«Газета…» побывала на месте моховатого болота, зародившегося еще в период мамонтов.
«Газета…» побывала на месте моховатого болота, зародившегося еще в период мамонтов.
Еще до недавних пор под Харьковом имелось единственное в Украине реликтовое болото – пережиток древних веков. Но за последние три года оно почти высохло - погубила его разработка песчаных карьеров.
Трясина площадью около гектара располагалась в 25-ти километрах на северо-запад от Харькова. Сейчас о ней напоминают только остатки тростника, кое-где высохшие кочки и большие трещины в земле. А если приглядеться, можно заметить беленькую полоску – это осколки раковин, которые обозначают границу, за которой начиналась вода.
– Вот одна из последних уцелевших кочек, а вот - кусочек засохшего торфа, - показывает Олег Горбулин, доцент кафедры ботаники ХНУ им. Каразина. – Наверное, если прокопать вглубь, можно найти немного торфа.
По словам ученого, еще три года назад эта местность была похоже на болото - рос кочкарник, осинки, тростник. Местные жители приходили сюда собирать тростник на крыши сараев и коровников. Но сейчас болото окончательно умерло, трещины в земле говорят о недостатке влаги. Разработка песчаных карьеров нарушила водоносный горизонт, и вода ушла. Процесс постепенного умирания длился не меньше двадцати лет.
Когда-то болото подпитывалось в основном за счет дождей. А моховой покров удерживал влагу и не давал ей уйти в подземные пласты. Когда же по соседству начали рыть карьеры, нарушили моховой покров, и вода стала уходить.
Олег Горбулин рассказывает, что видел еще трясину во всей ее красе. В начале 90-х даже проваливался здесь по колено.
- А если неудачно встал, то можно было уйти и по шею, - улыбается ученый. - Поверху воды практически не было видно, все вокруг покрыто слоем мха. Ходить здесь было сложно, ступаешь на кочку и проваливаешься. Еще здесь росли ивы, сейчас вот остались чахлые остатки. Но самым интересным растением, конечно, была росянка – растение-хищник, которое питалось насекомыми. Растут росянки в болотистой почве, бедной на азот. А питаются насекомыми, чтобы восполнить этот азотный недостаток. За счет того и растут.
В Харьковской области росянка может расти еще на самом севере Волчанского района.
Но вот другого реликтового болота в нашей стране больше нет.
– Торфяные болота есть в Сибири, у нас в Полесье, но для таких зон – это норма. И только наше моховатое болото считалось реликтовым, потому что являлось пережитком прошлых эпох. Когда наступал ледник, до Харьковской области он не дошел. Но вот это болото – дошедшие до нас остатки ледникового периода. Именно в те времена и начали зарождаться такие болота. Здесь было холодно, мерзко, много воды, особенно, когда ледник начал таять. Это третичный период, больше миллиона лет назад, мамонты тогда еще бегали, но за ними уже гонялись, – говорит ученый.
Торф под Харьковом формировался долго. Здесь рос сфагнум, так называемый белый мох. Он способен удерживать влагу в двести раз больше по отношению к своему сухому весу. Именно благодаря ему образовался торф.
На вид мох бледно-зеленоватый, но когда высохнет – становится белесым. Он содержит множество бактерицидных веществ, во время войны его выжимали, высушивали и использовали в качестве перевязочного материала.
Вернуть реликтовое болото уже нельзя, если даже залить его водой. Редкие и специфические по своим качествам растения не восстановятся.
Наталья ЛИНЬКОВА, выпускница биофака Харьковского пединститута:
- Летом 1993 или 1994 года нас, студентов, проходивших полевую практику по ботанике, возили на это реликтовое болото. Оно было точно как в старых русских сказках или как на картинах Шишкина. Дремучие леса, кривые березки, а посреди – ковер из густого мха с кочками. Сложно было поверить, что такое чудо может находиться под Харьковом – скорее, это было похоже на далекую Сибирь. Помню, мы шли по губке влажного мха босиком, и вода брызгала между пальцев маленькими фонтанчиками. Такое ощущение, будто стоишь на мягком плоту, а под тобой все колышется…
Из интересного – там росла вахта трехлистная, а главное – росянка, редкое для наших широт растение, питающееся насекомыми. Один кустик я привезла домой, и он потом еще долго у меня жил. Кормила росянку мухами и вареным яйцом. У нее такие круглые листики размером с ноготок, покрытые крупными клейкими каплями. Насекомое сразу к нему прилипает, а листик начинает сворачиваться. Потом разворачивается – и на нем только остатки хитина.
Невероятно жаль, что болота больше нет. От него веяло чем-то древним и сказочным…
Моховатое болото (из книги "Харьковщина Заповедная" за 1987г.):
Гидрологический памятник природы расположен на территории Дергачевского района. Это болото – остаток бореальной (северной) флоры Валдайского оледенения, образовалось на месте древнего глубоководного озера. Год за годом на поверхности воды нарастала, утолщалась сплавина – зыбкий ковер, сплетенный из корневищ болотных растений и сфагниевых мхов. Площадь заповедного болота невелика, всего 1,7 га.
Мы потеряли клюквенное болото и реку Саржин Яр
Клюквенные болота располагались на окраинах Харькова – на Основе, Новожаново и участке целинной степи на территории современного Салтовского Шоссе. Сегодня эти участки застроены.
Вдоль Саржиного яра текла река. В начале Лесопарка ее застроили. Сейчас большей частью она проходит в трубе. С активно продвигающейся застройкой яра речке грозит полное заточение.
В районе станции метро «Научная» проходил Шатиловский яр, в том месте был овраг глубиной в 20 метров (в нем испытывали авиадвигатели ХАЗа). После войны его засыпали.
Район Новых домов построили на участке ценнейших плодородных земель.
(По информации кафедры ботаники ХНУ им. Каразина и главного инженера института «Харьковпроект» Игоря Лаврентьева).
Автор: Надежда ТЕСЛЯ, "Газета по-харьковски"
Фото росянки - с сайта funzoo.ru
Читайте также:
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.