Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Россия

«Беспилотные голуби мира». Об ударной силе нобелевского лауреата Б.Обамы и необходимости русского ответа на неё - Евгений Супер

Источник: "ОДНАКО"

27-летнему американцу Брэндану Брайанту плохо спится. Ночью его терзают кошмары, а днём он испытывает проблемы в общении с окружающими людьми. Ему кажется, что они холодны и безразличны к его беде. Брайант – палач нового времени, оператор беспилотников. На его совести 1626 человеческих жизней. О том, что мы можем противопоставить безудержной кровожадности рассадника демократии и почему это необходимо — ниже.

Палач у монитора

Оператор американского беспилотника – современное олицетворение палача. С той лишь разницей, что он обладает полномочиями самостоятельно выбирать себе жертву и отличается от средневековых коллег чудовищной производительностью. Коротенькая заметка о посттравматическом синдроме американского оператора дронов появилась на днях в местной газете и заставила вновь задуматься о некоторых аспектах войн будущего, которое на самом деле как-то незаметно стало настоящим. 

О том, как выбираются цели для ударов БПЛА, рассказывает «The New York Times»:

«Примерно раз в неделю более ста сотрудников аппарата национальной безопасности в правительстве совместно, путем засекреченной телеконференции, изучают биографии подозреваемых в терроризме и рекомендуют президенту, кто должен умереть следующим. Он санкционирует все удары в Йемене и Сомали, а также более сложные и рискованные удары в Пакистане».

Сколько людей убивают дроны ежедневно, до конца никому неизвестно. Охотятся беспилотники за главарями «Аль-Каиды», однако даже в ЦРУ признают, что личности четверти убитых им неизвестны. В отчётах их определяют как «неизвестных экстремистов», хотя никаких доказательств того, что это не мирные жители, конечно, нет.

Известный американский политолог Ноам Хомский в качестве иллюстрации приводит такой пример:

«Через два дня после взрывов в Бостоне в Йемене был совершён очередной из многочисленных ударов беспилотников. Мы узнали о нём, потому что молодой человек из деревни, по которой был нанесён удар, несколько дней спустя давал показания Сенату. Согласно его словам, в этой деревне джихадисты годами пытались настроить местных жителей против американцев. Но у них не получалось – ведь об Америке местные жители знали очень мало. Одного удара с беспилотника было достаточно, чтобы вся деревня обратилась против американцев. А это —пара сотен новых людей, которых (если они решат отомстить) назовут «террористами».

У оператора дронов Брайанта была с виду не пыльная работа, внешне ничем не отличающаяся от обычной офисной – он сидел в бункере с кондиционерами, пил кофе и через монитор смотрел глазами беспилотника, решая, кто заслуживает смерти, а кто нет.

Теперь его мучает чувство вины: «Это было в Афганистане, где наше подразделение однажды уничтожило троих человек. Я помню, что парень, который бежал первым, был уже без ноги. Через экран тепловизора я видел, что он истекает кровью, так как кровь – горячая. Потом он упал, и я наблюдал, как исходящего от него тепла становилось всё меньше и меньше, пока он полностью не остыл. Всякий раз, когда я закрываю глаза, эта сцена преследует меня».

Брайант – не исключение. В последнее время о тягостях работы операторов дронов говорят всё чаще. Недавно их даже приравняли к служащим ВВС, хотя они не рискуют жизнью во время боевых операций, в отличие от лётчиков.

Однако лётчикам в некоторой степени проще – они получают цель, уничтожают её и покидают место удара. Оператор дрона же часами изучает местность, отыскивая на ней подозрительных лиц, в случае обнаружения – уничтожает, а потом нередко продолжает наблюдать за местом.

По открытым данным, в США сейчас трудятся 1300 операторов дронов. В 2008 году их было всего чуть более 300. Президент Барак Обама, лауреат Нобелевской премии мира, стремительно наращивает арсенал беспилотников, делая на них ставку в продвижении демократии по всему миру:

«Дроны — хищники. Вы никогда не увидите, как они приближаются, — заявил недавно Обама. — Вы думаете, что я шучу

Его рвение даже вынудило ООН поднять вопрос о введении моратория на использование БПЛА.

«Американская политика убийств перехлестывает через край. Если бы это были только убийства на войне тех, кто принадлежит к вооруженным силам, тогда бы эти убийства были легальны. Но когда они охотятся и убивают финансистов, врагов или членов семьи врагов, эти люди не должны становиться мишенями. А если стали, то это уже военное преступление», — заявил эксперт ООН Габор Рон.

Защищаясь, американские генералы говорят, что БПЛА – наиболее точное оружие, и что если бы удары наносились, например, артиллерией, невинных жертв было бы куда больше. Вопрос о том, по какому праву США вообще назначает виновных, и кто это право контролирует – остаётся за скобками. Отчего-то считается, что такое право есть у США по умолчанию.

Тенденции и необходимость ответа

Как ни странно, разговоры в прессе о страданиях операторов дронов играют на руку американским военным. Дело в том, что параллельно идёт дискуссия о замене людей-операторов на искусственный интеллект. Робот будет сам выбирать себе жертву, и таким образом люди снимут с себя ответственность за происходящее. Технически это уже осуществимо.

В прошлом месяцы с палубы американского авианосца впервые в мире стартовал тяжёлый беспилотник Х-74В. Аппарат способен нести тонны оружия, поднимается на высоту свыше 12 000 метров, он почти достигает скорости звука и работает в радиусе 4 тыс. км с возможностью дозаправки в воздухе. Но главная особенность – он полностью автономен. Парень за монитором не нужен для управления им – Х-74В сам выполнит всю работу. Есть похожие разработки и у других стран.

Вообще похоже, что процесс уже не остановить. Корпорации вкладывают огромные средства в разработки новых, в том числе автономных беспилотников. Верный признак необратимости процесса – это начало применения военных технологий в гражданских целях. Рынок стремительно наполняется новинками. Уже сейчас за относительно небольшие деньги любой желающий может купить БПЛА, оснащённый хорошей видео-камерой и обладающий неплохими техническими характеристиками.

Прим. В. Зыкова. Примеры я уже когда-то постил. Вот самолётик-"игрушка", съёмка с видеокамеры, встроенной в игрушку:

Представьте себе возможности боевых беспилотников, где цена, как в игрушке, не ограничена вашим кошельком.

А вот вертолётик всего лишь за 1300 долларов. Всё это - в свободной продаже. Кроме того, продаётся и всяческое авиамодельное оборудование типа рулевых машинок и прочего. Самому придётся делать только оружие :)

Таким образом, несмотря на вялые протесты ООН и осторожные предупреждения правозащитников, вероятно, технологии БПЛА будут развиваться стремительно.

Недавно президент Обама объявил, что американские дроны будут уничтожать и граждан США в случае, если они выехали за пределы страны и представляют угрозу национальной безопасности.

«Когда американский гражданин едет за границу, чтобы вести войну против США и наши партнёры не могут уничтожить его, прежде чем он совершит зло – тогда его гражданство не может служить препятствием для его уничтожения», - сказал Обама.

В 2011 году Обама санкционировал уничтожение дронами исламского проповедника Анвара Авлаки в Йемене и ещё троих граждан США, якобы представляющих опасность для национальной безопасности. Любопытно то, что сообщения об убийстве Авлаки беспилотниками появлялись в прессе как минимум трижды. Кого там бомбили на самом деле – мы никогда не узнаем.

Вообще, учитывая неизбывную тягу американцев к созданию себе врагов и долгой и упорной борьбе с ними по всему миру, вышеописанные тенденции внушают опасение. Фактически президент Обама имеет право санкционировать уничтожение любого неугодного за пределами США. Если раньше технически сделать это было непросто, то теперь такие возможности есть и они совершенствуются. Да, пока что только в бедных странах без собственных ПВО, но что будет завтра?

Сегодня применение БПЛА больше походит на отработку современных технологий, чем на реальную защиту национальной безопасности. Некоторые страны вообще стали в добровольно-принудительном порядке полигонами для таких испытаний. Например, Пакистан и Йемен  регулярно подвергаются налётам БПЛА, несмотря на все протесты, которые обычно гасятся точечными финансовыми вливаниями от США.

Но дроны – это всего лишь инструмент, железка. Главное – неослабевающее стремление любой власти США запугивать, преследовать, карать и насаждать свои порядки. Кажется, что новые технологии лишь разжигают эти желания. Что этому противопоставить?

Никто в мире пока не нашёл практического ответа на этот вопрос. Искать его определённо придётся нам. Возможно, этот ответ будет лежать вовсе не в военной плоскости (хотя разрабатывать собственный арсенал БПЛА необходимо).

В.З. Положим, этот ответ давно найден. Напомню про сверхсекретные американские беспилотники, которые сумели перехватить и посадить в Иране. С помощью российского оборудования. А уж просто поставить ему помехи, чтобы он потерял управление и разбился, неизмеримо проще.

Возможно, нам предстоит сделать большее – найти и предложить миру антагоническую американской модель мироустройства, основанную на принципе справедливости. Скажем сразу – задача посложнее производства летающих роботов.

Дроны не появились бы, не будь на них неудовлетворенного спроса. Однако запрос на новую модель развития намного сильнее. В какой-то мере дроны – это всего лишь попытка приглушить требования глобальных социальных и экономических перемен, отгородиться от них залпами управляемых ракет. Эти требования терзают весь мир, выплескиваясь то на площадь Тахрир, то на площадь Таксим, то на улицы уютных европейских городов.

В общем-то другого выбора, кроме как отыскать и предложить миру новую модель, у нас нет. И если мы с этим не справимся, «беспилотные голуби мира» рано или поздно прилетят и к нам.  


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.