Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Бывало...

А вдали уже дышит гроза…

Пригородная электричка плетётся по заснеженным рельсам. Люди через заиндевевшие окна вглядываются в бескрайние сумерки, которые неслышно пробираются в вагон и окутывают пассажиров мягким покрывалом спокойствия. Свет почему-то не включают, видимо, по железнодорожному расписанию ещё день.

Кто-то отвернувшись от окон дремлет, кто-то пытается читать, кто-то тихо болтает с соседом. Но большинство просто сидят и молчат, молчат и смотрят в окна, находясь под грузом своих ежедневных проблем.

Вдруг откуда-то раздался и поплыл по вагону тихий, но хорошо слышный всему вагону напев:

Наступает минута прощания,
Ты глядишь мне тревожно в глаза,
И ловлю я родное дыхание,
А вдали уже дышит гроза…

Все обернулись куда-то в сторону раздававшегося напева. Но лишь немногие смогли разглядеть на одном из сидений глубоко в вагоне пожилого бородатого дядьку неприметной наружности, который, склонив голову набок и прислонив её к окну, незаметными движениями губ продолжал петь песню мягким и приятным голосом.

Дрогнул воздух туманный и синий,
И тревога коснулась висков,
И зовёт нас на подвиг Россия,
Веет ветром от шага полков.

Близ сидящие мельком взглянули на дядьку, подумали, мол, очередной безобидный сумасшедший, каких полным-полно в электричках, и отвернулись с лёгким раздражением: зачем оторвал нас от собственных забот и мыслей? Остальные пассажиры, не увидав, кто поёт, и слегка улыбнувшись появлению невидимого сумасшедшего, тоже вернулись к своим мыслям. Но слух их волей-неволей следил за песенкой, которая звучала всё громче и казалась всё знакомей.

Сумерки сгущались, за окном клубились вихри мелкого снега, а сумасшедший дядька продолжал петь, повышая голос с каждой строчкой:

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Прости-прощай, прости-прощай…

Знакомый припев буквально выдернул людей из своих мыслей. Их глаза встревожились, затихли и с огромным вниманием стали ловить слова. Видно было, что песня незнакомца напомнила им о чём-то важном и вечном, давно позабытом. Но, поддавшись на мгновение чувствам, они вдруг поджались и попытались сохранить на лицах повседневную городскую озабоченность и угрюмость.

Дядька, будто понимая их внутреннюю борьбу и не желая дать им опять уйти в себя, отогнать от себя важное и вечное, вдруг выдал новый куплет с такой тревожной и почти фальцетной ноткой, что, казалось, стёкла задрожали. А с ними и сердца.

Летят-летят года,
Уходят во мглу поезда,
А в них — солдаты.
И в небе тёмном
Горит солдатская звезда.
А в них — солдаты.
И в небе тёмном
Горит солдатская звезда.

Люди уже не скрывали переполнившие их чувства. Не прятали свои изливающиеся взгляды друг от друга. В звучащих словах перед ними проходили годы и страдания их родителей, их дедов, их самих – всего русского народа.

Казалось, они про себя подпевают дядьке. А тот, резко снизив накал, первоначальным своим мягким задумчивым голосом вывел очередной куплет:

Лес да степь, да в степи полустанки.
Свет вечерней и новой зари —
Не забудь же прощанье Славянки,
Сокровенно в душе повтори!

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Не все из нас придут назад.

У кого-то показались слёзы. А может, это у кого-то блеснули очки, когда в вагоне вдруг вспыхнул свет и сумерки исчезли. Пассажиры будто проснулись от какого-то наваждения и стыдливо бросили свои тела и взгляды в привычную позу ежедневной озабоченности. Кто-то повернулся, чтобы увидеть сумасшедшего дядьку. Но его не было. Наверное, сошёл на полустанке, у которого на пару секунд притормозила электричка и продолжила свой путь в большой город.

Под ярким электрическим светом вагон привычно оживился, засновали торговки шмотьём, загудели разговоры, в тамбуре кто-то привычно ссорился.

Но в ушах многих пассажиров продолжал петь мягкий, мелодичный и теперь уже такой родной дядькин голос:

Нет, не будет душа безучастна —
Справедливости светят огни…
За любовь, за великое братство
Отдавали мы жизни свои.

Летят-летят года,
А песня — ты с нами всегда:
Тебя мы помним,
И в небе тёмном
Горит солдатская звезда.

Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Прости-прощай, прости-прощай…

 

 




РМ


[info]vladimir_krm

Спасибо, утяну к себе на сайт, очень яркий рассказ для рубрики "Бывало..." Алаверды, еще один очень близкий по духу марш, "Тоска по Родине":


В боях суровых закаленная,
В огнях жестоких опаленная,
Страна родная, нам ты отзовись,
Из праха ты, как прежде, снова вознесись!

Ужель тебя мы не увидим вновь,
Ужель твоя иссякла в жилах кровь?
Не видишь разве ты под властью грез
Как по тебе струятся реки горьких слез?..


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.