Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Политика

Узлы глобального переформатирования

Концовка апреля 2018-го стала весьма показательным периодом времени, когда буквально в течение трех-четырех суток произошли саммиты глав тех стран мира, которые сегодня более всех заинтересованы в том, чтобы получить на будущее – в канун принципиальных выяснений «кто есть в Мире who» – наиболее удобные позиции для ведения последующих действий против своих непосредственных конкурентов.

Причем, в поисках так называемого concordance, сиречь – согласия, международные гранды проявили себя по-своему. На Западе – через развитие конфликта. На Востоке – через преодоление конфликта. И в этом проявилась глубинная суть и задиристого Запада, и мудрого Востока. 

В сухом остатке этих саммитов мир увидел расширяющуюся трещину на прочной некогда льдине евроатлантической солидарности – ну, на то она и льдина, чтобы плавать только по холодным водам международного противостояния. Увидел мир и стремительные шаги азиатов навстречу друг другу – они уже фиксируют западную истерику, и в преддверии «большой схватки» предпочли – здесь и сейчас – отставить в сторону обиды и былую вражду, чтобы извлечь для себя пользу из надвигающегося глобального переформатирования. 

Да, Киплинг был прав, когда писал: «Запад есть Запад, а Восток есть Восток. И вместе им никогда не сойтись». Менталитет разный, ценности разные. Даже взгляды на доминирование разные. Западники – нахрапистые, хорошо вооруженные пираты. Зато восточная, азиатская культура предполагает медленное поглощение. И вся эта история с возвышением Азии и увяданием англосаксонского мира, бывшего лет 500 при земной власти, разворачивается на наших глазах. 

Именно с этой точки зрения хотелось бы оценить нынешнюю активизацию лидеров ведущих государств и Запада, и Востока, первые из которых (причем, далеко не все) готовятся к последнему глобальному наступлению в стиле «пан или пропал», а другие ищут пути консолидации своих сил ради поначалу – защиты от Запада, конвульсирующего и теряющего рамки адекватного поведения, а уже затем – ответных действий, возможно – ассиметричных, в отношении этого колосса на глиняных ногах с кулаками-кувалдами. 

В общем, Мир ждет этакую «битву Давида и Голиафа 2.0» (чем не сценарий для противостояния США с Ираном?), и прошедшие саммиты, на наш взгляд, просто необходимо рассматривать в целом, чтобы из этой обще картины выявить тенденции подготовки к схватке.  

Мимика Меркель будет посильнее заявлений Трампа  

Не успели высохнуть в саду Белого дома следы президента Франции Эммануэля Макрона, который высаживал там вместе с Дональдом Трампом «дуб мира», упрятанный «на карантин» сразу же после отъезда француза, как в стенах резиденции президента США появилась канцлер Германии Ангела Меркель. Деревьев она там не сажала – времени ей дали в обрез – всего три часа, из которых на общение с Трампом протокол выделил 120 минут. Но она также и не пошла на уступки Трампу, чем сильно обеспокоила POTUSa, зато вела себя весьма ярко с точки зрения той мимики, сопровождавшей их переговоры. Лицо канцелярины периодически являло выражения, по которым можно было судить о её отношении к происходящему. 

  

Приехала она, как писала накануне немецкая пресса, ради того, чтобы как-то повлиять на Трампа в его решительном стремлении пересмотреть основные принципы торгово-экономических отношений США и Евросоюза. ЕС от торговли с США имеет профит, американцы имеют убытки, и Трампу это не может нравиться. В рамках НАТО дело ещё сложнее – США тянет на себе почти 80% бюджета Североатлантического альянса, а некоторые его участники даже не платят уставные 2% от ВВП в НАТОвскую кассу, которая де-факто стала кассой американской. Да-да, важно понимать, что США хотят получить с Европы до 200 миллиардов долларов в рамках общих обязательств, сокращая на эту сумму свой вклад в общий бюджет. У европейцев своя задумка – они не желают тратиться на НАТО, а желают нарастить альтернативные оборонные расходы Евросоюза. В 2021-2027 годах эта статья бюджета ЕС вырастет на 40% - до 27,5 млрд евро. И ещё Европейская комиссия предлагает создать общий оборонный фонд в 13 млрд евро. На НАТО денег не остается? 

Более того, союзники по НАТО даже не стремятся ныне безоговорочно поддерживать США в их политике устрашения Сирии и Ирана. И это всё происходит в условиях, когда Трамп отчаянно нуждается в верных соратниках перед ударом по Ирану. Одного Израиля ему мало, британцы доказали свою лояльность, но воевать им практически нечем. А у Франции с Германией военная сила уже не та… Остальные – «по кустам». Так и выходит – Трамп давит на выполнение европейцами американских условий, да ещё втягивает их в очередную военную авантюру. А те упираются и подталкивают Трампа на площадку обсуждения экономической тематики. 

Если Макрон на переговорах в Вашингтоне очень осторожно продвигал европейскую точку зрения насчет взаимной торговли, подкрепляя свою позицию полным одобрением воинственной политики США, то Меркель в Белом доме сделала упор именно на экономике и торговле. Война для Германии на Ближнем Востоке сегодня совсем не актуальна. 

Со стороны Вашингтона приезд лидеров Европы, которые после выхода Британии из ЕС реально становятся во главе Старого Света и уже без англосаксонского давления, был хорошей возможностью и надавить лишний раз на младших партнеров, и привлечь их к реализации трамповского плана по восстановлению Америки через новые рамки отношений США-ЕС. Американцам нужен рынок Евросоюза с его высокой покупательной способностью. Нужна и регламентация европейского импорта в США, превратившегося в прямого конкурента американских производителей. Вот такую двуединую задачу и решал Трамп на встречах с лидерами Франции и Германии, а ответы Меркель вольно или невольно отпечатывались на её лице. 

   

Трамп выложил берлинскому союзнику несколько требований: 

- согласие на возвращение антииранских санкций, а то и на военный удар по Ирану; 

- увеличение взноса в НАТО до уставных 2% ВВП Германии, а это, на секундочку, почти 75 миллиардов евро; 

- отказ от сопротивления в торговой войне, затеянной США для защиты собственного рынка от более дешевых товаров из Китая и ЕС. 

Берлинский союзник сформулировал отказ, но не такой, что хотел Трамп. Логика его поведения в том, что сегодня Германия занимает пятое место по объемам своего экспорта в США. Впереди – Канада, Мексика, Китай и Япония. Это кто ж откажется от зачетного 5-го места просто так, по просьбе Трампа? 

Да, саммит с этой точки зрения, оказался безрезультатным для Трампа, который получает в результате сильного экономического конкурента в лице Германии, не желающей поступаться ни принципами, ни положением своих компаний. Они уже терпят знатные убытки от санкций против России, а тут их ещё принуждают к отказу от выгодной торговли с США, ведь рост заявленных Трампом таможенных пошлин на 10-25 процентов заставит немцев отвернуться от американского рынка. Газета «The Wall Street Journal» сообщила, что Меркель выступила против ужесточения экономических санкций против России, так как они «негативно влияют на бизнес немецких компаний». 

Результат – Меркель осталась на стороне своих производителей, перейдя в открытую оппозицию американцам. Можем ли мы предполагать, что этого часа в Берлине ждали со дня начала американской оккупации Германии? Неужели мы наяву слышим эти слова Меркель на пресс-конференции в Вашингтоне: «Время послевоенного порядка, длившееся более 70 лет после второй мировой, минуло». «Европа больше не может полностью зависеть от США и Великобритании после Брексита и избрания Дональда Трампа президентом», заявила Ангела Меркель незадолго до визита в Вашингтон на митинге в Мюнхене. Это ли не сон?! 

Немцы дали также понять, что для них срыв «ядерной сделки» с Ираном (Иран и шесть держав – Россия, США, Британия, Китай, Франция и Германия – в 2015 году достигли соглашения по иранской атомной программе), на что давит Трамп, «будет чревато выйти боком», поскольку на Иран завязаны многие торгово-экономические связи европейского капитала. Не зря же глава дипломатии ЕС Федерика Могерини с порога отвергла попытки Израиля втянуть Европу в войну против Ирана. А ведь Штатам будет невыгодно введение односторонних санкций против Тегерана, если ЕС не откажется от своих торгово-экономических отношений с ним. Тогда полноценной блокады не выйдет, и пока Европа не горит желанием ни воевать против Ирана под командованием США, ни терять новые миллиарды от придуманных янки санкций. 

Германии уже достаточно – в нехорошем смысле слова – санкций против России, навязанных ей Штатами. Меркель в Вашингтон и ехала поговорить об ослаблении этих мер, но, не добившись своего, все равно продемонстрировала, что единства в этом вопросе у неё с Трампом нет. 

К слову, похоже, что нынешние события в Армении – это подготовка Штатов к захвату под контроль важной территории, граничащей с севера с Ираном. Де-факто Армения – это тыл Ирана, если рассматривать фронт американского нападения со стороны Персидского залива. Вот янки и цементируют этот тыл, чтобы могли они потом давить на Тегеран с двух фронтов. Разве нет? Ведь Ереван забурлил… вовремя для американцев – прямо под отмену Трампом «ядерной сделки» с Ираном. 

Анализируя результаты визита Меркель к Трампу, лондонская газета «The Guardian» пишет: «Хотя оба лидера подчеркнули тесные связи США и Германии, их сдержанная встреча резко контрастировала с пышным государственным визитом президента Франции Эммануэля Макрона». 

Апогей этих впечатлений – в словах Трампа по итогам переговоров: «Нам нужны отношения на основе взаимности. Таковых у нас нет».

    

А Меркель просто поставила точку в вопросе об атлантической солидарности, заявив, что «времена, когда Германия и Европа могли полностью полагаться на всесильного партнера в лице США, прошли», и, что «отныне и страны ЕС, и ФРГ должны брать на себя больше ответственности в международной политике». Старый Свет упорно сопротивляется принесению себя в жертву во имя спасения американской экономики. 

Разойдясь и осмелев, канцелярина пошла ещё дальше в своих откровениях. «Между нами с США наблюдается высокий уровень единодушия по поводу конфликтов с Россией и роли Москвы в Сирии», но (sic!) «никто не заинтересован в плохих отношениях с Россией», – заявила она. И – вишенкой на торте – стало её обещание в ответ на призыв Трампа раскошелиться для НАТО до 2% ВВП. Обещание щедрое – будут НАТО проценты, но не 2%, а 1,3%. А было у ФРГ – 1,25%… Для президента США, который упорно желает монетизировать всю политику США, это было сродни пощечине. Он-то выражал недовольство и требовал раскошелиться, а получил от немцев прирост их взносов в кассу НАТО на… 0,05 процента. Издевательство над янки, нет?

При этом выход против США на поле торговой войны с открытым забралом для Меркель может плохо кончиться. А потому, сказав «А», ей надо срочно говорить «Б» и собирать союзников-заединщиков для противостояния янки. Она это прекрасно осознает, поэтому сразу же за визитом к Трампу последовали её контакты с Макроном и с премьер-министром Великобритании Терезой Мэй. Как говорится, «в свете недавних переговоров Меркель и Макрона с президентом США Дональдом Трампом», три лидера провели телефонную конференцию, и дружно (насколько это можно ожидать от таких партнеров) подтвердили свою готовность защищать торговые интересы Евросоюза от санкций США. Спустя сутки Мэй даже выступила с инициативой заключить новый договор о партнерстве с ЕС после Брексита. 

Тем не менее, официальный представитель правительства Германии Штеффен Зайберт объявил: «Они (Меркель, Макрон и Мэй) были едины во мнении, что Соединенные Штаты не должны прибегать к торгово-политическим мерам против ЕС, а Евросоюзу в противном случае следует быть готовым решительно защищать свои интересы в рамках международного торгового порядка». 

Не исключено, что европейцы впервые почувствовали возможность ответить янки за хамство замгоссекретаря Виктории Нуланд, которая в разгар киевского Майдана в 2014-м году бросила в эфир «Fuck EU». Возможно, сейчас американцы и дождутся-таки ответа на эту тему. 

В таких условиях не исключен и аккуратный разворот Меркель к Москве. Она уже виртуозно провела партию с «Северным потоком-2», получая на руки вентиль к трубе европейского рынка газа, вплоть до снабжения Франции и Великобритании русским голубым топливом. Теперь её задача - столь же виртуозно перейти на правильную сторону европейской экономики, сохраняя военно-политический нейтралитет. Задача сложная, но выполнимая. Внутри Германии она может на этой волне получить нежданную поддержку от своих критиков и оппонентов из партии Альтернатива для Германии, если ещё «доработает» вопрос с афро-азиатскими переселенцами, уже доставшими местных бюргеров. 

Очень интересны размышления о судьбе германо-американских отношений от израильского обозревателя Соломона Манна. Он пишет то, о чем и в Европе, и в Германии предпочитают молчать. И пишет, в частности, так: «Меркель остается лишь осторожно начинать гибридную торговую войну с США, пытаясь привлечь незаметно партнеров, обиженных Америкой и нанося удары там, где американская машина будет давать сбои… Германия отныне будет говорить то, чего хотят США, а делать то, что выгодно Германии. Все дипломатические возможности исчерпаны – начинается гибридная война, лицемерная и подлая, но вынужденная».

Вывод для России.    

Мы не можем не приветствовать конфликт в рядах соперников, которые перешли к давлению на Москву. Их разрозненные ряды смотрятся весьма привлекательно. Как тут не вспомнить классика про «империалистические противоречия»? Правда, 100 лет назад эти противоречия вылились в Первую мировую войну. И об этом нельзя забывать. 

Так что сформулированный вначале наш тезис о подготовке Запада к «последнему глобальному наступлению в стиле “пан или пропал”» иллюстрируется отсутствием единства в западном лагере. Пожелаем им успехов на этом пути.  

https://serfilatov.livejournal.com/2392244.html


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.