Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Loading...

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЧЕЧНИ. Часть 1 (2). Равнина

12 апреля 2011
<
Увеличить фото...  
Источник: "ОДНАКО"

Национальное самосознание возникает только там и тогда, где и когда общество массово, не в порядке «странников», «чудаков», «купцов», «миссионеров» - а массово – сталкивается с другим.

Равнина

Когда общество вынуждено осознать свою самость, свою особенность, а также особенность и отдельность своих интересов, и необходимость защиты своих интересов – путём борьбы, союзов, договоров и баланса твёрдости с компромиссами. Такой исторический момент наступил для чеченцев с возвращением на утраченные прежде равнины. Этого не было прежде – в бульонной среде Хазарии. Не было и в изолированных горах. И это стало открытием мира – и себя. Самоназвание многих народов на начальной стадии восходит к слову «люди» - просто люди. Сталкиваясь с другими народ осознаёт себя как «наши люди» - в сравнении с остальными, с другими. Так появились вайнахи – чеченцы и ингуши.

Потому что равнины оказались уже заняты. Равнины не ждали их те полтора столетья, когда они держали оборону от внешнего мира в неприступных горах. На равнинах жили люди – другие люди. Эти люди считали себя хозяевами долин. И с ними приходилось вступать в контакт – иногда мирный, иногда нет.

Объективная возможность расселения существовала, так как демографическое напряжение в горских обществах оказалось сильнее такового у обществ равнинных. И по закону сообщающихся сосудов, как только сказочный котёл был разбит, и горловина ущелий открылась, накопленная в горах энергия должна была залить предгорья и долины. Но речи о тотальном завоевании не шло. Это было движение уступок, шаг за шагом.

Кем были заняты земли долин? Степь и лесостепь, песчаники – осколками тюркских племён, кумыками и ногайцами – они вели кочевой образ жизни и занимались скотоводством, их интересовали прежде всего пастбища. Побережья крупных рек – казаками (они уже называли себя так и другие уже знали их под этим именем). Некоторые хорошие пахотные земли считались принадлежащими черкесским князьям (у этих уже был феодализм в полном разгаре). И были леса – более или менее ничьи.

Реконкиста, возвратная колонизация шла вниз по руслам мелких горных речушек. Речушки текли в лесах – лесов тогда было куда больше, чем сейчас. Хотя меньше, чем до опустошений военных веков. Бывшие пахотные и населённые земли за века вновь поросли мелким лесом и кустарником. Теперь чеченцы вырубали в лесах места для своих новых поселений и пашен. (Так, среди леса, было поставлено моё родовое гнездо – Шали – сначала маленький аул, меньше соседнего древнего Герменчука, потом – крупнейшее село, сердце равнинной Чечни). Кроме вырубки диких лесов – принимали протекторат черкесских князей, даже кумыкских ханов. И арендовали у них земли для обработки и заселения. Но «аренда» не могла длиться вечно. Не привыкшие к несению феодальных повинностей свободные чеченские общества вскоре обвиняли «хозяев» в жадности и несправедливости и прогоняли, а то и убивали. Малочисленные дружины местных мелких феодалов не могли справиться с растущим потоком чеченских поселенцев, которые не боялись если что браться за оружие и могли, ведомые собственными авторитетами, объединяться для схваток.

Чеченские героические сказания сохранили во множестве этот традиционный сюжет конфликта с жадным черкесским или иной народности феодалом – и победы над ним, одержанной жертвующим собой ради блага и чести общины благородным чеченским юношей.

Примерно к веку XVII обратная колонизация была в основном завершена. Земли равнинной Чечни были заняты чеченскими поселениями. Инородные феодалы частью были изгнаны или истреблены, частью оставлены – порой принимался протекторат того или иного «князя», приглашался родовитый властитель из Черкесии или даже из Грузии, но, как правило, ненадолго. И сам вассалитет становился всё более и более формальным.

Реальное управление чеченскими обществами осуществляли собственные чеченские общественные институции. 

Совет страны и другие сказки

Жестокая и скудная жизнь в горах сформировала культуру сочетания инициативы с коллективной взаимопомощью, свободы каждого семейства – с подчинением интересам общины. Без структурированной социальной жизни было просто не выжить. Ещё в горах появились высшие органы объединения и самоуправления общин – мехк-кхел (совет страны), суд девяти справедливых и пост военного вождя. Эти традиции были принесены чеченцами с собой и в долины. Они объединяли и согласовывали колонизаторское движение, организовывали внутреннюю жизнь и внешние отношения, противостояли феодалам и служили водительством в жизни чеченских родов.

Почему же их нельзя считать прообразом или первой формой чеченской государственности? Ведь именно так полагает большинство национальных историков.

Но я не историк, а юрист. Для меня государство – не любое проявление организации и самоорганизации общества. Государство – понятие, имеющее весьма конкретное политическое и правовое содержание. И государственная власть отличается от самоуправления, в том числе и тем, что государственная власть – всегда власть внешняя по отношению к обществу, отдельно структурированная, постоянная, воплощающая суверенитет общества вовне, но и подавляющая стихию общества внутри, власть специализированная, власть принудительная, в общем – власть государства есть политическая власть. Общинное самоуправление, какой бы степени развития оно не достигало, не отвечает параметрам политической власти.

И мы не будем говорить о том, хорошо это или плохо. Как коммунист, я считаю, что государственная власть на высшей ступени развития человеческого общества должна отмереть. Но это не значит, что не будет вообще никакого управления – не будет власти внешней и принудительной, но самоуправление должно оставаться. Конечно, на другом уровне, нежели самоуправление догосударственных обществ.

В смысле истории государства и права мы, вполне справедливо, считаем временем возникновения государства на Руси появление Рюрика. Значит ли это, что до Рюрика славянские общины жили в полном хаосе и никак не управлялись? Вовсе нет. Напротив – само призвание варягов (если оно было) осуществлялось уполномоченным высшим органом. Сохранились достоверные исторические данные о вождях славян до Рюрика, об их собственных князьях. И после вокняжения рюриковичей, первое время, довольно долгое, их функции были весьма ограниченными – защита от внешних врагов, решение некоторых внутренних конфликтов, обеспечение безопасности торговых путей, сбор дани. Большую же часть работы по социальному регулированию жизни продолжали осуществлять собственные племенные и городские институции. Власть рюриковичей в государственном смысле была зачаточной – но она уже была, с самого начала, властью политической. Поэтому государство русское возникло именно с той поры.

А феномена чеченской государственности мехк-кхел и прочие органы не создали, и создать не могли. При всей их нужности и полезности. Это было развитое, исторически очень интересное - но самоуправление. Все органы были временными. Подчинение им было основано большей частью на добровольной основе. Регулярных служб они не формировали. Монету не чеканили. Законов (общеобязательных нормативных актов поддержанных реальной возможностью принуждения к исполнению и санкций за неисполнение) не издавали. И международная правосубъектность их была весьма ограничена.

К тому же, после «высадки» на равнину традиции племенной демократии стали не развиваться, как полагают некоторые национально-ориентированные мыслители, а напротив, угасать и приходить в упадок. Причины? Все атрибуты племенного коммунизма, племенной демократии существуют только в условиях крайней нужды, жестокости и скудости. В горах иначе было нельзя – на равнине иначе стало можно.

И ещё, государственная власть отличается от родового и общинного самоуправления, далее, тем, что государственная власть устроена по территориальному признаку, а родовая – по личному. То есть, государственная власть распространяется, с установленными ограничениями и особенностями, но на всех лиц, находящихся на данной территории. А родовая власть распространяется на всех лиц данной фамилии (клана, рода, тейпа, этноса) – где бы они ни находились.

Отметим для себя этот пунктик – и дальше.

Власть мехк-кхела, старейшин тейпов и пр. была подчёркнуто родовой. А с выселением на равнину чеченские общества довольно быстро вступили в стадию, которая характеризовалась в классическом историческом материализме как разложение родового строя и переход от родовой общины к соседской. То есть, общество стало переформатироваться по новому, территориальному признаку. И старый принцип родовой власти стал пробуксовывать. Приходила пора новой организации власти – территориальной – государственной. Но на самостоятельное построение таковой чеченский народ был ещё не готов.

По предмету о международной правосубъектности, нужно понять, что в те времена среди окружающих Чечню соседей, не исключая и России, представления о государственной власти были связаны с феодальными понятиями сюзеренов, рода, права крови и пр. Зачастую именно для внешних сношений чеченские общества «призывали варяга» - условно принимали протекторат какого-нибудь князя из черкесов или грузин. Для того времени было характерно представление, что всякая земля должна быть «чья-то», в смысле, принадлежать какому-то феодалу, иначе она «ничья» - и её можно занять, а жителей – покорить и обратить в неволю, восстановив таким образом «порядок». С черкесским князем чеченская земля становилась «чья-то» и получала суверенитет в глазах окрестных феодалов. Вот и весь смысл операции «призвания». (Не для того ли и Русь звала к себе шведских конунгов?)

Но отношения с «варягами» в Чечне не складывались – видимо, они серьёзно считали себя властителями и лезли во внутренние дела. Оттого «операции прикрытия» впоследствии сошли на нет. И главное действующее лицо на Кавказе последних веков – Россия – сначала вела переговоры с чеченскими обществами через таких князей. Это было понятно и привычно российским властям. Но довольно скоро Россия убедилась, что толку от таких князей мало, что реальной власти у них нет, что договоры, ими подписанные, чеченские общества и не думают соблюдать.

В дальнейшем переговоры велись уже непосредственно с «чеченскими обществами» - в лице их представителей. Толку было больше. Но тоже – не намного. Сейчас подпишут – потом нарушат. Или одни подпишут – другие нарушат. Потому что никакой единой общей и обязательной государственной власти на территории Чечни в действительности не было.

(Продолжение следует)

Герман Садулаев

 Комментарии: 0 шт.   Нравится: 0 | Не нравится: 0 

Комментарии

Социальные комментарии Cackle Все комментарии

Также в разделе «Бывало...»

Расписание

Расписание транспорта. Краматорск, Харьков

Расписание

Музыка

Loading...

Справочник ВУЗов Украины