Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Политика

Эрдоган хочет перевернуть геополитическую карту Ближнего Востока

О турецком канале "Стамбул" уже говорилось с точки зрения экономики. А теперь о геополитике.

На горизонте выхода из НАТО: Значение нового канала «Стамбул» для Турции и остального мира.

Выступив на съезде Партии справедливости и  развития, ее лидер, по совместимости президент Турции Реджеп Тайип  Эрдоган сделал серьезно всколыхнувшее если не весь мир, то заметно  оживившее СМИ и деловую часть планеты заявление о том, что Турция намерена построить новый судоходный канал между Черным и Средиземным морем.

Если коротко, то в предстоящие три года Турция намерена построить  параллельно нынешним "проливам" новый судоходный канал протяженностью  43 километра, с шириной русла около 400 метров и глубиной не менее 25,  способный пропускать в сутки до 160 судов. Это, как минимум, удвоит  общую пропускную способность транспортной артерии между Черным и  Средиземным морями, а также позволит проводить более крупные по тоннажу  суда, чем на данный момент по существующему маршруту.

Последнее особенно важно ввиду  многочисленных проектов по расширению нефтегазовой добычи в акватории  Черного моря, а также в перспективе возможного строительства  СПГ-терминала на российской части черноморского побережья с прицелом на  поставки его продукции в Южную Европу. Прежде всего - в Италию и  Испанию.

Стоить это дело будет дорого. На данный  момент бюджет проекта оценивается в 10 млрд евро. В связи с чем идея  сейчас кажется наиболее фантастичной, учитывая нынешний кризис турецкой  лиры и обострение экономической войны с США. Но, как бы парадоксально  такое ни звучало, именно теперь Турция испытывает в строительстве  особенно высокую потребность.

Пока СМИ обсуждают лишь самую вершину  айсберга, однако заявление турецкого президента под собой имеет гораздо  больше смыслов, чем видны на первый взгляд.

Во-первых, оно само по себе способно  генерировать источник экономического роста, компенсирующий негативные  последствия торговых проблем с США. Любое крупное инфраструктурное  строительство это всегда деньги, рабочие места, заказы для сопутствующих  и обеспечивающих процессов. А значит, в конечном итоге, налоговые  поступления в казну.

Во-вторых, Анкара сейчас особенно остро  нуждается в расширении диверсификации источников своих доходов.  Американский рынок в изрядной степени закрывается. Следовательно,  выпадающие доходы срочно требуется чем-то компенсировать. А тут,  буквально под боком, готовый альтернативный вариант. Пропускной  способности существующих "проливов" стало остро не хватать. Потребность в  проводках на данный момент физическую возможность превышает минимум  процентов на семьдесят. Так что фактически для получения дополнительных  транзитных денег достаточно просто прокопать еще один канал.

В-третьих, про идею строительства  российского СПГ-терминала на побережье Черного моря сказано не просто  так. Она обсуждалась еще с 2012-2013 годов, но тогда ограничивалась  только академическим уровнем. На черноморском побережье Европы никто за  свой счет строить приемные терминалы не желал. В условиях жесткого  сопротивления Брюсселя, делать это за свой счет Россия надобности не  видела. А доступ к существующей инфраструктуре терминалов в Италии и  Испании намертво перекрывал запрет на прохождение газовозов через  турецкие проливы. Сейчас позиция Анкары по этому вопросу решительно  переменилась.

Нет, по старому маршруту Турция газовозы  не пустит, но по-новому она про разрешение говорит уже сама. Что самым  непосредственным образом влияет и на вопрос газового баланса в Европе.  Одно дело тормозить строительство трубопровода в Балтийском море, и  совсем другое - просто газовоз, такой же, как все прочие, но с очень  дешевым газом и уже на рейде существующих терминалов.

Так что остается лишь решить вопрос с  деньгами. И тут открываются самые разные и очень интересные перспективы.  Потому что денег вполне возможно занять как у Пекина, в рамках проекта  "Пояса и Пути", так и у Москвы, в рамках уже налаженного  геополитического сотрудничества "по Сирии" и  просто экономического  двустороннего.

Как события станут развиваться дальше,  пока судить сложно. Однако уже очевидно, что процесс американо-турецкого  развода приобрел черты необратимости. Тем самым еще сильнее повышая  любопытность другого вопроса – сроков выхода Турции из НАТО.  Так что,  как говорится, стоит запастись комфортом и устроиться поудобнее. Будет  интересно.

Источник

Примечание Владимира Зыкова. Кедаи очень интересно сказал о будущем Турции, с 2:30.

Источник


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.