Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Фунты, тугрики...

Газовые переговоры с агрессором: война войной, а транзит по расписанию?

Источник: "Версии"

На фоне сообщений об успешных арестах в Швейцарии и Голландии имущества «Газпрома», чтобы взыскать присужденные Стокгольмским арбитражем $2,6 млрд., куда-то затерялась другая новость. ЕС упросил Россию начать переговоры с Украиной о заключении нового «газового соглашения» после завершения в 2019 году ныне действующего.

Это не мешает нам требовать от «Газпрома» 171,932 млрд. грн. штрафа за «монополизм на рынке транзита газа». И мы не понимаем позицию Еврокомиссии, которая не поддержала «флешмоб» со своей стороны.

Незаметно подошли к концу 10 лет действия того самого газового контракта, подписанного 19 января 2009 года руководителями "Нефтегаза" (Дубиной) и "Газпрома" (Миллером) по итогам переговоров премьеров Украины и России Юлии Тимошенко и Владимира Путина.

Предварял контракт срыв поставок газа в Европу в январе 2009 года, когда Старый Свет почти три недели мерз. А финальным аккордом стало уголовное дело против Юлии Владимировны, закончившееся 7-летним тюремным сроком за “превышение полномочий”.

Парадоксально, но соглашение, за которое посадили Тимошенко, безукоризненно выполняется до сих пор, несмотря на аннексию Крыма, гибридную войну на Донбассе, санкции против России и т.д.

Более того, нескрываемую тревогу нашего руководства вызывает перспектива прекращения газового транзита после истечения срока действия документа 1 января 2020 года. Мы очень хотим продолжить транзит и заключить для этого новое соглашение. Более того, я почему-то нигде не встречаю возмущения по этому поводу и комментариев из серии “контракт с дьяволом” или «бизнес на крови героев АТО».

От транзита отказаться трудно. И морально, и материально. В год больших долговых выплат и капризов МВФ $3 млрд. на дороге не валяются. К тому же, пока Украина транзитная держава, Европа должна ею особенно дорожить, как важной энергетической артерией. Прошлый год, как назло, был особенно приятным и доходным: из-за ремонта альтернативных трубопроводов по нашей ГТС было транспортировано 93 млрд. куб. м, что стало наибольшим показателем за последние семь лет.

Правда, насчет доходности – “Газпром” так не считает. Еще в середине 2015 года зампред его правления Александр Медведев заявил, что Россия полностью откажется от услуг Украины, "даже если солнце поменяется местами с луной". Причина – высокая плата за транзит (выше, чем в Европе) и абсурдное, с точки зрения “Газпрома”, требование Украины заплатить штраф за монопольное положение на рынке транзита газа.

Такой беспрецедентный штраф на сумму 86 млрд. грн. (около $3,4 млрд.) Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) выставил “Газпрому” в январе 2016 года, ссылаясь на антимонопольное законодательство ЕС. Поскольку штраф не был уплачен, на него “натикали” проценты и сейчас сумма к взысканию составила 171,932 млрд. грн. (около $6 млрд.).

Как заявил министр юстиции Павел Петренко, Украина попытается взыскать этот долг в зарубежных юрисдикциях, параллельно с долгом по решению Стокгольмского арбитража. Мы уже достигли успеха на этом поприще и арестовали какие-то активы “Газпрома” в Европе.

Мы бы с удовольствием конфисковали и газовую трубу, если бы она принадлежала “Газпрому”. Но труба наша. Техническое состояние ее, как известно, плачевное. И хотя Гройсман, анонсируя начало газовых переговоров с агрессором, заявил: “наша ГТС – это проверенная и надежная альтернатива любым политическим проектам вроде “Северного потока-2”, позиция Украины будет твердой и ответственной”, все знают: затраты на содержание растут с каждым годом.

Ранее глава правления НАК "Нефтегаз Украины" Андрей Коболев сообщал, что минимальные инвестиции в поддержание стабильной работы газотранспортной системы Украины составляют $200-300 млн. ежегодно. При существующих объемах транзита это еще кое-как окупается, но, если транзит будет падать, ГТС станет резервной, на случай ремонтов других трубопроводов, а ремонтировать ее все-таки придется, мы рискуем попасть в убытки.

Что же касается идеи полной интеграции украинской объединенной энергетической системы в энергосистему континентальной Европы (ENTSO-E), то это пока наша мечта. Из разряда вступления в НАТО или членства в Евросоюзе.

На практике вопрос стоит лишь в том, будет транзит через Украину в принципе или нет? Подпишет Россия с нами новое соглашение (о пролонгации нынешнего после судебных решений речь не идет) или увильнет от этого.

Так как ситуация неясная, мы просим Евросоюз выдвинуть Путину ультиматум: без сохранения транзита российского газа через Украину не будет “Северного потока-2”. Но при этом Украина забывает, что совладельцами нового трубопровода, практически на равных с Россией, являются европейские страны, участвующие в проекте, прежде всего Германия.

Поэтому Ангела Меркель на переговорах в Сочи 18 мая высказала не требование, а просьбу сохранить украинский маршрут после запуска нового газопровода. На что Владимир Путин ответил: "Хочу подчеркнуть: поставки будут продолжены, если они окажутся экономически обоснованными и целесообразными для участников экономической деятельности".

Вскоре после этого Владимир Гройсман сообщил на своей странице в Facebook, что Украина и ЕС договорились начать трехсторонние переговоры с участием России по транзиту газа европейским потребителям. Такое заявление он сделал по итогам встречи с вице-президентом Еврокомиссии по вопросам Энергетического Союза Марошем Шефчовичем – по сути, посредником между Россией и Украиной в данном вопросе.

Примечательно, что Шефчович так и не увязал пуск “Северного потока-2” с транзитными гарантиями нам и почти повторил путинскую формулировку о “целесообразности”. “Конструктивное и стабильное сотрудничество между Россией и Украиной в области энергетики имеет первостепенное значение для Европейского Союза. В этом контексте я всегда подчеркивал необходимость продолжения долгосрочного транзита российского газа через Украину в ЕС надежным и коммерчески целесообразным способом”, – дипломатично сказал он.

Более того, Еврокомиссия подложила нам свинью, решив не штрафовать "Газпром" за монополизм, осложнив тем самым процесс принудительного взыскания с «Газпрома» штрафа АМКУ в $6 млрд. Мы-то ссылались на европейское антимонопольное законодательства, а там действует прецедентное право. В общем, приятного мало.

Не случайно глава украинской делегации в ПАСЕ Владимир Арьев фактически обвинил Еврокомиссию в коррупции. «Еврокомиссия решила не штрафовать «Газпром», подписав с ним мировое соглашение. И это после скандала с фактами, что в ЕС закрывали глаза на вопиющие нарушения со стороны российского монополиста! Я вижу, антикоррупционный суд нужен не только Киеву, но и Брюсселю”, – возмущался Арьев.

На этом фоне мы плавно подошли к переговорам с Россией о новом газовом соглашении. Компанию нам составили наши “газовые доноры”, поставщики “европейского” газа по реверсу – Польша и Словакия. Они тоже хотят сохранить транзит российского газа. И готовы, несмотря на некоторые политические противоречия между Украиной и Польшей, координировать свои усилия. Для чего, как пишет DW, устроили 25 мая в Брюсселе “репетицию квартета” в составе Украины, Польши, Словакии и Еврокомиссии.

Интересно, что представителей Германии на мероприятии не было. А глава миссии США при ЕС Адам Шуб только испортил присутствующим настроение, напомнив, что транзитным перспективам собравшихся угрожает не только "Северный поток-2", но и "Турецкий поток" который куда ближе к завершению.

Галина Акимова

 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.