Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Полезные советы

Тест IQ как бред высшей категории

Источник: "ПсихолоГ_и_Я"
"Ответ на тупой вопрос - 300$ или пожизненный приговор"

Последний приговор

“Моя песня – ответ письмам Анны и Лизы,

Брызги ветра висят на промокших карнизах,

Собрала их губами весна…”

Юрий Шевчук

Письма. Они приходят ко мне тоннами, гигабайтами, пачками. Вопросы, вопросы, сотни вопросов.

Но сегодня я хочу задать вам несколько вопросов.

Сегодня у нас тест.

Я, собственно, ненавижу тесты.

Потому что знаю, как они составляются и умею их проходить.

Но это – тест другого рода.

Детство – это золотое время, вызывающее у меня приступы светлой ностальгии (если, конечно, исключить воспоминания о обязательной манной каше, кулинарных извращениях вроде “яйца в мешочек” и рыбьего жира в ложечку). И не то чтобы сильно хотелось вернуться, ворваться, нацепить подгузник и с упорством Жириновского требовать соску. Но вот сама концепция… Поручик, как известно, детей не любил, он любил процесс.

КайфУ возраста “до 12-ти” есть одна характерная особенность – весь его кайф можно осознать только в том случае, если взглянуть на него, взобравшись на ржавые саркофаги с жизненным опытом. И скучаем-то мы, ясен пень, не о детстве, а о том периоде, когда от нас не требовалось обязательного посещения работы, припадков ответственности, гонки за модой, новой машиной, старинной мебелью, дешевой “Виагрой”, а сходить на горшок было подвигом, равноценным падением на вражескую амбразуру.

Детство – это утопия в ее изначальном виде. Все прочее – жалкий плагиат и убогий рерайт на тему “слишком много новостей, слишком мало денег, дайте цианиду”. И дело даже не в отсутствии ответственности и относительной вседозволенности, а в том, что нет никакой “цветовой дифференциации штанов” при условии полного сохранения специфической идентичности. Если по-русски – в детстве мы все разные, но это не разница между “Ламборгини” и “Ладой Калиной”, а разница между красным кубиком и зеленым шариком.

Единственные идентификаторы, которые у нас есть это имена и внешний вид. Вон тот мелкий белобрысый тип – Вася, а вон та рыжая и высокая – Маша. И этого вполне достаточно. Нет, бывают, конечно, привнесенные извне позолоченные наклейки на лбу, типа “я – Петя, которого папа привозит в детский сад на большой красивой “тачке” и дарит самые прикольные радиоуправляемые машинки”, но это уже склад родительских токсичных отходов в детском сознании, на которые мы сейчас отвлекаться не будем. В остальном мы – одинаковые. И, одновременно, разные, но эта разница пока не торчит у нас поперек горла, как трубка для принудительного кормления. И если, например, Вася сильнее и наглее меня, то ничего не мешает мне позвать пару друзей и вместе с ними навалять Васе по шее. Полная победа истинно западной демократии. ООН аплодирует стоя.

Казалось бы – живи да радуйся.

..Дорога во взрослую жизнь, что бы там не врали латентные педофи… то есть, простите, детские психологи, начинается вовсе не с первого поцелуя в щечку во мраке пыльной подсобки и не с первых карманных денег. Детство заканчивается в тот момент, когда нас ставят перед входом в Большую Систему Фильтров.

Немного забегая вперед, скажу, что социальные фильтры бывают, как это не странно, двух видов. А это, кстати, странно. Потому что любой фильтр ничем, принципиально, не отличается от дуршлага для макарон.

Да, макароны – это мы. Но оставим пока кулинарную тематику.

Детство начало заканчиваться как только мы вдруг поняли, что наши психофизиологические характеристики имеют твердую рыночную стоимость. Если Вася любил баскетбол, но не вышел ростом, то тренер юношеской сборной вывернулся наизнанку, но отмазался от любых контактов с ним. Вместо этого взяли Петю, которого еще вчера все иначе как “дылдой” не называли. Но теперь рост Пети востребован и котируется, а Вася утирает сопли в углу, познавая прелести дискриминационной политики, не подозревая, что Петя тоже рыдает в подушку. Да, высокий. Но его здоровенный нос, оказывается, отдаляет его от эталона красоты дальше чем галактику NS104-30 от Бердичева. Почему – он не понимает и сам, но Маша, с которой он свободно гулял за ручку еще вчера, популярно объяснила ему что се ля ви именно таково. Она, правда, и сама бы не поняла что это так – мама рассказала.

Однородная коллоидная взвесь из вчерашних детей разделяется в центрифуге, пропускается через марлю, выпаривается на спиртовке, возгоняется до школы…

…Белая крыса бежит по зеркальному лабиринту

толстый и тонкийТут у многих читателей может окончательно оформиться мнение, что “Александров вообще опух – предлагает стричь всех под одну гребенку!” Но – увольте, господа хорошие! Я не против “разделения по категориям”. Я ого-го как за. Вопрос лишь в том, как сие деление происходит, и с какой целью.

Человека с больным сердцем нельзя садить в сверхзвуковой истребитель – и сам на вираже окочурится, и машину угробит. Человека с тяжелыми нарушениями психики нельзя допускать к управлению государством – игнорируем это простое правило и посмотрите, что имеем в итоге. Это все – ограничения по объективным причинам. “Не бывать вороне коровою, не летать лягушатам под облаком!” Человек разработан далеко не самыми лучшими инженерами – плохо плавает, медленно бегает и очень недалеко летает. Все это, конечно, необходимо учитывать.

Есть и еще один весьма прогрессивный подход к этому вопросу, который, к счастью, в последнее время встречается все чаще. Я уже писал о нем – это фокусировка на явных талантах человека. Если Маша великолепно разбирается в химии и обожает этот предмет, а от Пушкина с Лермонтовым ее укачивает, то надо не совать ей бумажные пакетики на уроках литературы, объясняя, что это у нее от восхищения, а урезать чтение ненавистных классиков до возможного минимума и отправить с парой хороших учителей в школьную лабораторию смешивать какую-нибудь адскую дрянь – пользы будет неизмеримо больше. Сейчас этот факт – аллилуйя! – стал потихоньку доходить до работников доски и циркуля. И, возможно, мы не потеряем следующее поколение на жестких психотомиметиках тотальной усредненки.

Но сегодня мы поговорим о Втором Способе отфильтровывания. И для того, чтобы более полно ознакомиться с сутью вопроса, предлагаю для начала небольшой экскурс в историю, а конкретнее – в провонявшую евгеникой и тяжелой истерией Германию 1933 года.

Нет человека, который хотя бы раз не слышал слово “евгеника”. По определению это – человеческая селекция, цель которой всячески пестовать в хомосапиенсах те черты, которые считаются нужными, хорошими и полезными, и на корню пресекать распространение черт “негативных”, вроде наследственных болезней, слабоумия, кривых носов и не-арийских затылков.

В теории идея, сшитая из кусочков кривой хирургической иглой сэра Френсиса Гальтона выглядит блестяще и молодо, как задница орангутана. Оставляем в человеке все хорошее и выбрасываем все плохое. Чистим человеков от отягощенных злом генов и получаем на выходе то-то типа Леонардо Ди Каприо с мозгами Эйнштейна и углом зрения матери Терезы. Есть только две мелочи: какие именно параметры считать “хорошими” а какие “плохими” и как именно осуществить всю эту красоту на практике. Вторая проблема решалась, несколько, однобоко: поскольку насильно скрещивать соседа Арика и Марию Кюри было, мягко говоря, затруднительно, а изменять двойную спираль тогда не умели, в ход шла “практика от обратного”, вроде массовых расстрелов и насильственной стерилизации “генетического мусора”.

Гитлер, натурально, буквально влюбился в идеи евгеники. Еще бы – в руки чаду фрау Шикльгрубер, одаренному художнику и просто позитивному малому, начинавшему с автобанов и закончившему огнестрельной дыркой в виске попал подарок, который можно сравнить, разве что, с двухметровой собачкой Аббио, снаряженной скорострельными пушками, циркулярками и дырами в программном коде. Ведь в эти самые “дыры” можно было вставить любые параметры и танцевать от любой желаемой печки. Результаты известны: законы о расовой гигиене, геноцид, и массовые расстрелы просто за “таки да” или подозрительный нос.

“…белая крыса бежит по лабиринту, получает разряд, поворачивает; бежит дальше…”

ФашизмПочему я заговорил о Гитлере и этнических чистках? А для того, чтобы должным образом инициировать ваше восприятие для следующего:

“История, рассказанная Дмитрием В., заместителем директора фирмы “ХХХ” доктору Александрову после полулитра персикового шнапса”

“Вся эта бодяга началась после того, как шеф спустил “чрезвычайку”: всех вновь поступающих на работу в обязательном порядке заставлять проходить тест на IQ и брать только тех, кто наберет 120 баллов и выше. Я как чувствовал, что ничем хорошим это не кончится и спросил его, нафига оно, вообще, надо. А он говорит: “В цивилизованных странах это давно уже нормальная практика”. И вот что мне теперь делать? Допустим, человек набрал 119 или, даже, 110 баллов. Так что – он не проходит, а тот, у которого 121 – проходит? Маразм. И была бы это вся беда! Всех работников фирмы тоже заставили пройти этот долбаный тест. Причем, с какой целью – непонятно, потому что если увольнять тех, у кого меньше 120 балов мы лишились бы половины штата. Людям говорили: полностью конфиденциально. Ага, как же! Конечно, данные выплыли наружу. Теперь те, у кого IQ выше, получают больше ответственных заданий и, понятно, денег. Остальные живут по “остаточному принципу”. Хуже того: “умники” их называют “тупаками” и держат за олигофренов. В офисах полный бардак, а я это хлебаю половником”...

По тому же поводу ко мне часто обращаются родители, чьих детей в школе в добровольно-принудительном порядке также заставили пройти IQ-тест. Причем делается это весьма хитрым образом: тест подсовывается детям как бы между прочим, а его результаты являются “типа закрытыми”. Это значит, что любой из преподавателей может в любой момент ознакомится с итоговым количеством баллов, набранным любым из учеников и на основании этого “строить индивидуальную программу занятий для учащихся из отстающей группы (!!!)”

Занавес.

ТерминаторСамое жуткое мракобесие начинается тогда, когда людей принимаются делить  по непонятному принципу. Ведь, сама по себе, школьная система оценок, в сущности, прекрасна. Получил “кол” по физике и “отлично” по литературе – ну и замечательно! Значит, я не Ньютон, а Стивен Кинг, и пошли все критики на хутор бабочек ловить. Хвалят за сочинения – так и физика не проблема. “Нельзя завоевать любовь всего мира”.

Совсем другое дело, если у Васи “умность” равна 125, а у Пети – 98. Это вам уже не Маяковский и чеховская Каштанка. Это, ведь, в сущности, означает, что Вася умнее Пети на 27 условных единиц, что официально заверено в бумаге со штампом. Вслух об этом никто никогда не скажет, но, с точки зрения евгеники 1933-45 годов, Васю следует всячески премировать и ставить в пример, а Петю – отправить чистить сортиры зубной щеткой. Как акт милосердия. Я уже не говорю о том, что дети – вообще народ впечатлительный, узнав о результатах “умного теста”, очень часто отшвыривают “низкобальных” на обочину, зачастую, исключая их из своего круга общения.

И если бы только дети!

Опять-таки оговорюсь: я ничего не имею против шкалы IQ. “Коэффициент интеллекта” – это просто безобидный тест, причем, очень часто, в руках специалиста, приносящий реальную пользу. В “развертке” тест на IQ дает представление о том, какая сторона интеллектуальной сферы у человека более развита, являясь, таким образом, чем-то вроде маленького “теста на все школьные предметы”. Существенных недостатка у IQ, и ему подобных шкал, два.

Во-первых тест на IQ, конечно же, не дает представления о уровне человеческого интеллекта. Он просто требует от человека решения определенных задач определенным образом. Грубо говоря, вам дается шуруп, доска и отвертка и предлагается оный шуруп в доску ввернуть. То, что вы, в принципе, можете забить его молотком, обойтись гвоздем или вообще положить на бесполезное для вас занятие, никого не волнует. По этому поводу кто-то метко пошутил: “Хороший результат в тесте на IQ говорит о том, что вы хорошо умеете проходить тупые тесты”.

СуицидВторая проблема в том, что злосчастный тест очень часто используют для того, чтобы “поставить на лоб” человека условный штамп, тем самым “закрепив” его уровень “умности” в виде трехзначного числа, причем возводя при этом IQ в степень последней инстанции. Во многих фирмах, компаниях, корпорациях вы не сможете устроиться на работу, если ваш IQ меньше, чем установлено местным регламентом. И это при том, что никого нельзя заставить пройти этот тест насильно!

В одной из статей я уже приводил в качестве примера Томаса Эдисона, которого поперли из школы как идиота. Но сегодня я не хочу тревожить тени великих, занимаясь “некротическим онанизмом”, подобно ультралевому националисту выпытывая ответы на свои вопросы у черепа, надетого на свои же пальцы. Бедный Йорик жил, да помер – почтим же живущих ныне. Чересчур много надежд было похоронено просто потому, что человек поставил “галочку” не под той цифрой на бумажке.

Любые “социальные фильтры” хороши до тех пор, пока они помогают вам обнаружить в себе сильные стороны или предотвратить “проблемы соответствия”. Это как УЗИ сердца – если сильное и здоровое – все в порядке. Если нет – надо лечить, чтобы было сильным и здоровым.

Но как только кто-то наводит на вас увеличительное стекло, кладет рядом большую кучу дерьма и начинает скрупулезно выискивать соответствия – будьте готовы скрутить здоровенную дулю и…

“У-ТЕ-КАЙ! В подворотне нас ждет маньяк…”

Потому что в современном мире и так достаточно геббельсовщины, нетерпимости и людей со счетчиками.

“Это детектор лжи. Этот прибор покажет нам…

“Этот прибор ни хрена вам не покажет. Он не показывает, лгу я или нет. Это просто машинка для измерения кровяного давления”

“Liar”

ВопросА теперь тест. От меня – вам.

В нем – всего один вопрос.

Как говорил отец российского бардака: “Буду краток”.

“Если вас по ошибке выставили на конкурсе собак и вы проиграли – является ли это для вас достаточным поводом для того, чтобы пойти и выброситься из окна?”

Может, пора переходить на корм “для лоснящейся и густой шерсти”, найти инструктора и брать уроки приношения палки у соседского добермана?

А, может, пора сделать что-то совсем другое?..

..Крыса бежит по зеркальному лабиринту, получает разряд, меняет курс и бежит дальше, в поисках верного пути...

Но в зеркальных лабиринтах НЕТ верных путей.

“Если тебе дадут линованную бумагу – пиши поперек”

Хуан Рамон Хименес


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.