Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Бывало...

Любимая песня Владимира Высоцкого. К 75-летию - повтор статьи

Источник: "Столетие"

К 70-летию со дня рождения легендарного барда и актера. Александр Репников, 24.01.2008

Этой дате 25 января будет посвящено много мероприятий. К сожалению, можно точно предсказать, что, пользуясь юбилеем, «желтые газеты» в очередной раз будут писать о трудностях карьеры Высоцкого, ворошить его непростую личную жизнь...

Что касается традиционалистски настроенных органов печати, то они, скорее всего, промолчат или же отзовутся о барде критически. До начала нового века они если и посвящали Высоцкому материалы, то это были далеко нелицеприятные статьи. Правда, затем, неожиданно газета «День литературы» опубликовала сразу три интервью, в которых о жизни и стихах поэта рассуждали художник Сергей Бочаров, поэт Станислав Куняев и скульптор Вячеслав Клыков. Характерны и названия статей: «Высоцкому мешали демоны», «Дитя безвременья», «Высоцкий – это русское явление». Написал о Высоцком и критик Владимир Бондаренко. Таким образом, в настоящее время мы имеем уже как «западническую», так и «почвенническую» оценку Высоцкого, что дает нам возможность привести ряд интересных сравнений.
Если проследить внимательно связанную с Высоцким библиографию последних 10-15 лет, то можно заметить, что публикации в демократической прессе («Московский комсомолец» и т.д.) с каждым годом становятся все более скучными. Пишут о его официальных и гражданских женах, рассказывают о кознях КГБ, расписывают загулы, наркотическую и алкогольную зависимость и т.д. На этом фоне очень мало действительно серьезных статей, авторы которых могут подняться над восторженно-однобокими оценками или обывательскими рассуждениями о женах, любовницах, огромных гонорарах и «кознях советского режима».

Есть что-то символическое и печальное в том, что люди, которые так или иначе были связаны с Высоцким, выбрали разные дороги. Он пытался соединить в себе то, что соединить сложно: «патриотическое» и «космополитическое», «советское» и «антисоветское», любовь и ненависть. В симпатиях к нему признавались коммунист А. Зиновьев и демократ Ю. Лужков, а западники Марк Дейч и Василий Аксенов непримиримо обвиняли его в «советскости». По-разному сложились судьбы хорошо знавших поэта С. Говорухина и Н. Губенко. В октябре 1993 года уважаемые Высоцким Юрий Любимов и Булат Окуджава оказались вместе со сторонниками Б. Ельцина, а его друг Леонид Мончинский поддержал патриотов…

Когда-то Высоцкий говорил о своих литературных пристрастиях: «Привязанности мои немногочисленные, а вкусы – определенные… я очень люблю Можаева, Абрамова, Белова; люблю Астафьева, Распутина, Трифонова». Жизнь резко обозначила расхождения Астафьева с Беловым с Распутиным.

Трудно и бессмысленно гадать - к кому, будь он жив сейчас, примкнул бы Высоцкий. Он, как верно заметил Бондаренко, был «свой среди чужих, чужой среди своих». Профессионально существовал в одной среде, а писал все свои лучшие песни для других. Так и стал народным певцом, не понятый своим же близким окружением».

Для того, чтобы рассуждать о Высоцком без огульной критики или словесного «сиропа», нужно отделить от живого человека те маски, которые он носил сам (см. его замечательное стихотворение «Маски») и которые впоследствии были «надеты» на него доброжелателями или хулителями после смерти. Не пошевелившие и пальцем при жизни поэта для публикации его стихов либералы первые стали лепить из него образ «борца с застоем» и диссидента. Но диссидентом-то он как раз и не был.

«Уехать из России? Зачем? Я не диссидент, я – артист» - ответил Высоцкий в Нью-Йорке во время интервью в знаменитой передаче Си-би-эс «Шестьдесят минут».

«Я работаю со словом, мне необходимы мои корни, я – поэт. Без России я – ничто. Без народа, для которого я пишу, меня нет» - именно так, по свидетельству Марины Влади, говорил Высоцкий в частных откровенных разговорах. Заполняя в июне 1970-го года анкету, составленную рабочим сцены Театра на Таганке Анатолием Меньшиковым, ставшим впоследствии актером Театра имени Вахтангова, Высоцкий, в частности, ответил:

«Любимый композитор, музыкальное произведение, песня – Шопен, «12-й этюд», песня «Вставай, страна огромная».
Самая замечательная историческая личность – Ленин, Гарибальди.
Историческая личность, внушающая тебе отвращение – Гитлер и иже с ним…».

Меньшиков был разочарован. На следующий день Высоцкий спросил его: «Ну-ка открой. Что тебе не нравится?». Меньшиков сказал откровенно: «Любимая песня – «Вставай, страна огромная». Конечно, это патриотическая песня но…». Высоцкий положил руку ему на плечо и с досадой произнес: «Щенок. Когда у тебя мурашки по коже побегут от этой песни, тогда ты поймешь, что я прав. И почему я ее люблю…». В 1978 году, перечитав вышеупомянутую анкету, Высоцкий с удивлением заметит: «Ну, надо же, и добавлять нечего». И любовь к песне «Вставай, страна огромная» и вся его военная поэзия, и Ленин, названный в числе великих исторических личностей – это не дань моде. Это тоже часть мировоззрения Высоцкого.

ффф

В последние месяцы, при огромной популярности и известности, поэт остался один на один с приближавшейся смертью:
«И лопнула во мне терпенья жила –
И я со смертью перешел на ты…»;
«Жизнь – алфавит, я где-то
Уже на «це», «че», «ша», «ще».
Уйду я в это лето
В малиновом плаще…»;
«В кровь ли губы окуну
Или вдруг шагну к окну,
Из окна в асфальт нырну -
Ангел крылья сложит…»;
«И кого из себя ты не строй -
На спасение шансы малы:
Хоть он первый, хоть двадцать второй -
Попадет под стволы…».

Выхода из замкнутого круга не нашлось. Впоследствии Окуджава удивлялся тому напору, с которым Высоцкий буквально сжигал себя. Зачем? Ведь «он уже был известным актером… появились поездки во Францию, Америку. Вроде бы все стало налаживаться». Зачем отдавать себя до конца? Можно было жить и так, но только не для Высоцкого. «Хочешь ли ты быть великим и почему?» - на этот вопрос анкеты Высоцкий ответил: «Хочу и буду». И не только ответил, но и воплотил в жизнь. Вот только какой ценой!.. В заключение хочется привести слова из интервью Николай Губенко, который сказал, что лучшие образцы поэзии Высоцкого - «это сгустки крови и боли за происходящее с народом». К этому нечего добавить. 


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.