Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Бывало...

Николай Стариков. Сталинская осведомленность

Тридцатые годы прошлого века отмечались активным вооружением европейских держав. Война была не за горами, и будущие страны-участницы мировой бойни активно наращивали боевые возможности своих армий. Внедрялись новые технологии. Строились заводы и конструкторские бюро. Спускались на воду военные корабли. Развитие ВПК подстегивало к появлению новых смежных отраслей промышленности.

Гонка вооружений продолжалась, фактически, на протяжении всего двадцатого века. В условиях нарастающей международной напряженности, отставание страны в развитии собственных вооруженных сил напрямую грозило потерей сфер влияния, территорий или суверенитета.

Везде это понимали. В том числе и в Москве. Советское руководство уделяло самое пристальное внимание модернизации Красной Армии. Одним из стратегически важных направлений развития отечественных вооруженных сил являлась авиация. Создание мощной производственной базы, подкрепленной наличием квалифицированных научных кадров, позволило советским летчикам достигнуть и побить мировые рекорды по дальности, высоте и скорости полета.

Совсем недавно наткнулся на отрывок из мемуаров известного авиаконструктора А.Яковлева, в котором Александр Сергеевич делится своими впечатлениями от разговора с Иосифом Сталиным. Этот диалог наглядно показывает нам такую характерную черту для Сталина, как полную осведомленность на уровне профессионала и его знание даже самых незначительных технических проблем.

Как известно, Александр Сергеевич Яковлев, в свое время, занимал должность референта И.В.Сталина по вопросам авиации. Во время очередной из встреч Сталин задал Яковлеву несколько вопросов:

«Его интере­совали состояние и уровень немецкой, английской и французской авиации. Так же как и Денисов я был поражен его осведомленно­стью. Он разговаривал как авиационный специалист.

-А как вы думаете, — спросил он, — почему англичане на истребите­лях «Спитфайр» ставят мелкокалиберные пулеметы, а не пушки?

-Да потому, что у них авиапушек нет, — ответил я.

-Я тоже так думаю, — сказал Сталин. — Но ведь мало иметь пуш­ку, — продолжал он. — Надо и двигатель приспособить под установку пушки. Верно?

-Верно.

-У них ведь и двигателя такого нет?

-Нет.

-А вы знакомы с двигателем конструктора Климова — авиационным двигателем, на который можно установить пушку Шпитальского?

-Знаком.

-Как вы расцениваете эту работу?

-Работа очень интересная и полезная.

-Правильный этот путь? А может быть путь англичан более пра­вильный? Не взялись бы вы построить истребитель с мотором Климова и пушкой Шпитальского?

-Я истребителями еще никогда не занимался, но это было бы для меня большой честью.

-Вот подумайте над этим.

-Так как же, возьмётесь за истребитель?

-Подумаю, товарищ Сталин.

— Ну, хорошо, когда надумаете, позвоните. Не стесняйтесь... Желаю успеха. Жду звонка.

В то время самолет, вооруженный двадцатимиллиметровой пушкой, уже был у немцев — «Мессершмитт 109». Видимо, Сталину это не давало покоя. Готовя перевооружение авиации, Сталин, очевид­но, стремился избежать ошибки при выборе калибра пулеметов и пушек для наших истребителей».

 P.s.: Как вы думаете, уважаемый читатель, человек с таким уровнем понимания мог «руководить войсками по глобусу» или «впасть в прострацию в первые дни войны»?

_______________________________

Источник информации: Яковлев А. Цель жизни., С.187,188. М., 1968


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.