Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Loading...

Соотечественники или отрезанный ломоть?

3 ноября 2011
<
Увеличить фото...  

Представьте себе некую альтернативную реальность: в Японию приезжает молодой японец, родившийся в Америке, чтобы посмотреть на свою историческую родину, поработать, и возможно, остаться жить здесь навсегда.

Странные сказки

Приезжему объясняют, что, для того чтобы получить гражданство Японии, ему нужно оформить ряд документов, а сама процедура займет пять-восемь лет. Японцу предстоит провести невообразимое количество времени в бесконечных очередях за квотами на вид на жительство, а стоять придется вместе с вьетнамцами, китайцами, корейцами, не имея никакого права на ускоренное оформление документов.

– Почему так? – удивляется японец. – Это же моя историческая земля, на ней жили мои предки. Более того, в газетах пишут о том, что трудоспособного населения становится все меньше и меньше. Почему я не могу сразу стать полноправным жителем Японии, почему я – зная язык, получивший классическое японское воспитание, молодой, трудоспособный, должен стоять в бесконечных очередях  наравне с людьми, не имеющими к культурным ценностям моей страны никакого отношения?

– Квот мало, а желающих получить разрешение на временное проживание и вид на жительство гораздо больше, – отвечают японцу.

– Меня не нужно учить языку, не нужно давать основы культуры. Дайте мне вид на жительство, и я найду свое место в японском обществе, соблюдая законы, проявляя искреннее уважение и благодарность к исторической родине.

– Закон для всех одинаков, соберите все справки и запишитесь в очередь, – отвечают японцу. В Японии.

Еще одна придуманная история.

В Германию, в Берлин, приезжает из России молодой немец в гости к родственникам.

– В России нетерпимо относятся к немцам, мне неоднократно говорили:

– Чемодан, вокзал, Берлин! – Вот я и приехал получить гражданство Германии, – поясняет немец дяде и тете.

– Это невозможно, – отвечают немцу родственники. – Ты должен заплатить деньги, оформить разрешение на работу и несколько лет ждать гражданства. То, что ты немец и у тебя в Германии живут родственники, – не является основанием для гражданства, для получения вида на жительство.

– Зачем немцу в Германии разрешение на работу? – кричит немец. – Мои родители уехали из Германии несколько десятков лет назад, причем в дальние страны их послало руководство Германии, и вот я – потомок немцев, при наличии проживающих в Германии родственников, способных приютить и защитить меня, должен оформлять себе разрешение на работу, годами ждать гражданства?

Как же назвать происходящее явление?

Две странные сказки не имеют ничего общего с объективной реальностью. И в Германии, и в Японии ничего подобного не происходит, процессы интеграции соотечественников происходят в этих странах без описанной выше экзальтации и бюрократии.

А вот на постсоветском пространстве существует, без всякого сомнения, великая и огромная страна, где подобные явления происходят каждый день, в полной мере.

Это – Россия.

Опыт репатриации соотечественников в зарубежных странах

Репатриация – это возвращение на родину.

Важнейший аспект процесса репатриации – понимание и уважение причин желания возвращения на родину. Самый распространенный вид возвращения на родину – репатриация по признаку национальной принадлежности. В рамках Русского мира предпочитают употреблять термин «добровольное переселение соотечественников».

Наиболее богатый опыт репатриации накоплен в Германии и Израиле. Иммиграционная политика Израиля основывается на принципе права возвращения еврейского народа на его историческую родину. Согласно Закону о возвращении от 1950 года, «каждый еврей имеет право на иммиграцию в Израиль».

Поражает воображение акция израильского правительства по возвращению соотечественников – 24 мая 1991 г. за 33 часа из Эфиопии были доставлены в Израиль 14 тыс. евреев.

Долгие годы в Германии проводилась политика репатриации этнических немцев. Была выработана система земельных и федеральных лагерей, где переселенцы получали необходимую помощь, пособия, направления на дальнейшее проживание, определялась община, готовая принять репатрианта. Важным примером желания Германии принять соотечественников является факт перечисления денег социалистической Румынии за выезжавших в ФРГ банатских швабов и зибенбургских саксонцев – в зависимости от полученного ими образования, квалификации, социального положения. И Германия платила.

Основанием для репатриации этнического немца являлось и является доказательство дискриминации в стране проживания (с чем сталкиваются русские в странах СНГ ежедневно). Для немецкого общества репатрианты не являются мигрантами, противоположное мнение осуждаемо во всех уровнях социальной среды. Германия активно использует принцип «гражданства по крови» – ребенок родителей-немцев независимо от места своего рождения становится гражданином Германии.

И вот конкретное доказательство: для реализации межправительственного российско-германского соглашения по вопросам сотрудничества в вопросах поддержки российских немцев до 2006 г. германской стороной было выделено более 500 млн. евро.

Интересен опыт Ирландии в предоставлении гражданства на «праве крови» – гражданин любого государства может получить ирландское гражданство, если он может подтвердить наличие ирландских предков.

Термин «иммигранты» в Японии понимается как «национальные граждане и иностранцы, приезжающие из-за границы», причем первая категория пользуется в стране явным преимуществом по отношению к социальным льготам и мнению окружающих.

Показателен опыт Казахстана по программе работы с оралманами (казахской диаспорой). Всего в Казахстан из-за рубежа вернулось около одного миллиона казахов.

Почему же подобные явления совершенно чужды современной миграционной политике России?

Наравне с мигрантами

В настоящее время по официальной оценке МИД России 25 миллионов соотечественников проживают за рубежом. Есть мнения, утверждающие другие цифры. Но даже если принять во внимание оценку в 25 млн., то получается цифра населения поистине большой страны.

Заявление Израиля, в котором страна декларирует пятнадцатиминутное получение гражданства евреями прямо в аэропорту, позволяет провести не совсем обнадеживающие параллели с политикой РФ по отношению к русскоязычным в странах СНГ.

Израиль, Германия, Ирландия, Китай понимают ценность сохранения культурных традиций не только в памятниках старины, но и в потенциальных носителях – собственной этнической диаспоре.

И в Германии, и в Израиле тратятся огромные средства на адаптацию соотечественников. Русские соотечественники предпочитают перебираться в Россию собственными силами, минуя программу добровольного переселения (за время существования госпрограммы, на которую были потрачены огромные средства, в РФ перебралась куцая цифра соотечественников, самоходом же «вернулись» сотни тысяч).

Вызывает негодование тот факт, что потомки людей, исконно проживающих на территории РФ, не наделены правом на получение гражданства законодательно и вынуждены легализироваться на общих основаниях с мигрантами, которые о культурных и исторических ценностях России имеют самое отдаленное представление, не говоря уже о знании языка. И это происходит в то время, когда Россия испытывает острый демографический кризис, ощущает нехватку рабочих рук, впрямую говорит устами политиков об упадке культурных и духовных ценностей.

Особо неприятны факты фиктивных браков, покупки квот, разрешений, паспортов РФ… этническими русскими.

В местах своего проживания вне границ РФ русскоязычные являются заложниками внешней политики российского руководства и руководства страны проживания по отношению друг к другу. В странах Балтии, в странах СНГ, в частности в Молдавии, налицо политика отторжения российского влияния. В первую очередь она заключается в зачистке культурных ценностей страны от русского языка и культуры, в попытках переписать и переосмыслить историю, в унификации русских культурных ценностей и устоев за счет создания условий косвенного уничтожения русских диаспор. Звучит громко, но достаточно только одного примера Латвии, в которой русскоязычным присвоили унизительный статус «неграждан».

Русские в СНГ поставлены перед проблемой выбора – либо ассимиляция, либо возвращение на родину на определенных основаниях, которые оставляют мало места для самых скромных фантазий о репатриации.

О Госпрограмме добровольного переселения соотечественников

В первую очередь хочу отметить, что существующая государственная программа не является программой репатриации – программой по возвращению русскоязычных соотечественников в Россию по национальному и культурному признаку. Данная программа в первую очередь ориентирована на восполнение недостатка дееспособного населения РФ в определенных территориальных органах страны.

Происходит прямая подмена понятий о репатриации и проблемах современной российской демографии. Если мы говорим о репатриации, то по программе гражданином РФ должен стать любой, кто «дышит русским миром» – независимо от возраста и физических возможностей. На деле происходит ориентация руководства программой в первую очередь на тех, кто может поработать, причем в регионах отдаленных и зачастую экономически неблагополучных. Невольно напрашивается аналогия с ирландскими мигрантами в США, которым прямо в порту вручали паспорт и… отправляли на войну – хочешь гражданства, вначале заслужи его кровью.

В некоторых случаях происходит вопиющая несправедливость в случае потомков военнослужащих – в эпоху СССР детьми они жили в гарнизонных и казарменных условиях в странах братских республик, теперь же для возвращения в Россию-матушку им приходится вкушать подобный опыт.

Основными претензиями к госпрограмме могут быть: расплывчатость формулировки понятия «соотечественник», отсутствие материальных средств на вселение в регионах, вторичность и низкое качество предлагаемых рабочих мест, да и сами регионы зачастую оказываются с депрессивной экономикой, полным отсутствием культурных и духовных центров.

Не понятен принцип вселения соотечественников именно в указанные регионы, в то время как многие соотечественники имеют друзей и близких родственников в регионах, не участвующих в программе. Получается, что определенный период переселенец должен прожить в отрыве от родственников, которые могли бы оказать помощь как в плане прописки, так и в плане работы, не говоря уже о моральной поддержке. Это больше похоже на ссылку, нежели на возвращение на «землю обетованную».

Известно, что многие соотечественники, принявшие решение о возвращении на историческую родину, уже уехали обратно. Этакий круговорот русскоязычных людей в природе.

Более чем удивительна острая боязнь предполагаемого вселения соотечественников в московский и санкт-петербургский регионы и крупные города РФ, о чем неоднократно говорилось на заседаниях ФМС. Чиновники особо болезненно переживают за этот момент, в то время как в Москву и Санкт-Петербург ежегодно прибывают сотни тысяч мигрантов из стран Средней Азии, из которых далеко не все возвращаются на родину. Но главным оказывается соображение, чтобы соотечественники «не понаехали».

Так нужны ли Российской Федерации соотечественники или это очередная попытка «заткнуть дырку», решить экономические и демографические вопросы под эгидой заботы о соотечественниках?

Сама же программа репатриации соотечественников, в ее исконном смысле и значении, не существует в РФ, ее не могут принять и обеспечить ни УФМС, ни МИД России.

Кто такие россияне?

Существует мнение, что единственный способ противостоять этническому радикализму, национальной нетерпимости – создание некоей общности в границах государства. Подобный эксперимент проводится на территории России в виде культивирования сообщества с общей ментальностью – «россияне».

Из речи президента РФ на президиуме Госсовета в Уфе 11 февраля 2011 г.:  «…наша задача заключается в том, чтобы создать полноценную российскую нацию при сохранении идентичности всех народов, населяющих нашу страну…»

Не странно ли: в стране, насчитывающей более чем 100 млн. русского населения, существует потребность в  национальной идее, отличной от идеи существования русских в мире как нации? Более того, национальный характер любого движения в защиту русских культурных ценностей зачастую приравнивается к экстремизму.

Аналогов подобному явлению мало. Например, в Армении основная и титульная нация – армяне, в Грузии вся внутренняя политика страны направлена на развитие грузинской общности, в Германии на льготных основаниях получают гражданство потомки немцев, выехавших в Российскую империю 250 лет  назад. И только в России понятие «русский» как прилагательное нередко расценивается как проявление шовинизма и принижение других национальностей.

Подобная политическая и культурологическая линия власти преследует благую цель – устранение межнациональной вражды и сохранение РФ в рамках ее нынешних территорий. На деле же происходит обратное явление: несмотря на стремление к сплоченности и новому гражданскому образованию (сословию), страна давно уже погрязла в межэтнических конфликтах и гражданской нетерпимости. Причем это происходит как в столице, так и в регионах.

Полная неразбериха: в России – демографический упадок, и в то же время за пределами страны миллионы русских существуют в узаконенном статусе «чужих»,  «невозвращенцев», а внутри страны власти размышляют о том, как научить мигрантов русскому языку. Отсутствие законодательного права этнического русского на гражданство РФ – прямое следствие данной политики.

Приезжают в РФ русские с целью возвратиться на историческую родину, сталкиваются с миграционным бюрократическим пренебрежением и уезжают. Уезжают и сами граждане России – за последние годы страну покинуло более 140 тысяч человек, в то время как в статусе соотечественников въехало 40 тысяч,  зато в миграционной струе на территории РФ вращается несколько миллионов граждан бывшего Союза.

Непонятна логика, в соответствии с которой право на жизнь получила концепция «замещающей миграции»  – восполнения населения РФ за счет иммиграционных потоков, чья интеграция в российское общество обойдется гораздо большими жертвами и затратами, нежели создание условий для возвращения русскоязычных граждан бывшего СССР.

В самом понятии «россиянин» лежит принцип этнического отрицания своего происхождения во благо процветания идей и политики государства. По этой логике исчезновение русских как нации за пределами РФ никак не повлияет на «россиян», они могут себе это позволить.

А итоги? Они более чем неутешительны.

В одной из самых богатых стран мира старейшие русские города превращаются в пустыни, в центры проживания «гопоты», в переселенческие перевалочные пункты, в то время как политики на одном ТВ-канале гордо вещают об увеличении благосостояния россиян и одновременно на другом канале говорят о демографическом и моральном опустошении России.

Официальная статистика – за прошедшие два десятилетия Россия по продолжительности жизни заняла место во второй сотне стран мира, вышла на второе место в мире по частоте самоубийств, потеряв по этой причине около 800 тыс. человек. Постоянные межэтнические конфликты в среде «россиян» –  истина, не требующая документального подтверждения.

События на Манежной площади – наглядное подтверждение тому. Кто-то скажет, что в них в основном участвовали подростки. Но это скорее удручающий признак – скоро эти дети вырастут и не факт, что они изменят свое отношение к окружающему миру.

Культивирование мифа о возможности сформировать некую нацию «россиян» – первый шаг к крупнейшему межэтническому конфликту, потому как ни одна нация в мире не откажется от своих этнических и культурных корней в угоду политической ситуации в стране. Одновременно у людей растет понимание  – становление гражданской общности «россияне» лишило поддержки и защиты сотни тысяч этнических русских по всему миру. В то же время никто во власти не способен внятно объяснить, почему Россия при наличии 80 процентов русских на своей территории должна принять не русский, а обезличенный «российский» вектор развития?

Как объяснить и то, почему Россия не защищает свое достоинство, сплошь и рядом  сталкиваясь с фактами дискриминации русских в СНГ и слыша пренебрежительные высказывания глав этих государств в свой адрес?

Быть может, русские смогут обосноваться в РФ вместе с мигрантами?

Недавно в Общественной палате состоялось выступление ведущего федерального чиновника, регулирующего переселение иностранцев в Россию. Константин Ромодановский уверен: миграция России необходима, поскольку она происходит на фоне «сокращающегося экономически активного населения, обострения проблем здравоохранения, социального и пенсионного обеспечения». С 2011 по 2025 гг. численность трудоспособного населения России уменьшится на 10 млн. человек.

Глава ФМС РФ представил документ, озаглавленный «Концепция государственной миграционной политики России». «Основными целями концепции миграционной политики должны стать стабилизация и увеличение численности населения страны, обеспечение потребности экономики в рабочей силе, обеспечение национальной безопасности и геополитических интересов РФ», – сказал руководитель ведомства.

Высокие цели, но достичь их предполагается почему-то исключительно за счет миграционных потоков тех, кто к России ни по происхождению, ни по языку, ни по ментальности  не имел ранее ни малейшего отношения. О репатриации русских в РФ же не было сказано ничего. А ведь именно за счет них можно было бы с лихвой восполнить демографический и социальный ваккуум в РФ.

Удивили слова К. Ромодановского о том, что госпрограмма по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, хоть и «вселяет надежду» и ее надо развивать, совершенствовать, распространяя на все регионы, кроме Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов, однако «спешить с этим нельзя, так как успех зависит от степени готовности регионов к приему переселенческих семей…». Готовиться, безусловно, надо, но при этом не забывать, что «поток переселенцев», если так можно назвать дискриминируемое русскоязычное население стран СНГ, даже приобретя динамику десятикратного увеличения (а с 2007 г. госпрограммой воспользовались чуть более 38 тыс. человек), будет чахлым ручейком на фоне миллионов нелегальных мигрантов. Вот для них, нелегалов, готовность к приему в регионах никто не проверяет, едут они в Россию всеми правдами и неправдами…

Сможет ли новая концепция облегчить судьбу русских за пределами РФ, как и изменить в лучшую сторону экономическую и демографическую ситуацию внутри страны – вопрос времени. Но одно несомненно уже сегодня – Россия нуждается в дешевой рабочей силе и в ближайшее время ее получит. Каким путем? Представляется более разумным возвращение в РФ 12-15 млн. соотечественников путем облегчения получения ими российского гражданства, нежели продолжение бесконечных экспериментов с приемом в лоно страны гастарбайтеров. Но сбудутся ли и как скоро подобные чаяния?

Автор не преследует цель дискредитировать  политику властей России по отношению к русскоязычному населению стран СНГ, но пытается найти ответ на едва ли самый удивительный вопрос современной геополитической реальности: почему русские – народ с многовековой историей, привнесший в мировую культуру и историю огромный вклад, оказался разделенным народом? И что сделать, чтобы такая разделенность быстрее ушла в историю?

Представители русского народа испытывают на себе постоянную дискриминацию в местах своего проживания, им указывают на нежелательность развития русского языка и культуры, государства СНГ стараются уменьшить «российское влияние» как во внешней политике, так и во внутренней. И при этом русские, стремящиеся возвратиться в Россию, должны годами ждать гражданства. Не существует никаких здравых обоснований для столь вопиющего абсурда.

И если русскоязычные соотечественники на своей исторической родине вынуждены многие годы легализоваться, если их этническая, историческая, культурная, речевая, ментальная принадлежность не являются основанием ни для помощи со стороны государства, ни для элементарной возможности получить вид на жительство на родине – то о каком грядущем величии России можно говорить государственным мужам?

Послесловие

Нас много. Мы выросли в разных странах, с детства нас приучали любить свой язык, свою культуру, чувствовать себя частью одного большого и славного народа. Мы воспитывались на произведениях классиков, где основной мыслью была любовь к нашей великой Родине. К русскому языку и культуре.

К сожалению, сейчас несколько иные времена. Из-за сегодняшней политики государств СНГ мы чувствуем себя там «в гостях». Но, к сожалению, и в пределах страны, давшей нам гражданство, тоже: и в России мы – иностранцы. К нам нет достойного и уважительного отношения, мы маргиналы, деклассированные элементы – вне государства, вне политики, вне времени.

Но ведь мы носители одной из самых замечательных культур – русской культуры, мы потомки огромного народа, вершившего историю. И мы должны жить с осознанием собственной полноценности, с гордостью за себя и за своих близких. Мы не должны позволять оскорблять себя, оскорблять нашу историческую родину, оскорблять память о наших предках.

Мы просто любим Россию – отвернувшуюся от нас историческую родину, переживаем за нее, и хотя мы не имеем в РФ право голоса и  наше мнение, скорее всего, останется не услышанным, но это наше неизбывное чувство, и оно будет жить с нами.

Страшный грех – равнодушие, но особенно он страшен, когда проявляется по отношению к своему народу. И мы не проявим его, мы всегда будем жить, дышать, страдать нашей великой общностью – пространством Русского мира. Потому как мы – русские, если и не по крови, так по воспитанию, по самоопределению.

Русские!

И не боясь упреков в национализме, которого и в помине здесь нет, не стыдясь за свои слова, заявляю – я горжусь этим. Храни нас Бог!

Денис Башкиров – писатель, учредитель творческого ресурса «Подлинник»

 Комментарии: 0 шт.   Нравится: 4 | Не нравится: 0 

Комментарии

Социальные комментарии Cackle Все комментарии

Также в разделе «Мир»

Расписание

Расписание транспорта. Краматорск, Харьков

Расписание

Музыка

Loading...

Справочник ВУЗов Украины