Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Фунты, тугрики...

Александр Собко. Ценовые войны: от нефти – к газу. Воспользуется ли «Газпром» тактикой Саудовской Аравии?

Источник: "ОДНАКО"
Фото oilgasfield.ru

Ситуация с приближающимся экспортом американского СПГ складывается парадоксальная. С одной стороны, при нынешних ценах на СПГ он оказывается убыточен. С другой стороны – производиться и отгружаться он будет, т.к. инвестиции в заводы уже произведены, а покупатели заранее оплатили расходы на сжижение. А без учета этих, уже сделанных расходов, продажа американского СПГ на мировых рынках оказывается прибыльной.

И часть американского СПГ придет в Европу: цены на СПГ в ЕС и Азии практически сравнялись, при этом доставка до Европы оказывается заметно дешевле.

Перенаправлять газ в ЕС будут не только газовые трейдеры, но даже – что удивительно – некоторые азиатские импортеры газа. Причины здесь могут две: либо компании уже видят «лишний» газ в своем портфеле, либо считают, что ей проще купить необходимое топливо по спотовым ценам в АТР (австралийский, катарский газ), а свои объемы из США продать в Европе, сэкономив таким образом на транспортировке.

Сколько такого СПГ придет в Европу, пока сказать трудно. По пессимистичным для нас оценкам – около 50 млрд кубометров. (Объемы будут нарастать в течение ближайших пяти лет).

Для сравнения, российский экспорт в ЕС и Турцию - это 150 млрд кубометров в год, мощность всех строящихся заводов СПГ в США – 85 млрд кубометров.

Так или иначе, в результате российский трубопроводный экспорт в ЕС столкнется с дополнительным давлением на рынке. Наблюдатели сейчас активно обсуждают, какой будет тактика «Газпрома». Российская монополия может:

1) ограничить поставки, пытаясь защитить определенный уровень цен (напомним также, что около 2/3 российского экспорта пока приобретается на условиях «бери-или-плати» в контрактах с нефтяной привязкой).

2) включиться в ценовую войну (для объемов сверх «бери-или-плати»), т.е. демпинговать с целью сохранить свою долю рынка и не пустить американский газ на европейский рынок. Как было показано в предыдущей части, поставлять в Европу американский СПГ будет невыгодно, если цены на голубое топливо в ЕС упадут до отметок 4-4,5 долл. за млн БТЕ. (При сценарии умеренного роста внутренних цен на газ в США). Сейчас цены на газ в Европе составляют около 6 долл. за млн БТЕ. (Напомним, 1 долл. за млн БТЕ соответствует примерно 36 долл. за тысячу кубометров).

Метод КСА

Во втором случае, «Газпром» фактически повторит нынешнюю тактику Саудовской Аравии на рынке нефти. Королевство, напомним, сохраняет свои рынки сбыта и объемы на них, а потому отказывается снижать добычу для стабилизации цены. И даже наращивает производство нефти, а на некоторых рынках и демпингует.

«Газпром» по некоторым своим параметрам действительно напоминает «газовую Саудовскую Аравию». У него очень дешевый в добыче газ, сохраняются и свободные добычные мощности. Правда, существует и отличие – в газовом экспорте «Газпрома» в ЕС есть и затратный параметр: транспортировка до рынков сбыта.

Себестоимость газпромовского газа на рынках ЕС, т.е. цена добычи и транспортировки – еще большая «вещь в себе», чем себестоимость американского СПГ.

По экспертным оценкам, себестоимость российских поставок в ЕС находится на уровне 5-6 долл. за млн БТЕ. Но этот расчет себестоимости также условен. Как и в случае с американским СПГ, сюда «зашиты» уже сделанные капитальные затраты на добычу, трубопроводную инфраструктуру. Более того, часть транспортных расходов (транзит через Словакию, транзит по «Северному потоку») уже оплачен на условиях «качай-или-плати». Из операционных расходов остается только транзит через Украину, т.к. оплата на этом участке соответствует объему прокачки (стоимость транзита по Украине - около 1 долл. за млн БТЕ). Из обязательных расходов остается еще экспортная пошлина (30% от цены экспортной поставки) и НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых).

Очевидно, что если политическое решение будет принято, то в этой ценовой войне (т.е. когда решение об экспорте принимается по принципу: продаем, если цена продажи выше операционных затрат) «Газпром» без труда победит американский СПГ.

Но будет ли принято решение такое решение по сохранению рынка даже путем ценовой войны? По нашему мнению, да. Причины понятны.

Газовый экспорт для России по-прежнему остается основной наиболее крепкой связкой с Европой, на которую нанизываются другие экономические и политические составляющие сотрудничества. К тому же связкой, которую США были бы не прочь разорвать с помощью своего экспорта СПГ.

Ну и напомним, что газовый экспорт приносит в бюджет и в валютные поступления России в разы меньше средств, чем экспорт нефти. Что является дополнительным фактором, позволяющим принимать в этой области политические решения.

Final Countdown

Прибытие первого танкера для его загрузки американским СПГ запланировано на 12 января 2016 года. (Для педантов отметим, что старый завод по сжижению на Аляске – за рамками рассмотрения новейшей истории американского СПГ). Сначала объемы экспорта будут невелики, но постепенно будут запускаться новые очереди и новые заводы, в результате чего через несколько лет экспорт СПГ из США превысит (если оценивать на основе мощностей строящихся производств) 80 млрд кубометров.

Куда пойдет первый танкер, пока неизвестно. Но в любом случае, первые отгрузки – пробные. До завершения технологической настройки, которая занимает 4-6 месяцев, владелец завода (Cheniere Energy) может отпускать газ случайным покупателям, а не в соответствии с контрактом.

Напомним, что первая линия завода СПГ (её мощность – 4,5 млн тонн) законтрактована преимущественно компанией BG Group, которая недавно стала частью Shell.

Из 4,5 млн тонн мощности первой линии, 4 млн приходится на BG, а оставшиеся 0,5 млн Cheniere будет продавать самостоятельно, через свое маркетинговое подразделение.

Литовские пионеры

Мы обращаем внимание на эти особенности будущих поставок по следующей причине. На днях в СМИ появилась информация, что уже в феврале Литва может получить на свой терминал по приему СПГ первый американский газ.

Как видно из вышесказанного, пока это в любом случае будут только разовые партии из «пробных» отгрузок завода. В дальнейшем, теоретически Литва может договориться с Cheniere Energy или BG Group (Shell) о покупке газа из их портфеля.

Напомним, сейчас Литва закупает небольшие объемы норвежского СПГ, который обходится ей несколько дороже газпромовских поставок. Новые поставки СПГ должны быть дешевле норвежских.

В текущем году завершается и долгосрочный контракт «Газпрома» на поставку газа в эту страну. Сохраняющаяся изолированность литовского рынка делает этот сюжет модельным для наблюдения за будущей конкуренцией между американским СПГ и российским трубопроводным газом.

Неопределенности сохраняются

Основная проблема для Европы здесь связана с тем, что американский СПГ – это очень гибкие поставки, и при первой возможности они уйдут в Азию. Или придется вновь конкурировать с АТР по цене.

И даже непосредственно заточенные на ЕС поставки американского СПГ (как например, недавний контракт маркетингового подразделения Cheniere c французской EDF с привязкой к европейскому хабу) позволяют продавцу отказаться от обязательств в случае появления более выгодного рынка.

Кстати именно так ведет себя на европейском рынке Катар: если нефтяная привязка цены = гарантированная поставка, если привязка к биржевой цене = возможность разворота СПГ в случае не устраивающей цены.

В завершение, в качестве «дисклеймера» отметим еще некоторые факторы неопределенности.

1) Цены на газ в США и средняя себестоимость добычи на ближайшие пять лет. Оценки разнятся.

2) Непрогнозируемый дополнительный спрос на газ в результате низких цен, восстановление спроса в КНР по тем или иным причинам (например, форсированный отказ от угля в мегаполисах КНР).

3) Напомним, что после завершения работ по расширению Панамского канала, СПГ-танкеры смогут попадать в Азию не через Атлантику, а через Тихий Океан. В результате, американский СПГ пойдет в Азию, если разница в цене с ЕС будет не 2, а всего 1 долл. за млн БТЕ.

4) Пока неясна политика Катара, который, направляя свои «гибкие» объемы СПГ в АТР или ЕС (расстояние примерно одинаково) может также влиять на рынок (некоторые соображения на этот счет мы ранее обсуждали). Будет ли участвовать Катар в своповых (обменных) операциях с американским СПГ? Такие операции способны обеспечить дополнительную экономию на транспортировке и несколько скорректировать географию поставок.


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.