Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Интересное

Ноктюрн для электрической скрипки: Маленький Принц возвращался домой

Источник: "ПсихолоГ_и_Я"
"У каждого из нас на свете есть места..."

“Фонарщик” (жарг.) – человек, не способный держать слово, необязательный, тот, кому нельзя ничего доверить.

Фонарщик – человек, зажигающий, гасящий и обслуживающий уличные фонари

Нет-нет, это не очередная порция телячьих восторгов по поводу всемирно известной сказки Антуана де Сент-Экзюпери. Это – о другом. Но пару слов все же сказать придется и о “Маленьком принце”, хотя бы отдавая ему должное, поскольку маленький космодесантник в свое время принес автору этих строк не одно “отлично” по русской литературе (а поскольку “русичка” была также классным руководителем, то и вытащившим меня за уши из экзаменационного болота по ненавистной математике).

Так что, уж, не серчайте.

Я всегда утверждал, и буду утверждать, что подход к “Принцу” в школах, мягко говоря, безалаберный. Ну не детский он. До такой степени не детский, что уж лучше бы сразу “кормили” Хемингуэем или булгаковской “Белой Гвардией”, после которой, несмотря на всю ее офигенность и литературную гениальность, американские “жутики” воспринимаются как “Том и Джерри” для старшеклассников.

Но есть в “Принце” образ, который с удовольствием смакуют и в младших классах, и в выпускных, и на филологическом – образ Фонарщика. Кто не помнит – был такой тип, проживающий в полном одиночестве на планетоиде размером с автобус и занятый тем, что зажигал и гасил фонарь (собственно…) чуть ли не каждые две минуты, мотивируя свои действия тем, что “такой уговор”.

Фонарщик

О, оставим в покое изысканный символизм и гениальные ассоциации! Это все уже было; несчастный фонарщик пашет даже больше, чем сам Принц: на философов-выпускников, художников, учителей, растаманов и еще бог весть кого. И хотя в гробу он вертеться не может по определению – литературный персонаж, сиречь фантом, рожденный извилистым потоком сознания французского летчика, в голову сразу приходит анекдот о Чапаеве и Петьке, ставшими на том свете пропеллерами.

Помню, училка как-то спросила нас: есть ли, в принципе, резон в действиях Фонарщика? Змея подколодная, знала ведь, где свинья порылась. Она бы еще спросила о смысле жизни, или почему у привидений стрижка “бобриком”. Оно-то может и так – не знаю. Не стриг, и не видел.

В итоге класс разделился на две примерно равные группировки: первые утверждали, что Фонарщик – классный мужик, и что побольше б нам таких ответственных граждан – жили бы в полном шоколаде. Вторые безапелляционно заявляли, что Фонарщик – лох каких мало и, признаться, в этом тоже тоже была своя железная логика.

...Я уже писал, что большинство так называемых “диссидентов” больше всего напрягались не потому, что кто-то запрещал им читать на кухне довольно паршивые стихи о том, что “..и в царстве вечной мерзлоты я пукну громче всех на свете”, и уж, конечно, не потому, что приходилось получать гонорары (к слову сказать, довольно нефиговые) из “кровавых лап системы”. Не-е-е-ет, поперек горла подвально-кухонным борцам за светлое будущее вставала и встает… стандартизация.

Речь, конечно же, идет о стандартизации социальной, поскольку о культурной и промышленной стало говорить как-то не с руки. Это раньше признаком духовности и высокого полета мысли было обличать два сорта колбасы на магазинных полках и проевшего несчастной интеллигенции плешь А. Дюма пополам с Большой Советской Энциклопедией за пыльным стеклом чешского гарнитура. Те времена были пропитаны простым и понятным счастьем – достал балык – культурный человек; засунул между красными корешками БСЭ потертый томик Бредбери – гений современности, поймал ночью прорвавшийся через шорох “глушилки” “Голос Америки” – нифигища не понял, потому что прогуливал английский – но сладкий ужас собственной значимости пробрал аж до костей – человечище!

Глобализация

О времена, о нравы! Ну как теперь выделиться из толпы, о чем говорить, что критиковать? Трудно, ой, трудно стало быть диссидентом в начале века ХХI-ого! Хочешь – пей водку, хочешь – немецкий “Ice vine”, слушай Чайковского, хеви, электронщину, Киркорова, ешь креветки, котлеты, стейки – да хоть бульон из болотных лилий! Обидно до слез: мы на амбразуру грудью, а там – лоток с пивом. И – та-та-та! – “Пльзенское”? “Кальтенберг”? “Жигули”? Вобла? Есть!

Ну хоть вешайся…

Эпатажем в наше время тоже никого не проймешь. Вот задолжает культурный человек кучу денег кредиторам, а их доверенные лица звонят и сообщают, что если ты, такой-сякой, в ближайшее же время не вернешь с большими “интересами”, то будем-де играть с тобой, “человечище” в “проктологов с Большим Ведерным Кипятильником” и догадайся, кто будет водить? И что делать, куда бежать? В Лондон дорого, в тайге холодно и медведи; остается только в дурдом. И вот одевает культурный человек на себя портьеру, посыпается мукой и с криком “Свободу опоссумам!” бежит на улицу – ждать “бригаду №6″. А навстречу – пара девиц в неглиже с розовыми ирокезами – радикальное крыло “Greenpeace”, а за ними – панки, которые все еще “хой” вопреки всему, а за ними кришнаиты, а за ними раки на хромой собаке и в какой-то момент начинает “человечище” понимать, что он тут еще самый нормальный, а для того, чтобы попасть в дурдом, надо было голосовать за ЛДПР или попытаться положить деньги на сберкнижку.

Выделиться нереально – “траву” курят менты, гомосеки легалайз, фетишисты целуют пионерский галстук и переводят бабушек через дорогу. Стало можно все – и некоторым сразу стало неинтересно жить. Да и только ли эти! Ну, не умеем мы пользоваться свободой – так и норовим ткнуть, куда негру солнышко не светит. “Дай дураку стеклянный…” Ну, вы поняли.

Остается только одно прибежище – плакаться по поводу стандартизации социальной. Читаю: “..в настоящее время Личность – абстрактное понятие; общество воспитывает не Человека, а шестеренку, запасную часть для системной мясорубки, которую выбрасывают по мере износа...”

Work

Ай, моЧно сказал! Прямо растоптал, обличил, вывел на чистую воду, отличился – ай запахло вокруг “маца андерграунд”. Сказал, да только, шалунишка, забыл упомянуть, что у каждой “шестеренки” и “запчасти-винтика” холодильник ломится от жратвы, в кармане – карточка соцстраха, оплачиваемый больничный (двенадцатый за три месяца – а как же! – нервы! опасное излучение от ЖК-монитора в офисных застенках!) и безлимитный Интернет, где можно в перерывах между футболом и пивом вести обличительную кампанию.

Ну что тут скажешь? Что возразить, если быть до конца честным и воздержаться от очередной порции едко-желчной иронии в сторону “спасителей мира”? Да, система среднего и высшего образования направлена на штамповку чего-то загадочного, что в идеале должно напоминать спьяну собранного андроида-Электронника, запрограммированного выдирать квадратные корни и проснувшись с бодуна отбарабанить список всех представителей семейства сумчатых. Да, как и тысячу лет назад, основной идеологемой хомосапиенса в достижении “прекрасного далеко” является идея подсидеть ближнего своего, сунуть в колеса брату палку поувесистей и поехать к соседу на танке за нефтью, там получить по ушам из РПГ-7 и горестно вопить на весь мир, что-де гнобят, ироды, борца за счастье и гражданские свободы! Да, как и прежде, культура и гуманизм – просто фиговый листочек на причинном месте у нашей звериной натуры “Большого Шимпанза”, которая вылазит то тут то там, причем больше “тут”. И, как и прежде, историю формирует желание пожрать, прелюбодействовать и сдохнуть – но после Васи.

И тут впервые появляется возможность привести весь этот бордель к общему знаменателю. Ты будешь копать яму – вот тебе лопата. Ты будешь стоять на кассе – вот тебе кассовый аппарат и смешная кепочка. Ты будешь петь со сцены о том, как задолбало копать ямы и стоять за прилавком – вот тебе “Стратокастер”.

Класс? Класс! Все танцуют от счастья, все заняты делом, ни у кого нет времени на глобальные термоядерные “махачи” и тому подобную ерунду. Ну, то есть, почти все. Мы покривим душой, если скажем, что всех накрыло волной всеобщего позитива, потому что один из толпы все равно недоволен – тот, кому досталась лопата.

Копать ямы – удовольствие сомнительное, и пусть физический труд облагораживает человека, он же сводит его в могилу к сорока годам. И вот тут у “землекопа” есть два варианта: первый – бросить копать и пойти, скажем, писать стихи или водить самолеты, и второй – орать о том, что его не поняли, что он – не шестеренка в механизме Системы, что жизнь ему сломало общество и маленькая зарплата и что вот, полюбуйтесь, дамы и господа – умирает Гений. Лежит перед монитором и агонизирует, дергая ножкой в розовом тапке.

Симпсон

А теперь – чуток серьезнее.

Практически всех людей, проживающих на нашем маленьком космическом шарике устраивает положение дел в их жизни. Может, не на 100%, но устраивает, потому что если бы дело обстояло иначе, то эти самые люди проявили бы определенную активность, дабы что-то изменить к лучшему. Доказать это легче легкого: объявись рядом с вами разъяренный скунс – бежали бы вы к лучшей жизни, аж пятки бы сверкали. Ну, а если вы натянули противогаз или, перекрестившись и матюгнувшись решили принюхаться – значит все ОК и не так уж вам и плохо живется. Может быть даже получше, чем некоторым, раз для вас скунсова вонь – мелкая помеха.

Да, некоторые из вас и рады бы что-то поменять, но – нет возможности. Их тоже нельзя огульно хаять – нет у наших проблем чисто внешних или исключительно внутренних причин; например: и рада бы Маша съехать с квартиры родителей-монстров, да нет финансов на съём или покупку жилплощади – и вот Маша съезжает – но с катушек. Истина, как всегда, где-то посередине: Фонарщик тоже, может быть, был бы рад свалить со своего куска камня на Рублевку, да вот только как?

Зато он мог забить на фонарь. Легко. Но…

Есть категория людей – и их довольно много – которую я, мягко говоря, недолюбливаю. Единственным оправданием для меня может служить лишь то, что их вообще мало кто любит – и за дело. Точнее – за отсутствие такового.

Эти люди всегда в шаге от своего призвания в жизни. Клерком?! Я?! Да вы что, с ума спрыгнули?! Не-е-е, я в гробу имел в белых тапках такое идиотское перекладывание бумажек – ненавижу тупую работу! Вот буду начальником отдела – это да! Вот там развернусь! Всем вопреки и для счастья человечества… Кто? Я?! Да вы что, когда я такое говорил?!? Начальник отдела – это мое?! Да вы в своем уме?! Скажите еще – начальник телефонной будки! Только зам. Сам дурак, а я, можно сказать, родился в кожаном кресле…

Узнаете?

Если вы – всегда специалист в чем-то, чем вы на данный момент не занимаетесь – это про вас. Если вы обязательно сделаете, но – завтра – это про вас. И если вы считаете, что специалистом вы станете тогда, когда кто-то создаст вам для этого условия – это совсем-совсем про вас.

Лень

Простой вопрос: если Иванов, работая дворником, бухал по-черному и никогда не подметал ничего, кроме самой метлы, получится ли из него хороший шофер? А летчик? Стра-а-а-ашно? Это вам не пилот-эмо.

Если Сидоров ни черта ни делал за 10$ в день, то за 50$ он будет делать ровно столько же. Доказать обратное невозможно; как говорил Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-Бей “жизнь диктует нам свои суровые законы”.

…Вы работаете слесарем, параллельно заканчивая институт и готовясь к переходу в программисты? Отлично!

Вы кроете крыши, собирая деньги на свой собственный маленький бизнес? Супер!

Вы сидите за стойкой в банке, а дома по ночам пишите поэмы, и считаете это своей основной деятельностью, мечтая о дне, когда основы мира содрогнутся перед мощью вашего слога? Здорово, так держать!

Вот только один вопрос: неужели нельзя делать свою работу хорошо?

Моя бы воля – в школах на уроках труда старшие классы только тем бы и занимались, что сборкой наручных часов или огранкой камней. Не рабства окаянного ради, а здоровья душевного для. Чтобы понять одну простую и старую как мир истину: мелочей не существует, и как только в жизни появляется нечто, что можно делать спустя рукава, она превращается в “коммуналку для лузеров”, где можно не смыть за собой в клозете, бросить окурок на ковер, разбрасывать крошки по кровати, а потом дико удивляться – ой, батюшки, а откуда такой бардак?!

…Фонарщик мог бы погасить фонарь, но нашел бы, в таком случае, Принц его задрипанный булыжник среди чернильных берегов вечности? Кукиш с маслом.

Кот Да Винчи

По этому поводу один восточный дядька, судя по всему, тоже освоивший дзен, сказал замечательнейшую вещь: “Будь как солнце, как луна, как звезды. Ходи, потому что у тебя есть ноги, дыши, потому что у тебя есть рот и нос, ешь, потому что у тебя есть голод, люби, потому что у тебя есть сердце и не спрашивай, почему весна вновь пришла за зимой. Солнце не спрашивает – и оно в небе. Луна молчит – и следует за солнцем”.

Не нужно бежать на улицу творить добро – мир проживет и без вашего самопожертвования, а гигаватты вашей любви уйдут, как обычно, в никуда.  Миру не нужны святые, уж поверьте. Не спешите делать что-то хорошее, а просто сделайте что-то хорошо. Сиречь качественно. И через некоторое время поймете, что все то, что вы привыкли называть расплывчатым словом “добро” организовалось вокруг вас как-то само собой.

От вашей любви миру ни холодно ни жарко. Зажечь свой фонарь – это совсем другое.

Не верите? Тогда спрошу совсем прямо: кому сейчас какое дело до душевных качеств Леонардо Да Винчи?


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.