Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Краматорск, Славянск

Моменты нашей жизни. Солдат с рожденья

22 июня — день рождения поэта и журналиста Леонида Горового, имя и судьба которого неразрывно связаны с «Краматорской правдой» второй половины прошлого века.

ПЕРВЫЙ УРОК

В здании Дома печати на площади Борзенко редакция «КП» занимала второй этаж, но отдел писем находился на первом. Этот форпост редакции принимал на себя ударную волну посетителей, а Леонид Алексеевич Горовой, который заведовал отделом в 70-80-е годы, помимо своих основных обязанностей, исполнял функции диспетчера, справочного бюро, исповедника.

Его энергии и душевной щедрости хватало на все и на всех. В том числе и на меня, молодого неопытного специалиста, не имеющего в жизненном багаже ничего, кроме университетского диплома и самых туманных представлений о профессии журналиста. Когда я впервые вошла в редакцию, стараясь как можно тщательнее скрыть робость и волнение, Леонид Алексеевич встретился мне первым. Его непоказная доброжелательность и участие стали для меня начальным практическим уроком журналистики и человечности.

Редактор Григорий Алексеевич Тимачков находился тогда в отпуске, но, поскольку с ним уже была предварительная договоренность, его заместитель Петр Яковлевич Качулин принял меня на работу без излишней волокиты и определил корреспондентом в отдел писем. Так что Леонид Горовой стал моим непосредственным начальником, а точнее — наставником и опекуном. Он договорился о месте в ближайшем от редакции общежитии НКМЗ на пр. Мира, ввел меня в круг интересных людей, подбрасывал темы для первых корреспонденций, бережно правил материалы и прикрывал мои безбожные опоздания на работу (после учебы во вторую смену в университете я долго не могла войти в новый режим). Абсолютно чужой поначалу город, во многом благодаря Горовому, скоро превратился в близкий и родной.

НАШ КОРРЕСПОНДЕНТ — ЧИТАТЕЛЬ

Отдел писем был самым посещаемым и беспокойным в редакции. За год в «Краматорскую правду» приходило до 7 тысяч писем. Каждое из них следовало зарегистрировать в специальных журналах: дата поступления, координаты автора, суть обращения, принятые меры. В этой рутинной работе неоценимую помощь оказывала внештатный корреспондент Александра Назаровна Воробьева. Выйдя на пенсию, она целиком посвятила себя газете. Ей можно было доверить не только регистрацию писем, но и проверку фактов, и подготовку материалов к печати.

Всю почту затем штудировал редактор, расписывая письма по отделам. Партийному и промышленному доставалось немного. Как правило, читатели обращались в «КП» за помощью и советом по бытовым проблемам. А быт, коммунальщина, транспорт, морально-этические вопросы, культура, спорт — словом, все, кроме партийной жизни и промышленности, входило в сферу компетенции отдела писем. Поэтому обращения граждан массово возвращались из редакторского кабинета на первый этаж, и тут только успевай поворачиваться. Ни одно письмо не должно было остаться без внимания — за этим строго следили и редактор, и городские власти.

Большую часть писем мы направляли в различные городские инстанции с просьбой принять меры. Просьба сопровождалась бланком-напоминанием, что закон обязывает руководителей отреагировать в срок, если мне не изменяет память, не более 30 дней. Ответы официальных лиц на эти письма, а также на критические материалы в газете публиковались под рубриками «Вы написали в редакцию...», «Служба действенности» и др.

Ежемесячно мы готовили тематическую страницу «Наш корреспондент — читатель». Кроме того, в «КП» выходили подборки и обзоры писем. А самые интересные или, допустим, наиболее типичные из них служили сюжетом для журналистских выступлений, очерков, статей либо фельетонов, мастером которых был Леонид Горовой. Он же, в основном, заполнял острыми сатирическими заметками популярную рубрику «Краматорский резец», который регулярно снимал стружку с бюрократов, лентяев, нечистых на руку граждан и прочих недругов развитого социализма. Материалы за подписью Горового обсуждал весь город, а тираж газеты при нем превышал 50 тысяч экземпляров.

ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ — ДРУГ!

Человек потрясающей работоспособности, легкий на подъем, Леонид Алексеевич располагал к себе также мальчишеской искренностью и отзывчивостью к чужим бедам. Известный поэт Анатолий Мироненко рассказывал об этом так:

«С Леонидом Горовым я познакомился в 1967 году, когда принес в «Краматорскую правду» свои стихи. С людьми я схожусь туго, но этот красивый внутренне и физически человек с не менее прекрасной поэтической душой как-то незаметно для меня убрал мою вечную скованность, и я словно ощутил в нем своего давнего друга, на которого, как на самого себя, можно положиться в любой житейской ситуации».

Анатолию Мироненко, тогда демобилизованному солдату, Леонид Алексеевич помог устроиться на работу и поддерживал словом и делом всю жизнь. И таких примеров — десятки, сотни.

О ДОБЛЕСТИ, О ПОДВИГЕ И ЛЮБВИ

В совместной работе и бесконечных разговорах обо всем на свете я все лучше узнавала своего учителя и все больше понимала, как мне повезло с ним. Постепенно раскрывались и обстоятельства, под влиянием которых сформировались характер и мировоззрение журналиста, поэта и гражданина Леонида Горового.

...22 июня 1941 года Леня проснулся с ожиданием праздника: в этот день ему стукнуло десять лет. Но отец хмуро сказал, что именины отменяются — война. Лене и его сверстникам не довелось воевать, они были слишком малы, но быстро взрослели под бомбежками и в «тесноте очередей» за пайкой хлеба, в эвакуации, в тифозном бреду, в соприкосновении со смертью и болью. «Мы, по сути, с рожденья солдаты», — напишет много позже поэт Горовой в одном из своих стихотворений. А жгучее мальчишеское сожаление, что флаг над рейхстагом отцы и старшие братья водрузили без них, в творчестве Леонида Алексеевича трансформируется в глубокое уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. Им он посвятил великое множество очерков, часть которых вошла в книгу «Бойцы вспоминают», стихи и поэмы. Под его началом в «КП» много лет выходила страница «Родословная доблести», героями и участниками которой были фронтовики.

Леонид Горовой прекрасно разбирался в литературе прошлого и современности, а вершиной поэзии всех времен и народов считал Александра Пушкина. Биографию и сочинения великого русского поэта он знал как, пожалуй, никто другой в Краматорске и восторгался им до слез. К каждому дню рождения Пушкина он писал стихи, объединив их впоследствии в сборник «Не зарастет народная тропа...» Всего же до своей болезни Л. А. Горовой успел издать 16 книг — о доблести, о подвиге, о славе и любви.

После «КП» Леонид Горовой работал редактором многотиражной газеты «Машиностроитель» Старокраматорского завода. Затем учредил и издавал одну из первых в области газету полезных советов «В домашнем кругу», которая до сих пор бьет рекорды по тиражу. Но мне, всем его друзьям и единомышленникам по «Краматорской правде», тысячам подписчиков он дорог, прежде всего, как крамправдовец. Ему газета была обязана многим: и ростом авторитета, и любовью читателей, и даже чудесным зданием на пл. Борзенко: именно Горовой в середине 70-х годов убедил тогдашних отцов города отдать бывший детсад под Дом печати. И сегодня, в канун 79-летия Леонида Алексеевича, мы желаем ему только одного: здоровья, здоровья и еще раз здоровья.

Антонина НОТКИНА, "Краматорская правда"
 


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.