Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Бывало...

НКМЗ. Они защищали Отечество

В эти дни все мужчины, служившие в армии (да и не служившие тоже), отмечают свой праздник – День защитника Отечества, который изначально назывался – День Советской армии.

Говорить много о Советской Армии мы не будем. Её боевые заслуги известны всем. И свой самый главный подвиг Советская рабоче-крестьянская Красная Армия совершила в годы Великой Отечественной войны, вначале выстояв, а потом разгромив самого главного врага человечества - фашистскую Германию.
Но сегодня мне хочется поговорить о тех, кто не только, в большинстве своем, отслужил в армии, но и впоследствии делал все возможное, а иногда и невозможное, для того чтобы оснастить эту армию современным оружием и боевой техникой.

Речь пойдет о «спецпроизводстве» Новокраматорского машиностроительного завода (НКМЗ).

Специализированное производство (СП) – было организовано на НКМЗ в 1937 году как спецуправление, которое организовывало и обеспечивало изготовление орудийных стволов для морских и береговых орудий, гребных валов, корпусов фугасных мин и торпед. Кроме того НКМЗ изготавливал оборудование для орудий главного калибра линкоров. Известно, также, что до Великой Отечественной войны в спецуправлении НКМЗ выпускались 203-мм гаубицы на гусеничном ходу с максимальной дальностью стрельбы 18 км.

После Великой Отечественной войны спецпроизводство (СП), вновь было воссоздано в феврале 1949 года.

В годы становления СП его мозгом было «специализированное конструкторское бюро подъемно-транспортного оборудования (СКБ, ОГК-2, СКБ ПТО) – созданное 23 февраля 1951 года по приказу №72 директора НКМЗ И.Т. Катеринича. В него входили несколько конструкторских подразделений и отдел по разработке технологической документации на внедряемые в производство агрегаты.

Возглавил СКБ лауреат Сталинской премии В.К. Масюков. Это было время создания ракетно-ядерного щита Советского Союза. На первый план вышли задачи создания межконтинентальных баллистических ракет и оборудования для обеспечения их пусков. Началось создание шахтных пусковых комплексов и всего технологического оборудования, входящего в комплекс. НКМЗ получил правительственное задание на проектирование и изготовление установщиков для обеспечения опускания ракет в шахту и защитных устройств ШПУ или, как иначе их называют, «крыш» с защищенностью порядка 250-300 кг/кв. см, способных выдержать ядерный взрыв на расстоянии 100-150 м от эпицентра.

С 1957 года по 1990 год главным конструктором военного производства на НКМЗ являлся Попов Юрий Иванович, единственный на НКМЗ и Краматорске дважды лауреат Государственной премии СССР (1969, 1985). СКБ ПТО называли «командой Попова».

В 1979 году на базе СКБ, было организовано «Головное специализированное конструкторско-технологическое бюро» (ГСКТБ). ГСКТБ руководили В.И. Колос (1980), А.М. Яковенко (1980-1997). ГСКТБ и СП НКМЗ были головными и единственными по производству определенных видов оборонной и космической техники в СССР. Коллектив ГСКТБ принимал участие в проектировании, изготовлении, монтаже, наладке подъемного и транспортного оборудования всех космических и оборонных стартов СССР.

В те годы разрабатывались, изготавливались и внедрялись в войска универсальные агрегаты для войск противовоздушной обороны (ПВО) и ракетных войск стратегического назначения (РВСН), освоения ближнего и дальнего космоса и ряд других агрегатов и комплексов.

Так, в СКБ были разработаны, а в цехах «северной группы» были изготовлены и сданы в эксплуатацию агрегаты, предназначенные для обеспечения пилотируемых полетов космонавтов, в т.ч. Ю.А. Гагарина, запуска тяжелых космических аппаратов военного и гражданского назначения (научные станции Протон, Салют, Мир) и космических аппаратов для полетов к планетам Солнечной системы – Луне, Марсу, Венере.

И сегодня агрегаты 8У260 и 8У260М обеспечивают запуски ракет, которые доставляют на орбиту международной космической станции (МКС) необходимое оборудование.

В начале 70-х годов был создан уникальный транспортно-установочный агрегат, работающий в автоматическом режиме с ракетой Зенит. Идеи, заложенные в создание установщика 11У25, были использованы для создания оборудования, обеспечивающего запуск ракет Зенит с международной платформы Морской старт.

Для комплекса С-300 (войска ПВО), признанного лучшим в мире, были созданы вышки Ф10, 40В6 и их модификации. За их создание Ю.И. Попову, Н.Г. Артеменко, И.М. Маркову, Е.А. Мацегоре, В.А. Александрову, В.Ф. Прийменко, И.А. Сорокину, С.Г. Головченко присвоена Государственная премия СССР. Также, лауреатом Госпремии стал руководитель 1565 военного представительства МО СССР полковник Д.П. Бармин.

Для того же комплекса ПВО С-300 были созданы заряжающие машины 5Т99 и 22Т6, для противоракетной обороны Москвы – транспортно-установочные машины.

Для комплексов «Рельеф», стратегических крылатых ракет были разработаны и изготовлены транспортная машина 9Е-2413 и заряжающая машина 9Ж-2413.
Для первого мобильного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) была изготовлена транспортно-перегрузочная машина 15Т334.

В самые сжатые сроки был спроектирован уникальный подъемно-установочный агрегат 17У535. Особенность агрегата состояла в том, что на готовый к полету самолет АН-225 Мрия необходимо было установить, а затем снять космический корабль Буран весом 120-130 т без передачи динамических нагрузок и удерживать последний от раскачки ветром в 17 м/сек. Сцепка Мрия-Буран произвела фурор на мировом авиасалоне в Ле-Бурже.

Кроме работ по космической тематике, коллектив СКБ участвовал в программе перевооружения инженерных войск. Конструкторы СП начали с модернизации аварийно-спасательных машин (АСМ), затем создали новые, более мощные инженерные машины разграждения ИМР-2 и ИМР-2М на базе танка Т-72. Надежность этих машин подтверждена при ликвидации землетрясения в Армении и боевых действиях в Афганистане. Через две недели после аварии на Чернобыльской АЭС, заводские ИМР-2М были в Припяти. Если в ходе афганской войны все идущие по поверхности машины гидро- и электрокоммуникации были защищены броней, то в Чернобыль машина пошла, оснащенной свинцовой защитой с увеличением радиационной защищенности в 1000 крат. При ликвидации аварии ИМРы были незаменимы.

Вершиной научно-технического и производственного интеллекта явилось создание уникального транспортно-установочной машины (ТУМ) 17Т12 для универсальной ракетно-космической транспортной системы Энергия-Буран. Вес этой машины порядка 2700 т, ширина 25 м, длина – около 60 м, высота около 21 м. Этот великан передвигался на 32 железнодорожных тележках по двум железнодорожным колеям, отстоящих на расстоянии 20 м с помощью 4 секций тепловозов. Для агрегатов оборонного комплекса задавалась вероятность безотказной работы – 0,999, гарантийный срок не менее 10 лет.

Сервис, монтаж и испытания, созданных «северянами» агрегатов, обеспечивала служба шефмонтажа, возглавляемая А.Ф. Тесленко. Активное участие в создании и приемке новых агрегатов принимали участие военные представители полковники В.А. Филимошкин, М.М. Шнейберг, Д.П. Бармин, В.П. Уваров, А.А. Горлов, В.Б. Панченко, вместе с возглавляемыми ими коллективами военных представительств.

Плечом к плечу с конструкторами трудились технологи, возглавляемые А.Е. Тинченко, затем лауреатом Государственной премии СССР В.Ф. Прийменко, Е.П. Лупповым.

В годы своего расцвета СКБ насчитывало около 500 человек, проектировало 2-3 опытные машины в год. Под руководством Ю.И. Попова за 33 года в СП создано около 140 типов машин.

ГСКТБ ликвидировано в 1997 году в связи с конверсией «спецпроизводства» НКМЗ.

Я перечислил только несколько уникальных агрегатов, разработанных и изготовленных на Новокраматорском машиностроительном заводе, и упомянул только несколько фамилий людей, участвующих в создании этих машин. Рамки газеты вносят определенные ограничения на размер статьи.

За пределами данного очерка остались сотни фамилий выдающихся конструкторов, технологов, рабочих и инженеров, благодаря которым НКМЗ сегодня узнаваем во многих странах мира, хотя в годы «холодной войны» изделия Новокраматорского завода и люди, которые их создали, были неизвестны широкой общественности. Но зато наших испытателей, монтажников, наладчиков, конструкторов знали на всех полигонах и воинских частях Советского Союза, связанных с ракетно-космической тематикой, противовоздушной обороной, инженерными войсками.

В нашем городе много краеведов – людей, которые посвятили изучению родного края многие годы жизни. Но есть у нас и «ракетовед» - Адольф Александрович Сирица, возглавляющий ныне ветеранскую организацию НКМЗ, который много лет провел на ракетных полигонах Советского Союза и досконально знает технику, выпускавшуюся Заводом. Его коммуникабельность, техническая грамотность позволяли решать оперативно сложные производственные вопросы самостоятельно, находясь за тысячи километров от родного завода. Среди его друзей – много космонавтов СССР.

Мне приятно отметить, что и сегодня в Краматорском городском совете есть люди, которые непосредственно участвовали в изготовлении специальной военной техники. Это – Борсук Андрей Михайлович – секретарь городского совета и Тука Владимир Иванович – руководитель профсоюзной организации НКМЗ.

И заканчивая материал, хочу поздравить всех граждан бывшего Союза, которые с оружием в руках защищали нашу Родину и тех людей, которые создавали это оружие. Давайте же в этот день поднимем бокалы и за тех, кого уже нет с нами, тех, кто не щадя здоровья, претерпевая лишения и невзгоды, крепили оборонный щит нашей Родины.

С праздником, дорогие товарищи!


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.