Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Мир

Сеющие ветер, или Фукусима не Чернобыль?

это вам не Чернобыль

Не успела еще осесть радиоактивная пыль после взрывов на АЭС Фукусима, как японский премьер Наото Кан выступил с заявлением, в котором указал, что проведение параллелей между кризисом, связанным с АЭС «Фукусима-1» и Чернобыльской аварией 1986 г. неуместно: «Объемы радиации, о которых шла речь тогда и мы говорим сейчас, несравнимы. Наша ситуация фундаментально отличается от Чернобыля» (Reuters)[1].

Напомню порядок развития событий. 11 марта 2011 г. происходит землятресение, которое разрушает систему охлаждения АЭС Фукусима. Первый взрыв на АЭС происходит в субботу 12 марта. Взрывом водорода оказывается частично разрушен первый энергоблок станции. Наото Кан выступает со своим заявлением в воскресенье, 13 марта. В понедельник, 14 марта, происходит взрыв на третьем энергоблоке[2]. Во вторник, 15 марта, на АЭС вновь происходит взрыв, на этот раз на втором энергоблоке[3].

Таким образом, перед нами предстает следующая картина. На АЭС «Фукусима-1» вовсю взрываются энергоблоки, 170 тыс. японцев срочно эвакуируются из прилежащих к станции районов и именно из-за угрозы радиоактивного заражения[4] корабли 7-го флота США спешат покинуть опасный район, агентство Kyodo News сообщает о том, что станция «Фукусима-1» за час выбрасывает в атмосферу годичную дозу радиации[5], а премьер-министр Наото Кан уверяет почтенную публику: «Господа, это не Чернобыль». И вы знаете, он прав.

Да, это - не Чернобыль, это - Фукусима.

Представьте себе, читатель, такую ситуацию. У некоего хозяина горит крыша дома, родные спешат вывести детей на улицу и вытащить в безопасное место домашний скарб, пожарные тушат огонь, набежавшие соседи помогают, кто чем может, а погорелец-хозяин вещает окружающим о том, что этот пожар ерунда, ничего страшного, что у Мишки Квакина, который горел в прошлом году, вот у него был пожар так пожар, а все потому, что Мишка Квакин коммунист, дикий человек, он не понимает культуры и не любуется горой Фудзи по субботам.

Представили?

А сейчас подумайте, насколько адекватен вышеуказанный домохозяин и насколько, мягко говоря, корректен премьер-министр Наото Кан и не является ли он никем иным, как вульгарным социопатом?

Здесь следует знать, как японские СМИ комментировали в свое время аварию на Чернобыльской АЭС. «Дикарей нельзя подпускать к ядерным технологиям»; «Сценарий, подобный Чернобыльскому, в Японии невозможен в принципе»; «Коммунистическая диктатура лжет о положении в Чернобыле»; «Миллионы рабов с помощью КГБ загоняют на устранение аварии с помощью пулеметов»; «Половина СССР превратилась в радиоактивную пустыню» - вот так писала в свое время японская пресса[6].

Безусловно, очень легко говорить о невозможности повторения в Японии чернобыльского сценария до тех пор, пока он в Японии не окажется реализованным в действительности. Точно так же и автор этих строк вправе утверждать, что он никогда не попадет в автомобильную аварию до тех пор, пока действительно в нее не попадет.

Без сомнения, чернобыльский сценарий значительно отличается от сценария «Фукусима-1». В первом случае всему виной явился человеческий фактор, а именно головотяпство того рода, в котором легко заподозрить вредительство. У Чернобыльской катастрофы, увы, есть имена и фамилии.

Что же касается Фукусимы, то здесь все не так однозначно. Тем не менее, человеческий фактор сыграл свою роль и здесь. Дело в том, что с 1891 г. в Японии произошло семь землетрясений магнитудой выше 8 баллов. Да, сегодняшний подземный толчок силой 8,9 превзошел по силе все другие стихийные бедствия такого рода в Японии, так заявил адъюнкт-профессор Центрального университета Квинсленда Кевин Маккью («Синьхуа»)[7], однако утверждать то, что землетрясения в Стране Восходящего солнца носят несистематический характер, не возьмется никто. Японию трясет, трясет сильно и трясет регулярно. Об этом не догадываются только те люди, которые ничего не знают об этой стране.

Примером, хорошо иллюстрирующим сейсмическую обстановку в Японии, является Великое землетрясение в Канто (Токийское), которое случилось не далее как в 1923 г. По масштабу разрушений и количеству пострадавших это землетрясение является самым разрушительным за всю японскую историю.

Его эпицентр оказался расположен в 90 км к юго-западу от Токио, на морском дне, в заливе Сагами. Следствием подземных толчков стали 12-метровые волны цунами. Только на одной из площадей в Токио погибло около 40 тыс. чел., которые задохнулись, когда загорелись окружающие площадь дома. В результате землетрясения и последовавших за ним пожаров были практически полностью уничтожены Токио, Йокогама, Ёкосука и ещё 8 менее крупных городов. Официальное число погибших составило 174 тыс., ещё 542 тыс. числятся пропавшими без вести, свыше миллиона остались без крова. Материальный ущерб, понесённый Японией от землетрясения Канто, оценивался в два годовых бюджета страны того времени[8].

Каким же оказался вывод, извлеченный японским правительством, японскими учеными и инженерами из всего этого? Разве кто-то сейчас станет всерьез утверждать, что японские корпорации и правительство не догадывались о сейсмических опасностях строительства на Японском архипелаге? Безусловно, догадывались. Да что я говорю, они обязаны были знать и они знали. Проблема здесь состоит еще и вот в чем.

По словам Ричарда Блэка, обозревателя BBC по вопросам экологии, ядерная энергетика Японии, как и во многих других странах, не отличается открытостью и прозрачностью. «TЕPCO много раз обвиняли в попытках замолчать различные недостатки. В 2002 г. председатель совета директоров компании и четверо членов совета ушли в отставку из-за подозрения в подтасовке отчетов о состоянии безопасности на АЭС, принадлежащих TEPCO. Подобные подтасовки были обнаружены также в 2006 и 2007 гг.»[9].

Мы в России любим говорить о русском «авось», но мы и не догадываемся, что японский «авось» представляет собой нечто более феерическое и сногсшибательное, чем унылое российское разгильдяйство. Никто не хочет сейчас признать, что атомная энергетика Японии является не менее чем пороховой бочкой, которая заложена под благополучие всего человечества. Как вы думаете, насколько возможна сейчас быстрая и коренная реконструкция всех японских АЭС, с учетом реальной сейсмической опасности, существующей на островах Японского архипелага? Каких средств она будет стоить и потянет ли расходы на нее японское общество? Когда произойдет новое землетрясение, подобное нынешнему или Токийскому? Через сто лет, через год или через месяц?

О да, Фукусима, это, конечно же, не Чернобыль, в этом вы можете быть уверены, читатель. После того, как японский премьер сделал это сногсшибательное открытие, вся мировая и российская пресса разразились статьями именно с таким заголовком.

Иван Осипов и Михаил Левин в статье «Фукусима не Чернобыль?» полагают, что авария на «Фукусиме -1» более всего напоминает катастрофу на американской АЭС Three Mile Island в 1979 г. (5 баллов по шкале МАГАТЭ). «На станции (Three Mile Island) из-за остановки системы охлаждения реактора (аварийные насосы оказались на ремонте) так же, как и в Японии, начался перегрев тепловыделяющих сборок и выделение радиоактивного пара и взрывоопасного водорода. Тогда из «зоны риска» было эвакуировано 140 тыс. чел., но трагических последствий удалось избежать. Остается надеяться, что американский сценарий окажется ближе к японскому, чем советский».

Ну да, что нам еще остается делать? Только надеяться.

Но почему же тогда Наото Кан не заявил, что авария на АЭС Фукусима-1 - это что-то вроде аварии на Три Майл Айленд? Я думаю, что он не захотел портить отношения со своими североамериканскими покровителями, которых данная отсылка явно взбесила бы не на шутку. Зато для этого политика вполне позволительным оказались выпады в сторону России, и это в той ситуации, когда полет японской атомной энергетики в тартарары до сих пор еще не остановлен.

А что же Россия?

Что касается матушки-России, то она, традиционно для себя, спешит проявить живое участие в японских делах и оказать пострадавшим соседям всяческую помощь.

Уже 11 марта в управлении информации МЧС России заявили, что Россия готова оказать помощь Японии, пострадавшей от землетрясения, в т.ч. по каналам ООН. «Все силы МЧС России приведены в готовность к реагированию в случае необходимости. Россия готова предоставить Японии необходимую гуманитарную помощь, в т.ч. по каналам ООН в случае обращения Японии», - сказал представитель ведомства[10].

13 марта в Росатоме заявили, что Россия готова оказать Японии любую помощь в сфере ядерно-радиационной безопасности для решения проблем с аварийной АЭС. «Российские специалисты готовы оказать любую техническую, аналитическую помощь в сфере ядерно-радиационной безопасности для решения проблемы с аварийной АЭС. Предложения о помощи в ближайшее время будут направлены японским партнерам»[11].

18 марта на заседании Совбеза РФ президент Д.Медведев заявил, что Россия готова оказать Японии гуманитарную помощь в виде продуктов питания, воды и лекарств. Помимо этого, по его словам, необходимо организовать размещение пострадавших японцев, в т.ч. детей, в российских санаториях.

23 марта зампред Правительства РФ И.Сечин провёл встречу с послом Японии в РФ Масахару Коно, в ходе которой он подтвердил готовность России оказать помощь Японии по тем направлениям, к которым японские партнеры проявят интерес: И.Сечин отметил, что для России «эта ситуация является проверкой на истинную дружбу, истинные человеческие отношения, и мы считаем, что в такой ситуации мы должны поддержать вас и предложить помощь по всем направлениям».

И т.д.

Что же касается реакции российских СМИ, то они ни в малейшей степени не напоминают полные пещерной ненависти материалы японской прессы во времена Чернобыльской аварии, а даже наоборот, полны сочувствия и расположения.

Дело, однако, состоит в том, что за два десятилетия рыночных реформ русский народ стал гораздо жестче воспринимать окружающую реальность. В СМИ не отражаются те настроения, которые присутствуют, к примеру, в российских социальных сетях и форумах в Интернете. Увы, выражения вроде, «так им и надо» в отношении Японии не так уж и редки, как того хотелось бы. Что же стоит за подобным негативным отношением?

Так вот. Негативные настроения в российском обществе подавляющим образом спровоцированы самой японской стороной, которая строит отношения со своими соседями наподобие подростка отягощенного специфическими же подростковыми проблемами. Ответьте, положа руку на сердце, как бы некоторым японским реваншистам удалось безвозбранно послать в адрес российского посольства пулю, рвать российский флаг, а японским официальным лицам, вроде Наото Кана, делать провокационные заявления о том, что Фукусима, дескать, не Чернобыль?

Да, мы знаем, что Чернобыль это не Фукусима, однако на данный момент мы еще не можем определенно сказать, в чем состоит различие между ними, в т.ч. и в части последствий.

На мой взгляд, японскому политическому классу в последующие за событиями на АЭС Фукусима времена предстоит принимать нелегкие решения в области энергетики и улучшение отношений с Россией здесь оказалось бы как нельзя более кстати.

Но это уже предмет отдельного разговора.

Константин Александрович Пензев - писатель-историк, обозреватель Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источники: 

[1] http://naviny.by/rubrics/abroad/2011/03/13/ic_news_118_363106/ 


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.