Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Бывало...

Лень в русской цивилизации

Легенда о ней родилась из зависти иностранцев к нашему изобилию

«Русский народ эту страну создал. Мы живем в русской культуре, в системе русских ценностей, в стране, созданной русскими. Говоря об этих мифах, мы имеем в виду именно русскую цивилизацию», – так представил телесериал «Мифы о России» один из его создателей Владимир Аристархов. С местом пьянства в народной жизни мы с помощью авторов фильма разобрались в прошлом номере НВ. А какую роль в нашей цивилизации сыграла такая понятная и приятная для всех нас вещь, как русская лень?

Проханов против Маржерета

– Ленин был самым ленивым человеком на земле. Все эти пятилетки, создание оборонного комплекса – это история русской лени. А чего стоит космический прорыв? По существу это ее апофеоз.

Королев, Гагарин, космонавты – лентяи, каких свет не видывал!

Это Проханов. Наш державник-космист просто взорвался от самой постановки вопроса. По купе, в котором собрались герои сериала, метались молнии убийственной иронии. Писатель Александр Проханов, депутат-единоросс Владимир Мединский и член политосвета СПС Борис Надеждин отправились в путешествие по России, чтобы в пути, «на натуре», обсудить опутывающие нашу страну мифы.

У мифов есть источники. Послушаем Якоба Маржерета. Этот французский офицер-наемник с 1600 по 1606 год командовал отрядом иностранцев – телохранителей царя Бориса Годунова, а позже служил у Лжедмитрия. Вот что он пишет в своей книге «Состояние Русской Державы и великого княжества Московского»: «Невзирая на изобилие и дешевизну съестных припасов простой народ довольствуется очень немногим: иначе он не мог бы удовлетворить издержкам, ибо не знает никакой промышленности, весьма ленив, работы не любит и так предан пьянству, как нельзя боле».

Вышедшая в Париже в 1607 году небольшая книжка французского капитана была признана современниками ценнейшим источником сведений о Московии. Ее читали при дворе Генриха IV, цитировали в парижских академических кругах.

– КПД русской лени стоит КПД этих трудолюбивых лютеран, которые, кроме швейцарских часов, ничего не могли придумать, – возмущается Проханов. – В то время как они придумывали часы, русские создавали империю, состоящую из часовых поясов. Это разные машины, понимаете? О русской лени могут говорить только клеветники.

Между тем у француза то же самое, что и у немцев Олеария и Герберштейна в их московских записках: пьянство, дикость и лень. А англичане какие-нибудь свидетельства оставили? Конечно.

«Народ, хотя вообще способный переносить всякие труды, предается лени и пьянству, не заботясь ни о чем более, кроме дневного пропитания. От того же происходит, что воск, сало, кожи, лен, конопля добываются и вывозятся за границу в количестве, гораздо меньшем против прежнего, ибо народ, будучи стеснен и лишаем всего, что приобретает, теряет всякую охоту к работе».

Джилс Флетчер, «О Государстве Русском», 1591 год.

Посланник английской королевы Елизаветы I к царю Федору Ивановичу посетил нашу страну в 1588 году. Любопытно, что у вышедшей в Лондоне книги Флетчера судьба оказалось прямо противоположной сочинению Маржерета. Почти все ее экземпляры были уничтожены. Правительство ее величества сочло, что под видом дикой России автор иносказательно изобразил просвещенную Англию. Такова была политическая конъюнктура. «Безнадежное состояние вещей внутри государства заставляет народ, большей частью, желать вторжения какой-нибудь внешней державы», – в этом пассаже хитроумные английские министры углядели призыв к интервенции на Альбион… Но когда с 1625 года Флетчер снова стал издаваться, сомнений в том, что он писал именно о России, почему-то больше не возникало.

То, что свинья непременно грязная, а «русиш швайне» еще и крайне ленива – является, безусловно, «исторической аксиомой». Об этом пишется во всех мемуарах побывавших здесь, в России, иностранцев, которые со странным упорством и последовательностью (казалось бы: не нравится – не езди!) со времен царя Гороха тянулись в Московию, на Русь, в Российскую империю, а, уехав, препарировали наши недостатки и осуждали особенности. Ужас, какая страна! Ленивые мужики! По тридцать лет на печи сидят, что тут говорить. Веками, заметьте, со времен Ильи Муромца. Национальная идея – ничего не делать и ни в чем себе не отказывать!

Самое любопытное, что подобное мнение, имеющее длинную седую бороду, сложилось не на основании каких-либо конкретных фактов и проявлений российской бытовой жизни, а, так сказать, по совокупности. Вот когда тавро на народный лоб было поставлено, для его подтверждения и обоснования в ход пошли надерганные из исторического контекста «обвинительные» эпизоды. Спят, гады, на печи! Позвольте, господа хорошие, а где тот народ, который не спит?

Миф о русской лени

Емеля как носитель национальной идеи

Свидетельства ангажированных иностранцев – своего рода литературные сказки. Но любопытно, что источником мифа о русской лени стали и самые настоящие сказки – русские народные. Иван-дурак, Емеля… Обличители русского народа до сих пор любят приводить Емелю в пример, как образец уникального национального типа. Как носителя национальной идеи.

Прав был Пушкин, говоря, что мы ленивы и нелюбопытны. Плохо мы знаем немецкий, да и вообще европейский фольклор. А специалистам известно, что еще с XII века в сказках западноевропейских народов упоминается некая «страна Кокань», где по небу летают жареные гуси, на деревьях растут булки, а на каждой поляне горит костер под вертелом с жирной свиньей. Туда и жаждут попасть герои этих сказок.

Однако никому не приходило в голову на этом основании укорять европейцев в природной лени на уровне генотипа.

Действительно странно. С одной стороны, как нам рассказывают старинные книги, Россия – это сплошное беспробудное пьянство и столь же непобедимая лень. А с другой… «Изобилие в хлебе и мясе так здесь велико, что говядину продают не на вес, а по глазомеру». Иосафат Барбаро, венецианский торговец и дипломат. 1480 год.

«Люди даже низшего сословия подбивают соболями целые шапки и целые шубы, а что можно выдумать нелепее того, что даже черные люди и крестьяне носят рубахи, шитые золотом и жемчугом?.. Такого безобразия нет нигде в Европе. Наигоршие черные люди носят шелковые платья. Их жен не отличить от первейших боярынь». Юрий Крижанич, хорватский просветитель на русской службе, XVII век.

Все пишут про изобилие и дешевизну съестных припасов. Откуда припасы-то, причем в изобилии, если никто не работает?

Зимние мясные торговые ряды на Москве-реке с разложенными прямо на белоснежном льду тысячами коровьих туш, производили сильнейшее впечатление на иностранных гостей. Ну, а когда выяснялось что цена фунта говядины в три-четыре раза меньше, чем в богатой и просвещенной Европе, удивлению путешественников не было конца. Изобилие и дармовые цены казались незаслуженным счастьем, свалившимся на русских с неба. Может быть, поэтому и возникли сплетни про лень? Зачем работать, если на Руси есть все и к тому же задешево?

Идеологические споры в купе

Александр Проханов: Проблемы лени на Руси не существует. Русский народ трудился всю свою историю, не покладая рук.

Иначе бы ему не удалось создать супермиперию, супердержаву, отстоять ее от врагов северных, южных, восточных и западных.

Для этого были необходимы города, крепости, оружие, ратники, военная философия, труды, песни.

Я вспоминаю огромную стройплощадку, где все непрерывно работали. Я видел огромный трудящийся народ. Народ, который создал эту огромную машину, этот огромный дом, этот храм – такой народ нельзя назвать ленивым.

Борис Надеждин: Ну, вот если кто отучит, уже почти отучил русского человека напряженно и много трудиться, это именно империя, государство. Сейчас перед ним стоит вызов – совершенно новый. Это вызов труда – и не ради выживания, и не ради великих целей, которые ставит империя.

Работать на государство, как ни странно, легче, чем работать на самого себя, договариваться с другими свободными гражданами. И это пока у многих из нас не очень получается…

Владимир Мединский: Давайте идеологический спор прекратим.

Мне кажется, что миф о лени возник вот откуда… Когда приезжали к нам путешественники, они описывали колоссальное товарнопродуктовое изобилие. Это есть во всех источниках. Они в шоке, и они думали, что здесь молочные реки и кисельные берега. По платью было невозможно определить, насколько человек знатен, потому что даже самый обычный простолюдин ходит в дорогой шубе… Ну, и к тому же приезжали иностранцы в основном зимой, когда легче было передвигаться по России. Они видели людей, крестьян, которые в зимнее время, в основном, отдыхают, хорошо одеты, много едят, вкусно пьют… Значит, это тунеядцы. Значит, они не работают, они не трудятся, они не моют шампунем свои мостовые.

Наверное, это страна ленивых

Лев Толстой (Льва Николаевича в купе с тремя нашими путешественниками, естественно, не было, но уж больно к месту запись из дневника 1870 года): «Читаю «Историю» Соловьева. Все, по истории этой, было безобразно в допетровской России: жестокость, грабеж, правеж, грубость, глупость, неуменье ничего сделать…. Но как же так ряд безобразий произвел великое, единое государство?..

Читая о том, как грабили, правили, воевали, разоряли, невольно приходишь к вопросу: что грабили и разоряли? Кто производил то, что разоряли?.. Кто делал парчи, сукна, платья, камки, в которых щеголяли цари и бояре? Кто ловил черных лисиц и соболей, которыми дарили послов, кто добывал золото и железо, кто выводил лошадей, быков, баранов, кто строил дома, дворцы, церкви, кто перевозил товары? Кто воспитывал и рожал этих людей единого корня? Кто блюл святыню религиозную, поэзию народную, кто сделал, что Богдан Хмельницкий предался России, а не Турции и Польше?»

Андрей НАЗАРОВ, Непознанный мир


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.