Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Интересное

Национализация военного времени

Источник: vesti.ua

Почему Коломойский и Ко лишились активов. Кого еще из олигархов Ставка главнокомандующего может лишить активов.

Предлагаем ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ еще одну статью на тему "национализации".

Украинские власти национализировали пять стратегически важных предприятий. В государственную собственность отчуждены "Укрнафта", "Укртатнафта", "Мотор Сич", "АвтоКрАЗ" и "Запорожтрансформатор". Как расценивать этот сигнал представителям крупного бизнеса и кто на очереди – разбирались Vesti.ua.

Что произошло?

Решение об изъятии активов было принято на заседании Ставки Верховного главнокомандующего под председательством Владимира Зеленского. Что является прецедентом, гораздо привычнее было бы ожидать подобных шагов, например, от СНБО. Официально решение аргументировали действием законов Украины об обороне и о правовом режиме военного положения. "Изъятые активы приобрели статус военного имущества, их управление передано Министерству обороны", – объясняет секретарь СНБО Алексей Данилов. По его словам, по окончании действия военного положения предприятия могут быть возвращены собственникам. Премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, что все пять предприятий теперь "будут работать на удовлетворение оборонных потребностей государства в режиме 24/7".

Фактически государство забрало себе акции национализированных предприятий – их перевели на государственный баланс. Это касается как контрольных пакетов акций, так и акций миноритарных владельцев.

Поскольку часть подобных документов по оборонной политике страны в условиях военного положения с грифом секретности, то вряд ли мы их когда-нибудь увидим. Юристы говорят – к  официальному обоснованию вопросов нет. Но открытыми остаются моменты, связанные с компенсацией стоимости и возвратом имущества собственнику. Кто и как будет разрабатывать этот механизм после окончания войны.

"Если собственник обратится в суд по возврату имущества, решение будет приниматься в соответствующем порядке, а сами процессы могут длиться годами. В нашей стране практики подобных решений не было, поэтому будем набивать шишки на собственных ошибках. Государство пока пробно задействовало подобные механизмы по изъятию у олигархов имущества – того, что в первую очередь  формировало их монопольное положение", – рассказал юрист Андрей Вигиринский.

Интересно, что закон, согласно которому принято решение, еще времен Виктора Януковича, он был проголосован в 2012 году. Но по факту ни разу до последнего времени не применялся на практике. По словам экспертов, в решении государства есть несколько нестыковок: в законе четко прописана передача имущества, а то, что сделано по факту – это передача имущественных прав. Второй момент – владельцами акций по логике должны были стать Фонд госимущества или АРМА, а не Минобороны, у которого просто нет подобных полномочий. Кроме того, есть опасения, что сами олигархи могут пойти в международные суды, чтобы потребовать компенсаций.

"Самый главный вопрос – как украинцы будут возмещать стоимость этих активов? Ведь так или иначе это ляжет на плечи каждого налогоплательщика. Деньги-то будут брать из бюджета. По закону это должен решить суд. А сами выплаты должны быть осуществлены в течение пяти лет после окончания военного положения. Если предприятие банкрот, то ситуация решаемая, а если нет… То как бы все не закончилось тем, что те же Коломойский и Жеваго начнут судиться с украинцами", – поделился адвокат Ростислав Кравец.

Какова ценность этих активов?

В общей сложности конфискованные активы оцениваются в 956 млн долларов. "Укртатнафта" и "Укрнафта" обеспечивали нефтепереработку и производство топлива, необходимого для военной техники. Последняя добывает почти  90% нефти в Украине и является одним из крупнейших владельцев АЗС. "Укртатнафта" контролирует Кременчугский НПЗ –  крупное нефтеперерабатывающее предприятие, которое пострадало из-за обстрелов российских ракет.

"АвтоКрАЗ" производит и ремонтирует боевые бронемашины, а также грузовики под украинские РСЗО. "Мотор Сич" занимается двигателями для вертолетов, самолетов и ракет. Кроме того, предприятие ремонтирует и переоснащает военную технику. "Запорожтрансформатор" когда-то занимался производством трансформаторов, необходимых для поддержки энергетической системы страны.

"Запорожтрансформатор” на сегодняшний день банкрот, в “Укрнафте” и без того 50% акций принадлежало государству, что мешало решать вопрос по компании до… “Укртатнафта” владеет НПЗ в Кременчуге, который практически уничтожен оккупантом. А по “АвтоКрАЗу” история с огромными долгами по зарплате. Все эти предприятия нуждаются в огромных вложениях, которые пока что в бюджете-2023 нет. Вопрос – где брать деньги?" – говорит экономист Олег Пендзин. 

Проблемные владельцы

Более 40% "Укрнафты" принадлежало Игорю Коломойскому. В начале сентября НАБУ и САП объявили о подозрении топ-менеджменту компании. Их подозревают в завладении имуществом и средствами предприятия в 2015 году на 13,3 млрд грн. 17 сентября детективы НАБУ пришли с обыском по этому делу к Коломойскому. А в 2021 году бизнесмен попал под санкции США "за масштабные коррупционные преступления". Также много лет олигарх судится с Украиной по делу о национализации "ПриватБанка". Накануне в офис "Укрнафты" пришли сотрудники СБУ и БЭБ со спецназом. Об этом сообщил нардеп Александр Дубинский со ссылкой на свои источники. По его информации, работники предприятия не имели доступа к своим рабочим местам, по факту работа офиса госкомпании была парализована. В "Укрнафте" информацию подтвердили, заявив, что решения суда на проведение таких действий нет.

Большая часть акций "Укртатнафты" через офшоры также принадлежит Коломойскому и Геннадию Боголюбову. Еще 28% акций есть у другого олигарха – Александра Ярославского. Зимой этого года он стал фигурантом смертельного ДТП под Харьковом. Кортеж сбил насмерть человека на трассе Чугуев – Мартовое. По данным журналистов, на месте аварии были обнаружены номерные знаки, которые принадлежат одному из автомобилей предпринимателя. Сам Ярославский говорил, что в момент ДТП спал дома и никакого отношения  к нему не имеет. В свою очередь, в Министерстве внутренних дел Украины вызвали бизнесмена на допрос в качестве возможного участника инцидента. Сам Ярославский в тот же день вылетел из Харькова в Лондон.

Владельцем "Запорожтрансформатора" является Константин Григоришин. По некоторым данным, у него три гражданства – Украины, России и Кипра. Григоришин никогда особо не был замечен в громких делах, лишь несколько раз его фамилия всплывала в разборках бизнес-элиты, в частности с другим олигархом Вадимом Новинским.

"АвтоКрАЗ" в прошлом контролировал народный депутат от "Батькивщины" Константин Жеваго. Следственное управление Нацполиции в Полтавской области с ноября 2018 года ведет досудебное расследование по признакам уклонения завода от уплаты штрафных санкций. Речь идет о почти 7 млн грн. за несвоевременное выполнение оборонного заказа. В конце 2013 года Минобороны и "АвтоКрАЗ" заключили сделку на 136,5 млн грн. на поставку грузовиков повышенной проходимости. В течение 2014-го из-за колебаний курса валют стоимость сделки выросла до 165 млн. Но Генпрокуратура сочла это неправомерным. Кроме того, предприятие нарушило сроки поставки транспорта на полтора месяца.

Владельцем "Мотор Сичи" был Вячеслав Богуслаев, которого месяц назад арестовали за коллаборационизм и пособничество государству-агрессору. Кроме того, компания много лет работала в кооперации с Китаем. В 2019-м китайцы попробовали приобрести акции украинского предприятия, но Антимонопольный комитет Украины сделку аннулировал. В результате  китайские инвесторы подали в Международный арбитраж иск на 5 млрд долларов. После решения властей о национализации "Мотор Сичи" китайская компания Beijing Skyrizon, владеющая акциями предприятия, решила прокомментировать такой шаг: "Мы решительно выступаем против бесстыдного поведения государства Украины, касающегося политизации нормального делового поведения, насильственной национализации компании “Мотор Сич” и необоснованного разграбления законных прав и интересов китайских инвесторов". Похоже, китайцы четко дают понять, что сдаваться не собираются. Они отмечают, что инвесторы "никогда не откажутся от борьбы за защиту своих прав законным путем".

Кто следующий?

Владимир Зеленский не исключил принятия новых решений по национализации. Правда, кого именно они коснутся, не уточнил. По словам главы государства, некоторые из крупных предприятий в стране почти не функционируют, однако теперь им найдут применение: будут ремонтировать и производить технику, обеспечивать силы обороны и восстановление инфраструктуры. "Наш отпор врагу должен быть максимально эффективным и слаженным. Такие шаги, необходимые для нашего государства в условиях войны, предпринимаются согласно действующим законам и помогут обеспечивать насущные потребности нашего сектора обороны", – отметил Зеленский.

"На сегодняшний день целый ряд заводов и производств в стране признаны банкротами. Компании либо умышленно доводили до такого состояния, либо они просто простаивают. Для олигархов это чисто коммерческая история, большую часть своего имущества они просто когда-то давно отжали. Подобная судьба ждет еще ряд предприятий. Но государству стоит взвешенно подходить к подобным решениям. Не забывать, что у  нас есть как внешний, так и внутренний инвестор, который сейчас очень напрягся, думая о том, а не придут ли следующий раз к нему", – поделился политтехнолог Борис Тизенгаузен.

По некоторым данным, уже в середине ноября отчуждения могут коснуться "Альфа-Банка", а также Полтавского горно-обогатительного комбината Жеваго, который судится за актив с предыдущими владельцами. Эксперты говорят, что решение властей – это "привет" и тем олигархам, чей бизнес продолжает работать, например, Фирташу. Вопросы могут быть к работающим облэнерго, которые продолжают получать сверхприбыль, но при этом тарифы для населения также растут. В мае этого года часть облгазов Фирташа суд передал в управление государства.

Реже упоминается фамилия Ахметова. Пока неясно, решится ли власть взяться за донецкого олигарха, ведь еще в начале войны политическая верхушка положительно отзывалась о некоторых представителях большого бизнеса, которые помогают армии и стране. Не исключено, что хвалили именно Ахметова, который с 24 февраля не стеснялся жертвовать на гуманитарные проекты. Летом этого года украинский бизнесмен заявил, что принял "вынужденное решение" о выходе его инвестиционной компании SCM из медийного бизнеса в связи с действием "закона о деолигархизации". 


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.