Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Фунты, тугрики...

Белоруссия - не Украина

Очень интересные цифры и факты. Как обычно пишут на форумах, "читать обязательно" :)  Владимир Зыков.

Российско-белоруссская "молочная война" в очередной раз продемонстрировала нам не столько "имперские амбиции России", сколько всю убогость украино-американской "молочной дружбы".

 

Впрочем, не только "молочной", но и "сельскохозяйственной", "машиностроительной", "визовой" и других "дружб" с "американским старшим братом".

Короче, наблюдая за российско-белорусской "молочной войной", граждане Украины могут только завидовать подобной "торговой войне" за рынки сбыта.

 

Добрая война лучше худого мира

 

Все познается в сравнении. Белоруссия за проведение "пророссийской политики" требует и получает у России огромное количество льгот и преференций. Как известно, без внешних рынков сбыта любая республика развалившегося Советского Союза (кроме самодостаточной России) обречена на деградацию. И Белоруссия все минувшие годы неплохо выживала за счет поставок продукции машиностроения (тракторов, БелАЗов, МАЗов и прочего), сельхозпродуктов, молокопродуктов и прочего на российский рынок.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко за "пророссийскую политику" порой требует чрезмерных экономических уступок, что и приводит время от времени к конфликтам - нынешнему "молочному" или недавнему "валютному", когда Лукашенко отказался от российского кредита в рублях и потребовал полмиллиарда долларов в твердой валюте.

Но каждый раз эти конфликты разрешаются с немалой выгодой для белорусской экономики. В результате белорусский ВВП на душу населения составляет 11 тысяч 800 долларов США, а ВВП Украины - 6 тысяч 900 долларов (данные за 2008 год, опубликованные в ежегодном альманахе "Всемирная книга фактов" - The World Factbook - Центрального разведывательного управления США).

 

Незалежное счастье под звездно-полосатым зонтиком

 

Белоруссия за "пророссийскую политику" получает финансовую выгоду, а Украина за проведение "проамериканской политики" не получает от США ничего. Вообще ничего! Мало того! Американский «старший брат» уже пять лет ведет необъявленную торговую войну против своих же киевских холуев, закрывая для них рынки сельхозпродукции, рынок машиностроения, металлургии и десятки других рынков. Для украинских предприятий недоступны кредиты американских банков под сбыт украинской несырьевой продукции (вроде тех потребительских кредитов, которые получали граждане Украины для покупки американских "шевроле" и других автомобилей корпорации "Дженерал моторс") - между тем почти все российские банки дают кредиты под закупку белорусской техники.

И это еще не все прелести "американской дружбы". США не только отказываются покупать украинские товары с высокой степенью переработки, но и вообще превратили Украину в мусорную свалку, в рынок сбыта низкокачественного заокеанского мороженого мяса и прочего "мусора". А секс-туризм богатых западных педофилов на Украину постепенно превращает страну еще и в международный бордель имени дяди Сэма.

Вот и возникает простой вопрос, навеянный нынешней "молочной войной". Сколько украинских тракторов закупила Госдепия за последние десять лет? А сколько украинского сыра, сухого и концентрированного молока она допустила на свой богатый рынок? Наверное, любому читателю эти наивные вопросы покажутся очень смешными, потому что США полностью закрыли свои рынки для вышеуказанных украинских товаров.

Спрашивается: так кто против кого объявил торговую войну? Америкосы против Украины или россияне против белорусов? И у кого имперские амбиции?

Понятно, что сейчас, в связи с кризисом и ростом безработицы, россияне, скажем, резко сокращают закупки знаменитых белорусских грузовиков МАЗ. И это вызывает недовольство президента Белоруссии Александра Лукашенко. Но ведь и российский КамАЗ почти на 80 процентов сократил производство грузовых автомобилей. И если не сокращать поставки белорусских авто, КамАЗ надо вообще останавливать и увольнять всех работников.

 

Незалежный натурпродукт - свиное молоко

 

Украинские автозаводы сейчас останавливаются. Так почему бы жирным америкосам не открыть свой рынок для наших машиностроителей? Украина ведь проводит абсолютно проамериканскую, антироссийскую политику. А как же тогда принцип взаимности? Ведь партнерство и холуйство без взаимности, без вознаграждения - это по сути бесплатная проституция со стороны киевских "дэмократычно налаштованных сыл" и прочей националистической шушвали.

Что же это за партнерство такое? И чем такая американская "торговая дружба" лучше российской "торговой войны"?

В общем, вопросы риторические, а в результате украино-американской "торговой дружбы" полностью остановлено украинское машиностроение, разрушено сельское хозяйство, а мясомолочку Украина уже не продает, а закупает - в том числе и в Белоруссии! На Украине же крупный рогатый скот вырезается, потому что молоко у крестьян покупается за бесценок.

 

Белорусы умнее украинцев?

 

Зависимость Белоруссии (как и Украины) от внешних рынков очень велика. Экспорт молокопродуктов приносит Минску более миллиарда долларов - при общем государственном бюджете около пятнадцати миллиардов долларов. По данным, озвученным президентом России Дмитрием Медведевым, 93 процента мясомолочного экспорта Белоруссии идет в Россию, порой даже в ущерб российским аграриям. Таким образом, белорусы конвертируют в наличность свой "пророссийский политический курс" - и при этом сохраняют немалую долю независимости, что и продемонстрировал президент Александр Лукашенко, шантажируя Москву неучастием в коллективных силах быстрого реагирования ОДКБ, если Россия снизит закупки белорусского молока или тракторов.

Сложно представить, чтобы украинский президент так же шантажировал США, требуя закупать украинское сухое молоко или украинские трактора. Это просто невозможно представить! Ведь киевская русофобская элита не просто проводит "проамериканскую политику". Это даже не проамериканская, а холуйская политика, которая приводит к обогащению «старшего брата» и обнищанию «младшего» - не брата, а раба.

Вот все это и наводит на мысль, что украинские "сливки общества", киевские чиновники и политические деятели намного глупее белорусов - и белорусского народа и белорусской правящей элиты. Наверное, недаром многие говорят, что украинские политики - самые глупые и продажные в Европе (пожалуй, и во всем мире).

 

А где же суть? - А суть где попало!

 

Разбираться в сути российско-белорусского "молочного" конфликта для украинского читателя бессмысленно. У каждой из сторон есть масса своих "железобетонных" аргументов. 13 июля 2008 года Государственная Дума приняла Федеральный закон "Технический регламент на молоко и молочную продукцию". Этот закон вступил в силу через полгода, то есть в декабре 2008 года. В соответствии с этим документом молоком считается только натуральный продукт. А все молоко, изготовленное с добавлением сухого молочного порошка, переводится в категорию "молочных напитков". На упаковке этих продуктов запрещено писать "молоко". Кроме того, вводятся такие группы товаров, как "молочный продукт", "молочный составной продукт", "молокосодержащий продукт", "побочный продукт переработки молока".

Вся молокопродукция на российском рынке, согласно техрегламенту, должна не только маркироваться по-новому, но и получить новые сертификаты, выданные органами Российского потребительского надзора.

Почему белорусы за прошедший год не выполнили требования закона, сказать очень сложно. Никто из компетентных лиц на эту тему никаких версий не выдвигает. Может быть, это произошло потому, что если на пакете молока написать "молочный напиток", оно будет хуже продаваться. А ведь белорусская продукция пользовалась у российских покупателей огромным спросом именно потому, что считалась "экологически чистой" и "натуральной". Но это только предположение автора этих строк.

Так или иначе, закон не выполнялся, вместо сертификатов Роспотребнадзора белорусские производители получали не в центре, а в областях разрешения местных органов власти на реализацию вместе с документами о качестве молочки. Только в Брянской и Смоленской области Российской Федерации таких нелегитимных разрешений получено более 800. Хотя на местах, по закону, не имели права выдавать такие разрешительные документы без сертификации Роспотребнадзора.

Несмотря на высокое качество белорусских молокопродуктов (которое не отрицают и в Роспотребнадзоре), подобное игнорирование закона не могло продолжаться вечно. Надо было или закон отменять, или его выполнять. И в начале июня нынешнего года разразился конфликт. На "нелегальную молочку" в России введен временный запрет (до приведения ее в соответствие к нормам закона), а президент Белоруссии Александр Лукашенко разразился политическим демаршем, отказавшись участвовать в саммите Организации договора по коллективной безопасности (ОДКБ, неофициально эту организацию называют анти-НАТО) в Москве. А из Минска стали раздаваться завуалированные угрозы чуть ли не вступить в НАТО - назло России.

Такое уже происходило неоднократно по самым разным поводам, но каждый раз партнеры по Союзному государству России и Белоруссии находили общий язык. Умные люди в Белоруссии, глядя на Грузию и Украину, могут понять, что на Западе их вряд ли осыплют бесплатными пряниками и откроют рынки для их молока и грузовых автомобилей.

В богатой России, наверное, власти тоже вскоре придут к мысли, что хорошего союзника надо ценить и изредка баловать экономическими льготами, пусть даже и в ущерб своим производителям. Ведь при всех своих обидах, резкости и скандальности Александр Лукашенко - это не Саакашвили и не украинский "мессия".

Ну а пока страсти кипят, обидные слова сыплются с обеих сторон, и этому обстоятельству очень радуются "демократические" СМИ Украины, Польши, США и Великобритании. Впрочем, радовались они за последние пятнадцать лет неоднократно, но каждый раз напрасно.

Оценить положение дел в связи с молочным конфликтом" редакция "ДКР" попросила известного белорусского политолога, директора Центра по проблемам европейской интеграции Юрия ШЕВЦОВА (город Минск):

- Мировой кризис очень сильно отразился на России. Сократилась добыча газа, где-то на треть упали поставки газа в Европу, почти на тридцать процентов упал валовый национальный продукт, и при этом очень быстро расходуется Стабилизационный фонд. Я предполагаю, что с такими темпами расходования Стабфонда уже к концу года Россия окажется без валютных резервов.

Поэтому обостряется борьба за все ресурсы, которые есть в России. Одним из проявлений этой борьбы и является нынешний "молочный конфликт". У нас ведь не только с поставками молока возникли проблемы. То же самое происходит и с экспортом в Россию продукции машиностроения, автомобилестроения, рыбопродукции и так далее.

Судя по всему, Россия стихийным образом, нецентрализованно, перешла к протекционизму, защите своего рынка от белорусского импорта. Это не было политической установкой Москвы, просто таким образом российские олигархи защищают свои интересы. Но ведь таким образом происходит и разрушение Союзного государства Белоруссии и России - по факту. Такими запретами полностью разрушается договорная база Союзных отношений, нарушается главный принцип Союза - принцип равноправности.

Я предполагаю, это происходит оттого, что некоторые российские политики опасаются Александра Лукашенко. Ведь ближе к зиме в России возможно нарастание кризисных явлений и, как следствие, рост социальной напряженности и протестных настроений. А в девяностых годах лидером протестных настроений в России был именно президент Белоруссии, многие в Москве об этом помнят и опасаются, что Лукашенко может таким образом вернуться на политическое поле России. Особенно этого опасаются многие российские олигархи.

- Закон о молоке был принят Госдумой год назад. Почему Белоруссия за это время не привела свою продукцию в соответствие с его нормами?

- Конфликт идет не столько вокруг формальностей, сколько вокруг того, чтобы сократить поставки белорусского молока в Россию. Разного рода аргументы, которые озвучивает глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, значения не имеют. Ведь такие же процессы проходят в России и по нашим сельскохозяйственным машинам, и по рыбе, и по автомобилям МАЗ.

Я думаю, что конфликт каким-то образом в конце концов разрешится, но проблема кризисного состояния российской экономики остается. А значит, подобных конфликтов в ближайшем будущем будет множество. Дальше будет еще хуже, рынок будет скукоживаться, и наших производителей оттуда будут выдавливать.

Одновременно происходит другой процесс. Раньше у нас были плохие отношения с Западом, они и сейчас не очень хорошие, но все же улучшились. Европейский Союз пошел по другому пути, чем Россия, - здесь сумели остановить тенденцию к протекционизму и выходят из кризиса за счет усиления европейской интеграции. В Восточную Европу вливаются в течение этого года огромные суммы, и экономику Восточной Европы, я думаю, ЕС удержит. Поэтому для нас сейчас повышается привлекательность европейского рынка.

- А не будет ли это ошибкой? Ведь такая же "евроинтеграция" Украины в итоге оказалась "африканоинтеграцией"? Вы жалуетесь на плохой сбыт тракторов, но нам бы ваши проблемы!!! Украина вообще забыла, что такое экспорт продукции машиностроения. Тех же тракторов у нас сейчас в месяц три-четыре штуки производится, скоро крестьяне будут на лошадях пахать. Вам молоко некуда девать, а у нас без импортного продовольствия сразу голодомор начнется. Короче, Украина полным ходом идет в Европу. Неужели вы тоже хотите таким же образом идти в Европу?

- Ну, нам это не грозит. Понимаете, у вас общество просто неуправляемое, поэтому царит перманентный бардак. В этой обстановке можно любые программы принимать и любым курсом идти - все равно бардак останется бардаком. А у нас все иначе. Все, что мы сейчас делаем, - это защищаем своего производителя. И если этому будет способствовать интеграция с Европой - хорошо.

В Европейском Союзе - самый большой на планете рынок. И этот рынок рядом с нами. Он не разрушается протекционистскими тенденциями. И если у нас есть возможность прорваться на этот рынок, этим надо воспользоваться, что мы и пытаемся сейчас сделать. Мы уже продаем в Евросоюзе продукцию нашей нефтехимии. Наш товарооборот с Германией составляет около трех миллиардов, и с Европой у нас профицит торговли, а вот с Россией - дефицит.

Уровень жизни у нас если и не европейский, то выше, чем на Украине: и за счет более высокого ВВП, и за счет более справедливого распределения национального богатства. Олигархов у нас нет в принципе. Если о каком-то бизнесмене начинают говорить, что он олигарх, он трясется от страха, что его посадят. И это – правильная политика.

Беседовал Игорь РЕБРОВ


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.