Курортная архитектура всегда была территорией свободы для советских архитекторов. Еще со сталинских времен санатории выполняли функцию советского «рая на земле» — места, куда должны были стремиться попасть все трудящиеся.
Курортная архитектура всегда была территорией свободы для советских архитекторов. Еще со сталинских времен санатории выполняли функцию советского «рая на земле» — места, куда должны были стремиться попасть все трудящиеся.
Поэтому даже во времена борьбы с излишествами различные ведомства не скупились на постройку дворцов отдыха для своих работников, и курортное строительство позволяло архитекторам уйти от общей линии.
Так в 1980 году руководства профсоюзов СССР и Чехословакии приняли решение о строительстве совместного пансионата «Дружба» в Крыму для трудящихся двух стран. Чехам хотелось, чтобы пансионат был расположен в месте, где прошла их романтическая юность — на Золотом пляже. Но в те годы побережье уже было застроено, оставался лишь узкий кусок территории с 40-градусным уклоном между дорогой и морем…
Место оказалось очень неудачным. Помимо оползней, здесь оказался тектонический разлом и 8-балльная сейсмическая активность. Но после достижения договоренностей архитекторов лишь уведомили о выборе и поручили приступать к разработке проекта. Строить обычным способом здесь, конечно же, было нельзя, архитектор Игорь Василевский и инженер Нодар Канчели приняли решение использовать систему, в которой бы объект минимальным образом касался скошенного рельефа. Вот, как Василевский описывает выбор пути:
«Нужно было выбрать наиболее устойчивую систему. Ею оказался «табурет» на трех ногах, где все опоры равномерно нагружены. Это и было положено в основу сооружения. Все, что есть в объекте — перекрытия, поперечные, продольные стены, — все включено в работу. Конструктивное решение, где нет несущих и несомых элементов, — гениально».
Таким образом вся нагрузка от здания — кольцеобразного моноблока — сосредотачивалась и передавалась скале через три башенные опоры. Площадь опоры на грунт при этому минимальна (кольцо диаметром 9 метров и толщиной стен от 80 до 20 см).
Гостиничные номера вынесены на внешний кольцевой контур с раскрытием на море.
«При 56-метровом перепаде от верхней подъездной дороги до пляжа, другого подъезда и подхода нет. Войти в объект можно только через крышу, что и было сделано. Вы выходите из прикрытого остекленного перехода на верхнюю террасу с захватывающим раскрытием на морской горизонт…» — говорит архитектор Игорь Василевский.
Панорама действительно великолепна. За скалами видна Ялта, на горизонте — гора Аю-Даг.
Благодаря зубчатой форме, почти из каждого номера виден кусочек моря и при этом не видно соседей.
В верхней части здания находится трехчастный консольный ресторан.
Сверху здание напоминает систему шестеренок, надетых друг на друга.
Главный вход в пансионат расположен на уровне подъездной площади на пятом этаже.
К морю попадают на лифте или лестнице, расположенных в ближайшей к пляжу опоре.
Смотришь на здание снизу, и кажется, что попал в часовой механизм. Смазать — и все это двинется…
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.