Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Фунты, тугрики...

«Французская болезнь» правизны в авиации,

или Заметки на полях ILA-2016

В записи Самолет с противотанковым ружьем была такая строчка:

Ноябрь 1942 г., к-н Франк Нойберт (командир II./Sch.G1): «Мы не можем помочь нашим войскам, окруженным под Сталинградом, – пушки МК101 замерзли. Даже присланные срочно из Министерства инженеры не могут справиться... На земле пушки стреляют нормально, сразу после взлета – отказ!»

Насчет Ананербы – это, конечно, шутка, но с отказом пушки возились довольно долго. В конце концов разобрались: дело оказалось в ... двигателях. Дело в том, что перед Второй мировой французы оснащали свои многомоторные самолеты силовой установкой с противоположным вращением винтов. Так решалась проблема сноса самолета со взлетной полосы из-за реактивного момента при вращении винтов в одну сторону, а также тенденция к неуправляемому развороту в конце пробега. Правда, за это приходилось выпускать моторы в двух исполнениях, что было дороже в производстве и неудобнее в эксплуатации. Именно такие моторы «Гном-Рон» с противоположным вращением стояли и на Хеншеле Hs 129B. Исследования немцев показали, что вращающиеся на встречу друг другу винты создавали под фюзеляжем «Хеншеля» мощный вихревой поток, который осенью-зимой поднимал с земли воду, снег, грязь. Вся эта «шуга» попадала на пушку, а после подъема самолета на высоту замерзала. В общем, шансов пушки пострелять не было.

Эта история вспомнилась глядя на боковые двери транспортника А400М.

A400M2.jpg
В том числе и с ними у «Атласа» проблемы: оказалось, что при десантировании, если десантники одновременно покидают самолет через боковые двери, они сталкиваются в воздухе. Вот тут-то и вспоминается, что древняя любовь французов к двигателям с винтами не только левого, но и правого вращения, неожиданно всплыла при проектировании А400. Фактически полностью повторяется эффект с мощным подфюзеляжным вихревым потоком, как на «Хеншеле». Ну, а дальше всё, попадающее в этот поток, стремится к его продольной оси – там и «встречаются» парашютисты. Фактически это означает, что с А400 нельзя проводить десантирование в четыре потока – два с рампы и два из боковых дверей. Это очень серьезное ограничение для большого военно-транспортного самолета. Скорее даже – дефект.

А что у нас на крыле? Два двигателя своими винтами, работающими внутрь, на крыле образуют вихрь над верхней его плоскостью.
A400M1.jpg

Наверное, хорошо для увеличения подъемной силы на взлете. Но при использовании самолета в качестве заправщика вертолетов спутный вихревой след будет бить точно по «куполу» вертолета – по его втулке. Это если пробовать заправляться с крыльевой станции. А если использовать фюзеляжную лебедку, то шланг будет болтать в вихревом подфюзеляжном потоке. Вот и не получается на А400М заправлять вертолеты. Опс.

А ведь казалось бы бери Ан-70 с соосными винтами без таких извращений (незалежная отдавала задарма) и тупо его копируй. Ведь у КБ Антонова, имевшего за плечами целый Союз, был опыт создания полдюжины только серийных военно-транспортных самолетов. Казалось бы можно было довериться ТАКОЙ школе. Нет, «Эрбас», не имевший опыт создания ни одного большого транспортника, посчитал себя более умными, более хитрыми и более практичными. Агась.

Оригинал взят у afirsov


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.