Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Интересное

Переломный год: падение олигархов и новые "звезды"

Источник: vesti.ua

Происходящее в украинской политике можно назвать началом глобальной ревизии.

Кажущаяся стабильность системы грозит "архаичным" партиям и их ценностям обрушением и застоем. Хорошая новость: вместо них возникают новые движения, а общество получает неформатных лидеров, на которых ориентируется и которым доверяет. Какие еще итоги 2022 года отметили эксперты Vesti.ua, читайте в нашем материале.

Сложный год для олигархов

В мае в Украине должен был заработать реестр олигархов – согласно закону, каждый, кто по формальным признакам (наличие политического влияния, медиа, соответствующих средств) подпадает под это определение, терял право заниматься политической деятельностью, а также покупать у государства крупные объекты (заводы, предприятия). Такой хитрый план подготовила власть, чтобы обуздать олигархов и их влияние на внутреннюю повестку. Однако жизнь сама расставила все по местам.

С начала войны почти все сверхбогатые украинцы обеднели. Некоторые настолько, что даже само слово "олигарх" в их отношении уже нельзя применить даже по формальным критериям, установленным законом. По подсчетам BBC, если сравнивать данные за февраль и декабрь 2022 года, самые колоссальные потери понес Ринат Ахметов – его состояние уменьшилось втрое и теперь составляет всего 4,3 млрд долларов. Потерял и его бизнес-партнер Вадим Новинский – его доходы упал почти в три раза. А вот Виктор Пинчук пострадал меньше, потеряв "всего" 600 млн долларов. Пятый же президент Украины Петр Порошенко за 9 месяцев и вовсе выпал из списка миллиардеров. Теперь его состояние оценивается в 700 млн долларов.

Впрочем, чисто формальная работа над реестром еще идет: в начале октября Совет национальной безопасности объявил тендер на разработку реестра (3 млн грн). Секретарь этого госоргана Алексей Данилов называет приблизительное количество "олигархов", подходящих под жесткие критерии – их 86 человек. Кто именно, пока неизвестно. Однако некоторые вероятные фигуранты этого списка предприняли шаги, чтобы вывести себя из-под ограничений. Летом 2022-го самый богатый украинец Ринат Ахметов заявил о "вынужденном решении" по выходу его инвестиционной компании SCM из медийного бизнеса в связи с действием "закона о деолигархизации". 12 июля все СМИ, которые принадлежали Ахметову, прекратили работу, в их числе – телеканалы "Украина" и "Украина 24", а также крупные новостные сайты, в числе которых "Сегодня". После этого власти подтвердили, что формальных поводов для вхождения Ахметова в реестр больше нет.

В начале ноября последовало еще одно решение властей, связанное с разрушением монопольного положения украинских олигархов. Были национализированы сразу пять стратегически важных предприятий: "Укрнафта", "Укртатнафта", "Мотор Сич", "АвтоКрАЗ" и "Запорожтрансформатор". Фактически государство забрало себе все их акции, а сами предприятия должны теперь работать на удовлетворение оборонных потребностей страны. Это болезненный удар по нескольким бенефициарам: владельцем предприятия, производившего трансформаторы, был российский бизнесмен Константин Григоришин (решение в его отношении логичное, учитывая, что именно РФ бьет по энергетической инфраструктуре, тем же трансформаторам). "АвтоКрАЗ" контролировал экс-народный депутат от "Батькивщины" Константин Жеваго. Он и без того находится в розыске в течение почти трех лет – в рамках уголовного дела по мошенничеству в принадлежавшем ему банке "Финансы и Кредит" (признан банкротом в 2015-м). 27 декабря Жеваго был арестован в отеле на французском горнолыжном курорте Куршевель, сейчас его готовят к экстрадиции в Украину. Владелец еще одного предприятия, производившего авиадвигатели, – "Мотор Сич", Вячеслав Богуслаев, был арестован в октябре по обвинению в государственной измене (якобы продавал двигатели российским предприятиям через посредников).

Однако хуже всего пришлось бывшему "олигарху №2", бенефициару компаний "Укрнафта" (40%) и "Укртатнафта" (более 50%) Игорю Коломойскому. Именно ему приписывали влияние на президента Владимира Зеленского, и именно о нем говорили больше всего применительно к "закону об олигархах".

К 2021 году он обладал состоянием в 1,8 млрд долларов. В конце 2022-го “Forbes Украина” провел ревизию его активов и установил, что за год тот утратил более чем 1,08 млрд долларов, перестав быть долларовым миллиардером. Также он, вероятно, был лишен украинского гражданства президентом. Его активы вполне можно назвать "проблемными" – причем как те, что остались, так и те, что были отчуждены в пользу государства.

"В "Укрнафте" 50% акций принадлежало государству, что мешало решать вопрос по компании. "Укртатнафта" владеет НПЗ в Кременчуге, который практически уничтожен оккупантом. Все эти предприятия нуждаются в огромных вложениях, которых пока что в бюджете-2023 нет. Вопрос – где брать деньги?" – задается вопросом экономист Олег Пендзин.

Но есть еще один проблемный аспект – юридический. Открытыми остаются моменты, связанные с компенсацией стоимости и возврата имущества собственнику. Юрист Андрей Вигиринский рассуждает: "Если собственник обратится в суд по возврату имущества, решение будет приниматься в соответствующем порядке, а сами процессы могут длиться годами". В Украине практики подобных решений не было, поэтому "набивать шишки стране предстоит на собственных ошибках".

По некоторым данным, на этом власти вряд ли остановятся, и уже в скором времени отчуждения могут коснуться "Альфа-Банка" (владелец – россиянин Михаил Фридман), а также Полтавского горно-обогатительного комбината (принадлежит Константину Жеваго, который судится за актив с предыдущими владельцами, также россиянами). Эксперты говорят, что решение властей – это "привет" и тем олигархам, чей бизнес продолжает работать, например, Дмитрию Фирташу, владельцу ряда предприятий в химпроме страны. Вопросы могут быть к работающим облэнерго, которые продолжают получать сверхприбыли.

Пациент скорее мертв: что с политической оппозицией

С 24 февраля все оппозиционные политики "залегли на дно". Ни о какой конфронтации с правящими силами в первые месяцы войны речи не было. Наиболее ярко это демонстрировала Верховная Рада: почти все законы голосовались большинством более чем в 226 голосов. Более 80% законопроектов с конца февраля были поданы в сессионный зал депутатами – главами комитетов от "Слуги народа". На втором месте – внефракционные депутаты (14%). На третьем – "Голос". За время военного положения парламент успел проголосовать несколько инициатив главы фракции "Европейская солидарность" Петра Порошенко – главного, в сущности, оппозиционера к действующей власти. Поддерживали депутаты и законопроекты еще недавно оппозиционной "Батькивщины", хотя таких крайне мало.

"Наша фракция голосует мало. Мы поддерживаем законопроекты, важные для страны. За инициативы "Слуги народа" мы единственные практически голосуем против, иногда нас поддерживают "ЕС" и "Разумная политика". Изредка, когда учтены наши замечания, мы можем отдать свои голоса (и за инициативы партии власти. – Ред.)", – поделился с Vesti.ua народный депутат, фракция "Батькивщина", Алексей Кучеренко.

Однако чем дольше длится война и чем спокойнее ситуация в столице, тем больше ощущение безопасности у самих политиков. И, соответственно, тем выше запросы у отдельных групп. Пример – провал по "кадровым" голосованиям в парламенте 1 декабря: депутаты не смогли провести несколько перестановок и увольнений в комитетах парламента, потому что ряд депутатов от правящей же "Слуги народа" вынули карточки для голосования. "В первые месяцы войны среди депутатов был высокий уровень консолидации. Тогда нужно было действовать быстро, особенно по вопросам обороны и безопасности. Сейчас же ситуация начала меняться, уже проявляются интересы разных партийных групп", – говорит политолог Владимир Фесенко.

В условиях военного положения, которое наделяет власть практически неограниченными полномочиями, полное отсутствие оппозиции чревато последствиями, делится мнением политолог Руслан Бортник. Номинально, отмечает он, в украинском парламенте она сегодня есть, но полноценно заработает только после окончания боевых действий.

"Оппозиция в ВР была и остается. Многие решения властной партии сегодня достаточно жестко критикуются, но не публично. Чтобы не наносить ущерб обороне и безопасности страны. В случае стабилизации ситуации я уверен, что в Украине снова появится публичная оппозиция. И у нее накопится масса вопросов. Пока что на мягкую критику решается только команда Петра Порошенко, представители волонтерского движения и региональных элит", – говорит политолог Руслан Бортник.

Неповиновение мэров

Вне парламента война оголила целый ряд политических противостояний в Украине. Наиболее яркое из них – давняя неприязнь команды президента и киевского мэра Виталия Кличко. Своего пика этот конфликт достиг в ноябре, когда во время коллапса в энергетической системе в стране начали открывать "пункты несокрушимости". К работе столичных властей у представителей провластной команды на этот счет возникло немало претензий. Первым о своем недовольстве заявил глава "монобольшинства" в парламенте Давид Арахамия.

На самом деле противостояние киевского городского головы и Офиса президента продолжается уже не первый год. Еще со времен главы Администрации президента Андрея Богдана (2019 г. – начало 2020 г.) команда Зеленского старалась умерить политические амбиции Кличко. Одна из причин конфронтации – заоблачные бюджеты столицы. До войны он составлял более 60 млрд грн. Не исключено, что Банковая не могла смириться с тем, что именно Кличко управляет финансовыми потоками в таких масштабах.

Еще один "любимчик" ОП – мэр Днепра Борис Филатов, который с начала войны неоднократно позволял себе громкие заявления в сторону центральной власти. К примеру, по словам Филатова, город не получает должную денежную и материальную помощь на восстановление и подготовку к возможным блэкаутам. "У меня вообще нет коммуникации ни с Кабмином, ни с ОПУ", – рассказывал мэр Днепра. "Пункты несокрушимости” – лишь новый повод для тлеющего противостояния ОП и мэров отдельных городов, претендующих на более значимую роль. Очевидно, что многие из них имеют президентские амбиции и при любой возможности не стесняются критиковать центральную власть", – отметил политолог Алексей Якубин.

Под занавес года противостояние ОП и днепропетровских властей обрело новые краски. На днях НАБУ начало проводить обыски у приближенных лиц к главе местной ОВА Валентину Резниченко. Как установили журналисты-расследователи "Схем", фирма его фитнес-тренера только во время полномасштабного вторжения РФ получила 1,5 млрд гривен на ремонт дорог в области. По факту обнародованных данных САП зарегистрировала фактическое уголовное производство, в котором нет подозреваемых. До сегодняшнего дня сам Офис президента на этот скандал официально так и не отреагировал.

И если днепропетровская элита до сих пор остается при должностях, черниговские чиновники начали лишаться своих высоких постов. Так, в начале декабря суд на год лишил Владислава Атрошенко права занимать должность городского головы Чернигова. Решение суда пояснили "незаконным" поручением Атрошенко своему водителю вывезти за границу автомобиль его жены. Чиновник якобы "действовал в условиях конфликта интересов", ведь водитель обеспечивает транспортное обслуживание мэра исключительно в рамках выполнения им должностных обязанностей. Сам Атрошенко считает дело "политическим", а накануне и вовсе заявил, что за ним "следят". Еще в конце декабря 2021 года городской голова Чернигова сообщал о шантаже и угрозах из Офиса президента. По его словам, на Банковой потребовали не выдвигать представителя своей команды на промежуточных выборах народного депутата в избирательном округе №206.

Интересный расклад взаимоотношений Киева и местных властей нарисовался и в Одесском регионе. В начале декабря сотрудники Национального антикоррупционного бюро задержали одесского бизнесмена Бориса Кауфмана – бенефициара группы Vertex United и мажоритарного владельца табачного гиганта TEDIS Ukraine. Как заявили в НАБУ, прокуроры разоблачили преступную организацию, которая взяла под контроль Одесский городской совет и бюджет города. Среди задержанных оказался и Александр Грановский, в 2002-2006 годах – народный депутат от партии СДПУ. "Преступная организация взяла под контроль практически все вопросы экономической жизни города, среди которых взаимодействие с застройщиками, закупки на средства местного бюджета, деятельность коммунальных предприятий, другие аспекты взаимодействия с бизнесом", – заявили в НАБУ и САП.

С 2019 года СМИ называли Кауфмана "смотрящим" от "слуг" по Одессе, который не раз закрывал все вопросы перед властью. Также, по некоторым данным, мэр Одессы Геннадий Труханов своим креслом обязан именно Кауфману и Грановскому, якобы благодаря их поддержке он успешно провел избирательную кампанию осенью 2020-го  и остался городским головой. Какие показания дадут задержанные, и появятся ли в этой истории новые "герои" – пока неясно. Точно так же, как и сохранит ли за собой должность сам Труханов.

Рождение новых "звезд"

На фоне падения традиционных политических сил и системы ценностей в Украине все чаще возникают новые веяния. Первая тенденция точь-в-точь напоминает 2014-2015 годы, и это абсолютный рост доверия к Вооруженным силам, а также всему, что связано с армией. Вторая тенденция – рост количества новых лиц и лидеров. Речь как о неформатных лидерах (о них позже), так и о медийности тех чиновников/советников, которые оказались в тренде весной.

Пожалуй, самый перспективный из них – внештатный советник ОП Алексей Арестович. С 24 февраля в команде главы государства ему отведена роль некого "супергероя". Наравне с Владимиром Зеленским он каждый день записывает обращение к миллионам украинцев, и уровень доверия к нему растет. Арестович занял второе место в рейтинге лидеров мнений по результатам опроса Киевского международного института социологии, уступив лишь главе государства. Выяснилось, что сегодня Арестовичу доверяют больше, чем главнокомандующему ВСУ и министру обороны. По итогам запросов Google за 2022 год наибольший прирост интереса украинцев в категории "Персона" также у Арестовича.

"Многие старые политики не вернутся на политический олимп в обозримом будущем. Люди устали от них, это стало очевидно после 24 февраля. У украинцев начинает формироваться некое раздражение. Сейчас рейтинги показывают, что большие цифры есть у тех, кто находится на острие медийного поля, к примеру, Арестовича и волонтеров", – рассказал политтехнолог Борис Тизенгаузен.

Эксперты говорят, что с приходом войны в обществе созрел запрос на новых политиков, без запятнанной репутации. Очевидно, что неплохие перспективы на политическое будущее есть у блока военных и волонтеров, например, партии под председательством Сергея Притулы. Не исключено, что при должном финансировании подобные проекты будут весьма результативны. К партии, которую планирует создать Сергей Притула, на начало августа положительно относились 48% украинцев, негативно – лишь 8%. Об этом свидетельствуют результаты опроса Киевского международного института социологии. О том, что им нравится сам Притула, заявили 77% респондентов, что лишь на 10 пунктов ниже показателя президента Владимира Зеленского.

Однозначно положительной будет репутация у волонтеров самого разного рода. Наиболее медийный из них – директор "Международного благотворительного фонда "Вернись живым" Тарас Чмут, которому доверили выступление перед Конгрессом США. Также большой вес набрал батальон волонтеров-парамедиков "Госпитальеры" – правда, с тех пор, как его формальная руководительница Яна Зинкевич получила политическую окраску, согласившись избираться в парламент от "Евросолидарности" Петра Порошенко, говорить о репутации, "незапятнанной политикой", будет сложнее. Также можно отметить репутацию Первого добровольческого медицинского госпиталя и медийность его руководителя Геннадия Друзенко: в апреле он не побоялся бросить вызов одному из олигархов – Виктору Пинчуку, разместив на территории его поместья в пригороде Киева часть своего госпиталя.

А собеседники Vesti.ua в политической среде рекомендуют присмотреться также к некоторым журналистам. К примеру, большой узнаваемостью, особенно у сельского населения, обладает телеведущая Наталья Мосейчук. "Не исключено, что она может стать "локомотивом" одного из политических проектов, которые будут запускаться постепенно в 2023 году", – говорит наш собеседник.


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.