Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Фунты, тугрики...

Весь вопрос в градусах

interpolit

О газовом конфликте между Украиной и Россией, а так же о том, переживет ли Украина зиму рассказал сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

Весь вопрос в градусах

Реверса не хватит

— Насколько высока вероятность того, что Нафтогаз и Газпром договорятся до зимы о поставках российского газа?

Объективная необходимость достижения такой договоренности есть, однако экономические факторы блокируются политическими, прежде всего со стороны Киева. Поэтому вероятность ее достижения оцениваю примерно 50 на 50.

В июне мы стояли на тех же позициях, что и сейчас - поставки российского газа по цене примерно в 385 долларов за тысячу кубов. Кто мешал тогда Нафтогазу договориться с Газпромом о такой цене и не ждать решения Стокгольмского арбитража? Или же пойти по пути, предложенному Газпромом - выплатить долг, а потом договариваться о новой цене? Глава Газпрома Алексей Миллер намекал, что речь может пойти о скидке сверх отмены экспортной пошлины - то есть о цене даже меньшей, чем пресловутые 385 долларов.

Однако вместо этого ситуация была заведена в тупик (по моим данным, вмешательством в нормальный переговорный процесс премьер-министра Арсения Яценюка), и теперь даже наличие объективного дефицита газа не гарантирует успех переговоров - слишком силен политический фактор. Не исключено, что Кабмин будет экономить за счет промышленности и населения - и все ради того, чтобы не соглашаться на условия Газпрома.

—  А сколько газа не хватает Украине?

В среднем на отопительный сезон с октября по март включительно Украина расходовала около 35 миллиардов кубов. Сейчас не хватает 5 миллиардов - все это с учетом реверсных поставок и запасов в хранилищах, которые в этом году планируется довести до 17,3 миллиардов кубов. Для примера, в отопительный сезон 2012/2013 годов Украина вошла с запасами природного газа в хранилищах в объеме около 21,1 млрд. куб., 2013/2014 годов – более 19 млрд. Однако эти цифры приблизительные, многое будет зависеть от того, какая нас ждет зима. Так, в прошлом году - с Крымом и работающей промышленностью, конечно - Украина при средней температуре по стране в 0 градусов потребляла порядка 150-170 миллионов кубов газа в сутки. А когда температура падала до -20 градусов, то потребления газа возрастало до 300 миллионов кубов в день. Так что если зима будет холодная, то дефицит лишь увеличится.

Сэкономить не получится

—  Сколько Украина планирует получить от реверса и насколько реверс вообще надежен, учитывая недавнее решение Польши приостановить поставки?

Максимальный объем реверса с 1 сентября по 1 апреля может составить 6,5 миллиарда кубометров (словаки могут дать 4,5 миллиарда, а венгры и поляки совокупно около 2 миллиардов). Украинские власти рассчитывают на 6,2 миллиарда в целом, а по моим оценкам, реалистичный объем может составить примерно 3,5-4 миллиарда кубов. Однако фактические поставки могут быть еще меньше - если, например, в Европе будет суровая зима. Кроме того, на практике уже сейчас Газпром снижает поставки газа этим странам до минимальных значений, что ставит под сомнение даже указанный реалистичный объем.

Не забывайте также, что реверсные поставки весьма дороги. В июле мы покупали реверсный газ по 360 долларов, сейчас чиновники говорят, что Словакия продает по 330. Я не уверен в правдивости их заявлений, однако уверен в том, что зимой цена будет еще выше, и может дойти до 400 долларов за 1000 кубов.

— Может ли Украина компенсировать 5 миллиардов кубов газа иным способом? Например, углем?

Нет, в украинской энергосистеме эти элементы не взаимозаменяемы. Из угля производится электричество, а газ идет на отопление и в промышленность. Газ можно либо сэкономить, уменьшив температуру в батареях, либо сократить поставки промышленности. Последнее уже сделано - объем промышленного производства упал более чем на 20% (на востоке на 40% и выше), в результате чего в августе 2014 года промышленность потребила газа на 39% меньше, чем в августе 2013.

—  А как вы оцениваете перспективы добычи сланцевого газа на Украине?

Сейчас вообще никак. Процентов сорок Юзовской площади находится в зоне боевых действий, так что компания Shell, с которой и заключен договор, попросту вывезла оттуда всех работников - никому не хочется потом платить огромные страховки. Конечно, можно начать работу только в Харьковской области, которая находится под контролем Киева, однако для этого надо переподписывать соглашение о разделе продукции с Shell.

Что касается договора с компанией Chevron по разработке месторождений на западе Украины, то правительство и местные власти сами хотят пересмотреть контракт, поскольку подозревают в нем коррупционную составляющую. Участником СРП с украинской стороны в частности является частная компания «СПК-Геосервис», которая претендует на 10% прибыли от добычи и по мнению нынешней власти связана с предыдущей.

Так что весьма вероятно, что проекты будут отложены. Если в случае с Западной Украиной на год-два, то по Восточной все может измениться кардинально.

Арбитраж поддержит обе стороны

— Украина отказывается договариваться и надеется на решение Стокгольмского арбитража. Чьи позиции там будут сильнее - российские или украинские?

Ну, для начала у сторон разные предметы исков. Если Нафтогаз пошел в арбитраж с просьбой установить справедливую цену, то Газпром обратился с требованием заставить Украину выплатить долг.

Газпромовский иск арбитраж, скорее всего, удовлетворит. Даже Еврокомиссия признает, что долг есть, и его надо платить...

— Но по какой цене платить - новой или старой?

Украина должна Газпрому еще за четвертый квартал 2013 года, когда покупала газ по 382 долларов за тысячу кубов. Что касается задолженности начиная с апреля, то ее все равно нужно оплачивать - газ-то был потреблен. Арбитраж лишь может определить промежуточную цену, по которой долг нужно платить.

Что касается украинского иска, то очевидно, что выставленная Газпромом цена в 485 долларов за тысячу кубов явно не рыночная, хоть и следует из формулы контракта. Так что скорее всего арбитраж ее скорректирует до уровня 350-370 долларов исходя из тех цен, которые платят сопредельные страны. Напомню, что Молдавия покупает газ за 360 долларов, словаки берут за 370. Литва платит столько же (хотя до 1 июля она покупала по 500). То есть фактически арбитраж остановится на той цене, которую сейчас предлагает Газпром. И в Киеве прекрасно понимают, что это рыночная цена. В прошлом году, когда цена была примерно такой же, Украина тоже пыталась опротестовать ее, однако в арбитраж не подавала. Бывший вице-премьер Бойко открыто говорил, что в Стокгольме судьи могут занять позицию Газпрома, и Украине пришлось бы выполнять контракт в неизменном виде до 2019 года. Единственным плюсом для Украины от нынешнего арбитража может быть то, что к рыночной цене мы придем через изменение формулы, а не через очередную одностороннюю скидку Газпрома, которая может быть отменена.

— А у Украины есть деньги для оплаты долга?

Кабмин заявил, что у него на это отложено порядка 3,1 миллиарда долларов. Это, конечно, не весь долг, но их выплата позволит сесть за стол переговоров с Газпромом. Однако есть опасения, что сейчас эти деньги пойдут на оплату реверсных поставок. Минэнерго Украины на днях обратилось в правительство с просьбой выделить 1,7 млрд. долларов для оплаты реверсных поставок.

Чьих бабушек морозить?

— Принятый Верховной радой закон о санкциях против России фактически позволяет украинским властям перекрыть зимой транзит газа в Европу. Насколько вероятен такой сценарий?

На основе закона о санкциях украинские власти могут поставить вопрос о реприватизации, национализации отдельных объектов, но вряд ли они пойдут на какие-то шаги с трубой. Это не в интересах Украины. Таким образом она лишит себя столь нужных бюджету средств (Киев ежегодно получает около 3 миллиардов долларов за транзит газа и еще 200 миллионов за транзит нефти — прим. Интерполит) и навсегда покроет себя позором в глазах Еврокомиссии. Это вопрос стабильности поставок газа в Европу, я просто не представляю, что сделают в ответ господа в Брюсселе.

Другое дело, что если с Газпромом не договорятся или ударят хорошие морозы и продержатся две недели, то газ могут из трубы отбирать. И если встанет вопрос о том, каких бабушек морозить - украинских или австрийских - я бы на месте Арсения Яценюка защитил своих, украинских бабушек.

- Но если Яценюк начнет морозить австрийских бабушек, то Газпрому это же пойдет только на пользу. Например, облегчит переговоры с ЕС по Южному Потоку.

С одной стороны да. Сотрудники Газпрома активно используют украинские заявления о возможности прекращения транзита на переговорах с европейскими коллегами. Однако это не значит, что Газпром должен саботировать переговоры с Киевом. Как любой крупный продавец газа по магистральным трубопроводным каналам, Газпром должен иметь нормальный портфель заказов. Поэтому в интересах компании урегулировать конфликт с Украиной, вернуться на украинский рынок и тогда, возможно, его объем добычи прекратит сокращаться. К тому же любые перебои в поставках могут вызвать и иную реакцию Европы - в частности, поспешное заключение контракта на покупку американского сланцевого газа, пусть и на невыгодных для ЕС условиях. И тогда Газпрому придется бороться за свою долю на украинском рынке.

Вопрос трубы

— В любом случае даже без политического подтекста вопрос с украинской трубой стоит достаточно остро - она требует капитального ремонта. На Украине приняли закон о приватизации ГТС. Есть ли покупатели и насколько реальна модернизация трубы на эти деньги?

О том, что к нашей ГТС есть большой интерес, можно узнать лишь из заявлений советников главы Нафтогаза. Говорится о том, что при содействии Еврокомиссии будет собран какой-то круглый стол, на который придут компании, заинтересованные во вхождении в совместные предприятия. Однако на сегодняшний день ни одна из западных компаний не выразила особого интереса. Если взять ту же трубу, то она может быть привлекательна для инвестиций только в том случае, если будет использоваться для транзита российского газа в Европу. Если не перенести точку продажи европейским потребителям на восточную границу Украины, то Газпром будет продолжать снижать объемы транзита через украинскую ГТС, строить Южный Поток. Точка же перенесена не будет, поскольку европейским компаниям это не выгодно - если какой-нибудь неадекватный экстремист подорвет трубопровод в Сумской области, то это будут риски европейцев. Их полностью устраивает система, когда за доставку газа, например, до Баумгартена отвечает Газпром.

Что касается инвестиций в хранилища (их специально отделили от непривлекательной трубы — прим. Интерполит), то тут возможность инвестиций выше. Тут можно зарабатывать на хранении газа как от российского транзита, так и от реверсных схем объемом в несколько миллиардов кубов. Если зарабатывать на россиянах, то идеальная схема проста: Газпром как поставщик, Украина как транзитер и Европа как покупатель. Газпром доставляет газ до хранилищ, продает там европейским компаниям, они его поднимают из хранилищ и отправляют куда им надо. Однако на такую схему Газпром идти не хочет. Да, российская компания готова к компромиссным вариантам - но с ней компромисса никто не ищет. Более того, Украина принимает закон о санкциях в отношении России и прямо указывает российскому бизнесу на дверь. Понятно, что при таком отношении Газпром будет максимально дистанцироваться от сотрудничества с украинской властью и никакого взаимодействия между ними не будет.

— Как вы оцениваете в этой связи перспективы Южного Потока? Снимет ли Еврокомиссия запрет на его создание?

А она и не может его запретить. Более того, ее прямая обязанность состоит в том, чтобы стимулировать все возможные поставки газа в Евросоюз. Однако они могут следовать нормам Третьего энергопакета и заставлять Газпром резервировать в нем мощности. Это опасно для Газпрома, поскольку труба будет простаивать.

Поток-то в итоге построят - ни одна из сторон не вышла из проекта. Готовится техническая документация, получены гарантии финансирования. Однако с учетом нынешних политических проблем и уровня российско-европейских отношений, срок ввода газопровода в эксплуатацию может быть перенесен. Кроме того непонятна его конечная пропускная способность. Сейчас речь идет о строительстве двух ниток с общей пропускной способность в 31,5 миллиарда кубов, однако планируемый объем - 63 миллиарда.


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.