Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Украина

Анатолий ШАРИЙ. Украинский мозгомор

Источник: "From-UA"
  • 1 / 9
  • 2 / 9
  • 3 / 9
  • 4 / 9
  • 5 / 9
  • 6 / 9
  • 7 / 9
  • 8 / 9
  • 9 / 9

На серьезном и достаточно закрытом российском сайте, где собираются коллекционеры антиквариата, я наткнулся на тему, посвященную украинской глупости...

Уж где-где, а здесь встретить такую тему не ожидал. Здесь люди все по поводу искусства высказываются, живопись обсуждают, тенденции, привлекательность того или иного художника с точки зрения инвестирования. Бывают и споры жаркие, когда не могут прийти к единому мнению по поводу стоимости той или иной работы, или когда бывалый, тертый и уважаемый коллекционер сталкивается с деревянноголовой упертостью самоуверенного молодняка. И вдруг – тема о глупости.

Тема называется «ART-Kiev 2009». Сообщение: «В Киеве в Украинском Доме открылась выставка Арт-Киев 2009. Современное актуальное искусство. В основном живопись».

Далее, собственно, идет небольшой рассказ о том, чьи работы были выставлены на выставке. И фото выложено. После того, как искусствоведы ознакомились с содержимым культурного мероприятия, появилась просьба от администратора сайта к «украинским коллегам» прокомментировать отдельные фотографии. На смутивших народ фото – плакаты с фашистскими солдатами, свастикой и лозунгами в стиле «Слава немецкому солдату – освободителю Европы!»

Последовал ответ от коллекционера из Одессы: «А что комментировать? Художественной ценности не представляет. По смыслу носит чисто провокационный, антиукраинский характер. Позор устроителям выставки из-за недоумия или за «хабар» допустившим подобное безобразие.

Посмотрим, как отнесутся к этой выходке провокаторов остальные участники. Уважающие себя художники и галереи прекратили бы своё участие в выставке. Может, найдутся такие. Современный не значит – всеядный».

Комментарии от россиян носили какой-то растерянно-недоумевающий характер: «Это даже провокацией-то назвать трудно – глупость какая-то, перерисовано с нацистских агиток времён оккупации Украины 60-летней давности», «На Украине был мозгомор? Где искусство живописи?» и так далее.

После этого кто-то из форумчан выложил фотографии с другой выставки, организованной злокохучим мэном, почитателем сельского гламура Антоном Мухарским.

Те же фашисты, но к ним присовокупили еще и Махно с черепами, какающих мужиков, пулеметы и теток-бандеровок. Такое себе искусство. В стиле заплеванного сельского клуба, воспетого Олегом Скрипкой.

Судя по лицам посетителей, их больше интересовало не то, что намалевано на плакатах, а раздаваемое «на дурняк» спиртное. Выпил, походил с умным видом вдоль стен, поцокал языком, разглядывая голые жопы и пулеметы. К искусству приобщился. Потом в разговоре с сослуживцами или собутыльниками ввернул – «я тут недавно в галерее был...»

Самое странное – данная чепуха, все эти кости и испражняющиеся мужики представлены как нечто чрезвычайно интересное. Плакаты с фашистами – просто-таки культурное наследие, а пулемет с глупой надписью – настоящий арт-шедевр.

Можно было бы посмеяться, да вот в голову лезут цифры погибших в войне – миллионы людей, выбитый напрочь генофонд, навсегда ушедшее в землю будущее Украины. Неужели смешно смотреть на свастику в центре города, население которого за три года оккупации уменьшилось в разы благодаря уродам в нацистской форме? Неужели «гламурно» фашистские плакаты выставлять в галерее города, при освобождении которого погибло 417 тысяч советских солдат?

Россиян-коллекционеров после новых фотографий прорвало. От недоумения и разочарования уровнем украинского столичного (!) культурного мероприятия «всё как-то уж совсем провинциально. Какие-то «капустники» 80-х, такой уровень... Совсем скучно», обычно весьма сдержанные ценители и собиратели прекрасного перешли в наступление. Основной вопрос «почему украинцы допускают такое?» и «для кого устраиваются такие «выставки»?»

Ответ так и не прозвучал. Да мы и сами знаем – для кого. Для народа. Для быдла. Для баранов и быков. Для скота, коим считают украинца.

Россияне же в ходе дискуссии пришли к единодушному мнению – современное украинское искусство называться искусством не может. Это не провокация, это просто унылое ничто, пыль, стертая медная монета, закатившаяся за продавленный диван.

Когда-то украинская живопись покоряла сердца миллионов людей. Она и сейчас покоряет, потому что ушедшие в вечность мастера, такие как Глущенко, Кашшай, Манайло, Глюк, Коцка, Семан, Эрдели, Бокшай, Шолтес, Мартон, Яблонская, Цветкова и многие-многие другие оставили нам богатейшее наследие. Это наследие постепенно оседает в частных коллекциях, дорожает год от года. Этим наследием гордятся ценители всего мира, а мы, уже имевшие мощную школу по-настоящему хорошей, сочной, самобытной живописи, скатываемся сегодня к каким-то порнографическим плакатам.

Творцы современного искусства уронили это несчастное искусство ниже плинтуса. На выставках с громкими названиями всплывает что попало, и воспринимается это «что попало» за чистую монету. Ходят молодые люди, разглядывают «бандеривок» и полагают, что это оно и есть искусство.

Полное пренебрежение профессионализмом и интеллектом, откат чуть ли не к каменному веку в живописи приводит к тому, что в стране просто вырождается эстетическое восприятие искусства. За искусство всерьез выдается дерьмо, прокисший ширпотреб.

Вот что пишет некое издание об авторе «шедевров» с фашистами, жителе Западной Украины Игоре Переклите: «Плакатний виклик, відверта вживання нацистської символіки з першого погляду справляє на непідготовленого глядача не аби яке емоційне враження, відбувається своєрідна мистецька ініціація, що змушує його замислитися над змістом побаченого, розібратися в ситуації, вступити в діалог чи дискусію з автором, а значить мету досягнено – глядач лишився небайдужим».

Так можно еще половые акты рисовать не только женщин с зайчиками, а крупным планом – мужиков с детьми, к примеру. Тоже эмоции вызовет и равнодушным не оставит. Можно дерьма по полу галереи разбросать – то-то статей такому грандиозному «авторскому посылу» посвятят!

Когда смотришь на работы закарпатца Золтана Шолтеса, душу распирает гордость за то, что Шолтес – украинец. Теплые, светлые, яркие, мягкие – эти картины не зря являются украшениями очень серьезных коллекций как в нашей стране, так и за рубежом. Имя Валентины Цветковой известно любому коллекционеру, хоть раз соприкасавшемуся с украинской живописью 20-го века. Работы Валентины Петровны – поразительная энергетическая экспрессия буйства красок, а ее цветы – это маленькие островки огня. Антон Кашшай – поэт Карпат, писавший горы и людей, как единое целое, слившееся в экстазе жизни под голубым небом, покрывающим красивейший край... Да о каждом достойном художнике-украинце говорить – не переговорить.

О каждом книгу писать в тысячу страниц, о каждом бы фильм снять. И пишут, и снимают. Книги для избранных и фильмы для закрытого просмотра. В искусстве «массам» разбираться вовсе необязательно. Границу между ширпотребом и чем-то по-настоящему талантливым нужно стирать. Ширпотреб – в массы, в трущобы. Искусство – избранным. Лучше всего – в частные коллекции, на стены особняков. Подальше от дикарей, от обезьян, разбазаривающих вечное и меняющих золото на стеклянные бусы.

Нас обворовали, всю нацию безжалостно обокрали, обманули. Но мы не заметили. Мы смирились с подменой. Потому не понимают нас, «обокранных», российские коллекционеры. Потому жлобы с довольными рожами продолжают прохаживаться вдоль стен отдельных киевских галерей, занавешенных плакатами и бессмысленными, бездарными картинами современных «мастеров», чьи имена уже завтра поглотит река забвения...

Анатолий Шарий

 


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.