Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Мир

Наш ответ кризису

На днях в «Известиях» была опубликована программная статья Владимира Путина, посвященная будущему Единого экономического пространства. Без сомнения, эта статья – основа внешнеполитической доктрины будущего президента. В ней достаточно четко указывается на то, что именно развитие ЕЭП станет приоритетом во внешней политике для новой российской администрации.

То, что СНГ отмирает, а на пространстве Евразии вызревает идея становления некоего нового регионального союза, стало понятным достаточно давно. Наиболее ярким шагом в этом направлении должно было стать оглашение российской позиции на первом саммите G20 в Лондоне, еще в апреле 2009 года. Тогда в российской внешнеполитической элите шла серьезная подготовка к тому, чтобы, воспользовавшись «замешательством» ведущих мировых финансовых кругов связанным с все углубляющимся кризисом, публично заявить о необходимости ухода от существующей модели глобализации в сторону нового понимания посткризисной экономики.

Идеологическая основа подготовленной позиции тогда строилась на тезисах, высказанных Президентом РК на страницах «Российской газеты», и связанных с формированием регионального валютно-финансового союза. В своей статье Н.Назарбаев предложил и название будущей региональной валюты – «евраз».

Однако, буквально за сутки до открытия Саммита G20 Россия устами помощника Президента РФ А.Дворковича полностью дезавуировала свою позицию, отказавшись от достаточно прогрессивных идей.

Многие аналитики связали столь явный демарш с жестким давлением, оказанным на российское руководство со стороны мировой закулисы. Тогда возобладала позиция вице-премьера и министра финансов А.Кудрина, настаивавшего на сохранении приоритетов валютно-финансовой политики с ориентиром на накопление долларов и казначейских обязательств США в ущерб развитию и модернизации российской экономики.

Но время шло, саммиты «двадцатки» мелькали один за другим, а кризис все углублялся. Ни одно из обсуждавшихся и принимавшихся решений в рамках нового формата общения не приносило результатов – США продолжали успешно защищать положение доллара как мировой резервной валюты. Одновременно Штаты стремительно накачивали мировую финансовую систему свежей долларовой массой – только за последние два года в рамках разного рода «планов спасения» в мировую экономику были вброшены триллионы необеспеченных долларов. Обесценивание американской валюты привело к оживлению экономики США. Тогда, в середине 2009 года, эксперты заговорили о возможном начале выхода из кризиса. Но это были иллюзии, так как никаких принципиальных решений, способных устранить дисбалансы, приведшие к кризису, принято так и не было.

Очередным и во многом фатальным ударом для мировой валютно-финансовой системы стала катастрофа в Японии. Эта страна с момента окончания Второй мировой войны выступала надежным партнером США в деле укрепления их мирового господства посредством проведения согласованной валютной политики.

Японские банки всегда были готовы действовать так, как это необходимо для поддержки доллара США. Однако восстановление экономики страны после страшной катастрофы потребовало пересмотра приоритетов валютной политики в пользу обеспечения потребностей внутреннего рынка: японские банки оказались не в состоянии продолжать играть на мировом валютном рынке на стороне доллара и одновременно обеспечить восстановление страны.

Вместе с отложенными проблемами в мировой экономике, которые были только усилены долларовыми интервенциями со стороны администрации США, невозможность использовать в управлении глобальным рынком потенциал японских банков привели к неотвратимости второй волны кризиса.

То, что кризис 2008 года не преодолен, стало очевидно очень быстро. То, что все предпринимаемые меры – это лишь возможность передышки, также было понятно. Теперь оставалось ждать, где прорвет на этот раз.

И прорвало на этот раз в Европе. Уж больно разнородной оказалась экономика этого союза. Еще в самом начале кризиса эксперты указывали на то, что валютно-финансовая политика ЕС не обладает необходимой мобильностью и способностью оперативно реагировать на кризисные ситуации. Более того, по целому ряду позиций проводимая политика во многом способствовала развитию кризисных явлений в экономике стран еврозоны.

С момента, когда под ударами кризиса зашатался уже третий геополитический центр современного мира (после США и Японии), стало понятно, что последствия кризиса окажутся катастрофическими для современной системы миропорядка – возврат к прежнему, докризисному, состоянию мировых финансов сегодня уже невозможен.

Сложились новые условия, которые открыли новые возможности к построению принципиально новой системы миропорядка.

Одним из вариантов такой постркризисной системы мироустройства сегодня видится система региональных валютно-финансовых союзов, сложившихся вокруг региональных центров силы.

В новых условиях у России действительно появляется «второй шанс» - наша страна может оказаться в центре одного из таких региональных валютно-финансовых союзов.

Предпосылки к этому действительно есть, вот только сможет ли руководство страны правильно распорядиться выпавшим шансом, или мы вновь дезавуируем свои же предложения под давлением сильных мира сего?

Центр стратегических оценок и прогнозов, Москва, Россия


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.