Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Бывало...

Украина после 17 сентября 1939 года: в позе страуса

Источник: "ОДНАКО"

Украинскому руководству не мешало бы обсудить с поляками легитимность присоединения Галичины.

Семьдесят лет назад, 17 сентября 1939 года, Рабоче-крестьянская Красная Армия перешла советско-польскую границу и вступила на территорию Западной Украины. Вступила, надо сказать, с большой задержкой. К тому времени немецкий посол в Москве уже третью неделю пытался добиться от Сталина нападения на Речь Посполитую, напоминая об условиях пакта Молотова–Риббентропа.

 

Вермахт ждал и просил открытия «второго фронта» со стороны СССР. Миф о том, что Польша сдалась почти без боя, выдумали западные союзники, чтобы оправдать свое предательство по отношению к Варшаве. Рубка шла серьёзная. Вплоть до того, что поляки в боевых действиях применяли химическое оружие – газ иприт. Кто серьёзно верит в истории о том, что польские уланы с саблями скакали на танки, может просто сравнить – за сколько километров от границы были немецкие колонны через три недели после нападения на Францию или СССР и на ту же Польшу. Если уж использовать одинаковые критерии.

 

Однако советское руководство не спешило на помощь. Ждали взятия Варшавы, чтобы с чистой совестью заявить о крахе «буржуазно-помещичьей Польши» и спасении братских народов от ужасов немецкой оккупации. Впрочем, ситуация на фронте внесла свои коррективы. Варшава ещё держалась, причём не просто держалась: победа доблестного вермахта там не представлялась гарантированной, мягко говоря. Однако на других направлениях немцы уже приближались к границе, за которой по секретному протоколу начиналась советская сфера влияния. Красная Армия пошла двумя колоннами севернее и южнее белорусских болот. На Западной Украине и Белоруссии её встретили с цветами. Польская армия получила приказ от своего командования «с Советами в бои не вступать».

 

Чтобы не рушить благородную мотивацию действий СССР, Сталин даже отказался занимать этнически польские земли, которые по договору должны были попасть в советскую зону оккупации. Границы сфер влияния были пересмотрены. Не раскройся после поражения Германии архивы Рейхсканцелярии вместе с текстом секретного дополнения к советско-немецкому договору о ненападении, польский поход Красной Армии так и остался бы в истории как одна из самых успешных миротворческих операций.

 

Вскоре на вновь присоёдиненных землях состоялись выборы в Народное Собрание Западной Украины, которые в СССР всегда трактовались как референдум о воссоединении.

 

Так создавалась территория нашей страны. Однако сегодня украинское руководство занимает позицию страуса и предпочитает забыть о нашей истории. Точнее, помнит, но как-то избирательно. На уровне государственной идеологии у нас осуждается советизация Галичины и пакт Молотова–Риббентропа, но как должное принимается воссоединение украинских земель.

 

Искренне осуждаем? Так давайте вернём Львов полякам!

 

Очень странно всё это. В августе поехал в Варшаву премьер-министр Российской Федерации (которая от пакта Молотова–Риббентропа, вообще-то, не получила ни одного квадратного сантиметра территории). Осуждал расстрел польских офицеров в Катыни и сталинский раздел Польши. Но при этом настаивал, что к появлению пакта Молотова−Риббентропа подталкивала политическая ситуация в предвоенной Европе.

 

И ведь нашли поляки общий язык с Путиным. Поняли и приняли, что ставить на одну доску нацизм и сталинизм – это оскорбительно для каждого русского. Это нормальный диалог. Так и нужно, чтобы обе стороны постепенно выходили на некую средневзвешенную позицию, подкрепляли её публичными заявлениями и письменными документами, снимали взаимные претензии. Соглашались с нынешними границами. В конце концов, с той же Польшей не всё так уж несправедливо. Поляки получили равноценную компенсацию за счет германских территорий, у них сегодня на редкость монолитная страна в национальном, языковом и религиозном отношении. Грех жаловаться.

 

Ну, а мы сидим, молчим. Думаем, что не вспомнят о том, кому же всё-таки досталось большинство отторгнутых от Польши территорий. По-хорошему, тоже нужно было поехать в Варшаву. У русских под Смоленском, понятно, Катынь, но у нас ведь под Харьковом тоже немало польских офицеров закопано. Ничуть не меньше, чем в Катыни.

 

А, ну да, это ж не мы. Это все тоталитарный режим преступления совершал. Интересная все-таки логика. Киевская Русь, трипольцы и прочие скифы с сарматами – это, вроде как, история Украины. А то, что в нашем Харькове происходило буквально несколько десятилетий назад – это к Украине не имеет никакого отношения.

 

Поляки пока тоже делают вид, что проблемы не существует. Нет, на бытовом уровне какие-то претензии, конечно, есть. Многие даже на экскурсии ездят на Западную Украину. Осматривают родовые поместья. А вот это, скажем, был дом моей бабушки. Но на официальном уровне – ни одного кривого слова.

 

Только у этой толерантности не очень надёжный фундамент. Варшава видит в Киеве партнера по антироссийскому блоку в Восточной Европе, а потому закрывает глаза на историческую несправедливость в виде нынешней польско-украинской границы. По крайней мере, сегодня видит и сегодня закрывает. А что будет завтра? А что если Киев займет пророссийскую позицию? Или же сами поляки, чем чёрт не шутит, поменяют ориентиры? Или занимать антироссийскую позицию станет слишком опасно для здоровья? Тогда и придёт время предметно поговорить насчет справедливых границ.

 

ВАЛЕНТИН ЖАРОНКИН

 

Читайте также:

Истории от Олеся Бузины: Дары Украине Молотова—Риббентропа

Выгодный пакт с аморальным подтекстом

Дракула точит на нас зуб

Польшу злят российские уроки истории

Мусор Европы

В преддверии «Романиа маре», или Прощай, Буковина

Особенности украинской соборности (ко Дню независимости Украины)

Польша планировала уничтожить СССР с помощью Украины

Российская разведка рассекретила документы о Второй мировой войне


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.