свои представления, что такое “срочно”.

Также Ростислав Кравец обратил внимание на уточнения по защите осужденных: урегулирован перевод осужденных из учреждения в учреждение по решению следователи-судьи (сейчас – только суд), это обеспечит быстрый перевод и, соответственно, повысит безопасность заключенного. 

Важно, что добавлено в качестве условия перевода и согласие такого лица, “значит, тот, кто отбывает наказание и под защитой, сможет сам оценить безопасность того места, куда его переводят”, отметил эксперт.   


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.