Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Бывало...

УКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ МЕРТВ. Часть I

Фото "Обозреватель"

Обращаясь к русским читателям сайта, сразу оговорюсь: сам я украинец, по убеждениям националист, а мой прадед Фёдор Барышнюк расстрелян 28 октября 1942 года в Ровно по приказу Эриха Коха за членство в ОУН. Поэтому моё мнение можно рассматривать как мнение изнутри.

Я постараюсь объективно рассказать историю националистического движения в Украине, а также коснуться причин возникновения такого уродливого и изначально абсолютно несвойственного украинскому национализму явления как русофобия, которым сейчас, к сожалению, пропитана националистически настроенная часть украинского социума.


Приглашение к дискуссии

Давайте поговорим об украинском национализме. К сожалению, этот термин уже давно стараниями пропагандистов стал своеобразным клише. Причём оттенок этого клише прямо зависит от того, на кого работает пропагандист, употребляющий это слово: с одной стороны украинских националистов представляют непогрешимыми патриотами родной земли, с другой – врагами Украины, ведущими её к разрушению.

Различные аналитики предпочитают по-разному видеть суть украинского национализма. Но если рассуждать не с позиции аналитиков, а с позиции самих националистов, то для них их мировоззрение – это средство сохранения и преумножения самобытности родного народа. В те годы, когда Западная Украина, в которой возник национализм, была частью Польши, силы национализма были направлены преимущественно на обретение независимости. Сейчас, когда Украина – суверенная страна, национализм теоретически должен сосредоточиться на постройке сильного, самобытного и традиционалистического государства. Как дела обстоят на практике, будет рассмотрено ниже.

Моё эссе будет лишено пропаганды, так как я ею уже давно и изрядно пресыщен, особенно в период 2004-2010 гг. И, по моему скромному мнению, именно в эти годы настоящий национализм в Украине фактически умер, уступив место корпоративным интересам группы политиков, именующих себя «националистами». Таким образом подошла к своему логическому завершению цепочка событий, начавшаяся со смерти Вячеслава Чорновила. Это отрицательно сказалось как на украинском политикуме, так и на жизни всей страны в годы независимости.

Обращаясь к русским читателям сайта, сразу оговорюсь: сам я украинец, по убеждениям националист, а мой прадед Фёдор Барышнюк расстрелян 28 октября 1942 года в Ровно по приказу Эриха Коха за членство в ОУН. Поэтому моё мнение можно рассматривать как мнение изнутри, но я постараюсь рассуждать по максимуму без какого-либо субъективизма, потому что в удалении от объективной реальности и, соответственно, от правды, кроется, возможно, корень всех бед. Придавая событиям другой окрас, проще вбить в голову кому-либо картину, весьма отличающуюся от действительности.

Ниже в тексте вы встретите немало имён и организаций, на которые у вас по разным причинам давно выработался стойкий отрицательный рефлекс. Прошу понять мысль, что, как бы это ни было тяжело, но без взаимопонимания между, казалось бы, непримиримыми врагами невозможно достижение того духовного единства, которое необходимо для эффективного противостояния всему тому, что сейчас так массивно и деструктивно влияет на созидавшиеся веками традиционные ценности, присущие славянской цивилизации. Для того, чтобы стать сильнее, надо искать точки соприкосновения. Этим целям, надеюсь, сможет послужить данное эссе.

Я постараюсь объективно рассказать историю националистического движения в Украине, коснуться причин возникновения такого уродливого и изначально абсолютно несвойственного украинскому национализму явления как русофобия, которым сейчас, к сожалению, пропитана националистически настроенная часть украинского социума, а также попробую доказать, что ни один из политиков, ни одна из партий, ни одно из политических объединений, декларирующих своей идеологией национализм и имеющих какое-либо влияние на происходящие в стране события – и близко не являются украинскими националистами. Более того, эти политики по своей сущности являются врагами украинского народа, и согласно постулатам настоящего национализма, должны быть наказаны.

Хотя никто на данный момент и не угрожает славянам военной силой, налицо явная идеологическая экспансия, которой уже успели дать название «информационная война». Экспансии со стороны тотального либерализма по западному образцу подвергаются вера, привычный быт, традиционная семья и практически все вековые устои.

Ни для кого не секрет, что в условиях внешней угрозы былые распри всегда забываются. Первые признаки этого мы уже можем видеть: взор жителей Западной Украины уже не обращён настолько на Запад, как раньше, чему косвенным подтверждением служит намного лучший, чем в 2004-м, результат Виктора Януковича на выборах в 2010 году. Со стороны русских заметно намного больше понимания того, что взгляды на историю могут отличаться, но это не является препятствием для цивилизованного диалога между народами и поиска точек соприкосновения в настоящем. Немало разрядке ситуации поспособствовала новая украинская власть, ведущая более конструктивную политику, чем её предшественники. Так что я надеюсь на то, что читатели будут воспринимать мои мысли рядового украинца-националиста объективно как мнение, которое имеет право на жизнь.

Почему национализм возник на Западе Украины?

После Первой Мировой войны на территории современной Украины продолжались широкомасштабные боевые действия. На левом берегу Днепра в них были задействованы Украинская Народная Республика, Советская Россия, армия Деникина и польская армия. Желания у каждого из участников конфликта были разными: УНР боролась за полностью независимое украинское государство, РСФСР поддерживала свежесозданную Украинскую социалистическую советскую республику, деникинцы стремились к воссозданию Российской империи и при этом, естественно, считали Украину частью России. Ну а Польша просто стремилась захватить под свой контроль побольше украинских земель.

Победителями в этом горниле вышли РСФСР и Польша. Западная Украина отошла к Польше, Восточная образовала УССР, которая позже присоединилась к СССР. Наибольшее количество жертв было на территории УССР, где и происходили основные военные действия. Западная Украина пострадала меньше, но и там потери были ощутимы. В дальнейшем вплоть до Второй Мировой войны история украинских земель развивалась по-разному.

На Востоке советская власть быстро расправилась с инакомыслием и сторонниками какой-либо независимости. Но, тем не менее, антисоветские настроения сохранялись. Особенно они усилились после того как по УССР прокатился Голодомор. Жуткие воспоминания тех лет живы до сих пор во многих семьях. Субъективно ли, объективно ли, но значительная часть населения восприняла те события как целенаправленную политику властей.

Запад Украины стал ареной борьбы между режимом Пилсудского и украинскими националистами. Народ поддерживал националистов, так как видел в них возможность обрести свободу и независимость от оккупантов.

Давайте проанализируем украинский политикум тех лет, дабы понять условия, которые способствовали рождению украинского национализма. Рассуждать будем с позиции стремления к суверенности и государственности, так как это логичнее всего в свете того, что большинство украинских граждан на данный момент продолжают оставаться сторонниками текущего положения вещей – Украины как независимого государства.

На Востоке вся политическая жизнь пребывала под контролем коммунистической партии со всеми вытекающими из этого последствиями: монополией на власть и идеологию. Также в ходе индустриализации и вследствие ряда социально-политических факторов край был в значительной мере русифицирован.

Ввиду всех этих особенностей на Востоке протест, если и имел место, то выражался скорее не в национализме, а в антисоветизме.

Больше политических возможностей у украинских националистов было в Польше, так как там прессинг центра был менее выражен, чем на землях, вошедших в состав СССР. Но пусть этот факт не вводит никого в заблуждение. Политика тоталитарного «санационного» режима Пилсудского была по отношению к украинцам, как и ко всем остальным национальным меньшинствам, репрессивной. После оккупации Галиции и Волыни Польшей десятки тысяч украинцев были арестованы и отправлены в лагеря. Количество украинских школ уменьшилось от 3500 до 460. Во многих сёлах на Волыни за украинскую речь могли отхлестать плётками. Само название «Украина» было запрещено, Западную Украину переименовали в Восточную Малопольшу. К большому сожалению, сейчас эти факты почему-то постоянно «забывают» современные украинские полонофилы.

Итак, начнём с характеристики «государственных центров» – политических образований, оставшихся от побеждённых Украинской народной республики (УНР) и Западно-Украинской народной республики (ЗУНР).

«Государственный центр УНР» официально после смерти С. Петлюры возглавлял А. Ливицкий. Примечательным было то, что базировалось это «правительство в изгнании» не где-либо, а именно в Польше – той самой стране, которая сначала воевала с УНР, а потом, по Варшавскому соглашению 1920 года, заполучила всю Западную Украину. Естественно, это политическое образование поддерживало Польшу. Данный факт как нельзя лучше характеризирует «патриотизм» этого «правительства». Потому что даже Варшавское соглашение 1920 года, подписанное Петлюрой в условиях войны, весьма сомнительно с точки зрения украинской государственности. Что тут говорить про официальную линию уже в те годы, когда уже никто не воевал. Поэтому и не странно, что против Ливицкого выступили как бывшие члены Украинской Директории Макаренко, Швец и Андриевский, так и пражская группа эсеров (Григорьев, Шаповал и др.), создавших отдельные политические объединения, тоже претендовавшие на право быть правопреемниками УНР. Поддерживавшие Ливицкого делали это по прозаическим причинам – они спокойно себе работали на благо Польши в различных польских институциях: государственной администрации, армии и т. п.

Также до 1923 года продолжало существовать в Вене «правительство в изгнании Западно-Украинской Народной Республики» во главе с Е. Петрушевичем, но оно не пользовалось особой поддержкой ни непосредственно на родине, ни за рубежом вследствие выраженной советофильской ориентации.

Кроме наследников УНР и ЗУНР существовал ещё и «государственный центр» гетмана Скоропадского, находившийся в Германии и имевший некоторую поддержку среди эмигрантов. Позже влияние гетмана было значительно ослаблено скандальным уходом идеолога гетманской организации Липинского.

Теперь перейдём к политическим партиям. Бывшая довольно мощной и влиятельной поначалу партия эсеров в итоге, раздираемая внутренними конфликтами и противоречиями, распалась в 1929 году на три различные группы. Подобные явления происходили и в стане социал-демократов, не в последнюю очередь из-за политического хамелеонства и отсутствия чёткой позиции их тогдашнего лидера В. Винниченко.

Поначалу довольно влиятельной партией было Украинское национально-демократическое объединение (УНДО), но оно к концу 20-х существенно потеряло влияние после ухода советофилов Будзиновского и группы Палиева. Также существовали партии Украинская социалистически-радикальная партия (УСРП) и Украинская социалистически-демократическая партия (УСДП), но их влияние было намного меньше, чем УНДО. К тому же, ни одна из этих партий даже не охватывала всю Западную Украину, фактически ограничиваясь Галицией.

В Волыни ситуация была ещё хуже – тамошние политические объединения были крайне пропольскими и оппортунистическими.

Как видим, в политической жизни западных украинцев наблюдался явный разрыв между простым народом и варившимися в собственном соку официальными политическими объединениями. К слову, легальные партии не отстаивали идеи независимости Украины. Так возник некоторого рода «идеологический вакуум», который не мог не заполниться в ближайшие годы.

Эти процессы шли параллельно с общеевропейским кризисом либерально-демократической системы ценностей в странах «развитого капитализма» и ширящимся страхом перед «коммунистической угрозой» с Востока. В связи с этими изменениями в настроениях народов Европы практически во всех странах стремительно начал набирать популярность и политический вес национализм, видимый его сторонниками как оплот традиционализма и достойная альтернатива теряющим популярность идеологиям. Не последнюю роль во всём этом играл послевоенный экономический кризис.

В Италии после краха либералистической системы пришёл к власти Муссолини, к концу 20-х существенно поднявший уровень жизни в стране. В Испании установилась диктатура генерала де Риверо. В Германии набирала популярность НСДАП Гитлера. В ряде других стран начали постепенно образовываться националистические и фашистские организации, правда, там они окончательно оформились уже после появления подобных организаций в Украине.

Также следует оговорить, что те злодеяния, которые на данный момент в сознании практически любого нормального человека вызывают стойкую отрицательную реакцию на понятие «фашизм», в те времена ещё оставались в будущем.

На такой «благодатной» почве пустил в 1920-х годах ростки украинский национализм. Поначалу он был разрозненным и слабым, но в отличие от политических конкурентов, с каждым годом дробившихся на всё более мелкие партии, в среде украинских националистов преобладали интегративные процессы.

Основным идеологическим козырем националистов была чёткая государственническая ориентация. Ни Польша Пилсудского, ни СССР в качестве союзников в деле возобновления независимости страны не рассматривались. Это не могло не найти отклик в сердцах простого народа, после событий 1917-1920 гг. разуверившегося в благожелательности соседей. Поддержка народом националистических организаций привела к прогрессивному наращиванию их влияния. К концу 20-х годов националисты осознали необходимость объединения в единую организацию.

Создание ОУН: а что бы вы сделали на их месте?

Как уже говорилось выше, в отличие от других партий, националисты понимали, что поодиночке добиться цели невозможно. Различные националистические организации вели переговоры между собой об объединении в единую структуру. В результате в ноябре 1927 года в Берлине была созвана Конференция украинских националистов. На ней был избран Провод (руководительский орган) украинских националистов и созданы подразделения, занимавшиеся непосредственно разработкой различных направлений деятельности будущей организации – подразделения идеологии, прессы, политики и экономики. Было решено издавать свой журнал, который в итоге вышел в свет в январе 1928 года. Завершить интегративные процессы должен был Конгресс украинских националистов, на котором планировалось де-факто объявить о создании единой организации.

Однако Конгресс не был созван в сроки. Это было вызвано тем, что на Конференции не было общей линии в отношении легально существующих украинских партий. В связи с этим начались споры в Украинской Военной Организации, наиболее мощном националистическом объединении на тот момент, где и до этого отсутствовало единое мнение на этот счёт – некоторые члены УВО параллельно пребывали в составе официальных партий УНДО и УСРП. Также не было единства во мнениях по поводу полной ликвидации националистических организаций в пользу будущей ОУН. С целью выработки чёткой позиции по спорным вопросам в апреле 1928 года в Праге прошла 2-я Конференция украинских националистов, результатом которой стали жёсткие рекомендации украинским националистам полностью отграничиться от всех остальных партий и объединиться в одну организацию. Вследствие этого из УВО вышла группа Палиева, посчитавшая на тот момент членство в УНДО более важным. Конгресс украинских националистов был запланирован на сентябрь, но из-за технических и конспиративных причин был перенесён на январь 1929 года. Прошёл он в Вене.

На Конгрессе была создана Организация украинских националистов (ОУН). Своей целью она провозгласила создание сильного и независимого украинского государства. По поводу идеологии организации поначалу была некоторая полемика между сторонниками немного различных концепций. Первая концепция была идеалистической. В ней доминировало влияние философии Дмитрия Донцова, прослеживалась связь с популярной тогда доктриной фашизма Муссолини. Ещё раз напомним, на тот момент слово «фашизм» не имело того негативного значения, что теперь: у большинства людей, слышавших о фашизме, он ассоциировался с надеждами на лучшую жизнь. Вторая концепция была в принципе похожей, но более сдержанной, реалистичной и менее радикальной. В итоге победила первая концепция – большинство националистов жаждали действий и бескомпромиссности, так как опыт попыток придти к государственности демократическим путём был отрицательным.

В программе ОУН были задекларированы верховенство нации в системе ценностей, религиозность, подчинённость личности интересам коллектива (антииндивидуализм), традиционализм и радикализм. Способом достижения независимости Украины была провозглашена революция, инструментом борьбы в условиях раздробленности украинских земель и отсутствия собственной армии – террор. Главой ОУН единогласно был избран Евгений Коновалец.

Мы, живущие сейчас в ХХІ веке, можем с высоты своих исторических знаний рассуждать о том, что такая концепция является фашистской или террористической. Но мы должны помнить, что каждый человек вырабатывает свою программу действий согласно окружающей объективной действительности. Объективная действительность же в годы создания ОУН была таковой:

– Украины, к воссозданию государственности которой стремились националисты, не было. Её земли были разделены между Польшей и СССР;

– национальная политика в этих странах касательно украинцев оставляла желать лучшего;

– наблюдался кризис западной либерально-индивидуалистической системы ценностей;

– в ряде европейских стран наиболее конструктивной силой на тот момент казался фашизм: в Италии он был де-факто при власти, в Испании при власти был профашистский режим, в Германии набирала популярность НСДАП. В каждой из этих стран в те годы фашизм пользовался наибольшей поддержкой среди простого народа;

– силы и ресурсы националистов были недостаточны для проведения одномоментной и масштабной революции.

В связи с перечисленным выше я хочу задать читателям один вопрос: если бы вы жили в те годы, и вашей целью была бы жизнь в своей собственной, независимой и суверенной стране, и если бы действие происходило в ситуации, аналогичной описанной, то какой бы сформировалась ваша система убеждений, и какими бы вы видели пути к реализации своих желаний? Какова доля вероятности того, что вы могли бы думать и действовать так же, как и украинские националисты на тот момент?

Политика и действия ОУН в довоенный период

От слов ОУН сразу перешла к делу. Были проведены сотни акций саботажа: поджоги имений польских помещиков, складов зерна и сельскохозяйственной техники, подрывы полицейских участков, уничтожение коммуникаций и избиения членов польских организаций. Эти действия сопровождались поддержкой населения, в акциях участвовали даже школьники.

Ответ Польши не заставил себя ждать. По приказу Юзефа Пилсудского осенью 1930 была начата пацификация украинского населения при помощи полиции и кавалерии. Проводились обыски со срыванием пола и крыш с домов, а также уничтожением мебели и запасов продовольствия, массовые аресты и физические расправы над крестьянами, учителями и священниками. Было сожжено около 500 домов, ликвидировано большинство отделений украинских общественных организаций – «Просвита», «Пласт», «Сокол», «Луг» и др. Закрывались украинские школы. Прикрываясь пацификацией, польская власть параллельно расправилась с легальной оппозицией. Были произведены аресты наиболее популярных её лидеров, которые на деле не имели никакого отношения к ОУН. После пацификации продолжались репрессии украинского населения и национальный гнет, что привело к эскалации украинско-польского конфликта и нарастанию поддержки ОУН населением, в том числе православным.

ОУН тоже не осталась в долгу. Начались убийства работников польской администрации. Кроме того, в здании советского консульства во Львове был убит советский дипломат А. Майлов. Официально объявлено, что «в отместку за Голодомор в УССР».

Наиболее громким было убийство в 1934 году Григорием Мацейко министра внутренних дел Польши Бронислава Перацкого – человека, ответственного за репрессии пацификации. Организовали убийство молодые националисты из Галиции – Бандера, Шухевич, Лебедь и др. После этого теракта популярность ОУН резко возросла. Арест организаторов акта возмездия только добавил им поддержки и сочувствия среди западных украинцев. Приговорённые к пожизненному заключению Бандера, Лебедь и Карпинец стали национальными героями.

Польские власти после суда над организаторами убийства Перацкого на протяжении нескольких лет произвели аресты большинства руководителей ОУН. Организация ушла в глубокое подполье. В те годы националисты больше занимались пропагандой своих идей среди населения. Численность организации, несмотря на преследования польской власти, возросла.

Тогда же в Германии установился режим Гитлера. Страна переживала небывалый экономический бум и национальный подъём. По всей Европе показывали фильмы Лени Рифеншталь, прославлявшие национал-социалистическую Германию. В то же время на Западной Украине были ещё живы воспоминания о более мягких временах при Австро-Венгрии, а также о поддержке кайзеровской Германией независимого украинского государства. И когда взоры немецких руководителей обратились на Восток, то их интересы совпали с интересами националистического подполья. Началось сотрудничество, которое выражалось в финансовой поддержке и помощи в профессиональной подготовке боевиков. В то же время в украинской националистической среде появились элементы ксенофобии, в частности, к евреям и полякам. К сожалению, межнациональные отношения в те годы на Западной Украине были такими, что ксенофобские моменты в идеологии украинских националистов находили отклик в сердцах простого населения. Но даже при такой позиции украинцев обращает на себя внимание довольно красноречивый факт – русофобии среди них не наблюдалось, русский народ украинские националисты считали точно таким же порабощённым «московско-коммунистическим режимом» народом, как и восточных украинцев.

Переломный момент в жизни организации наступил после убийства П. Судоплатовым Главы Провода ОУН Евгения Коновальца в Роттердаме. Смерть авторитетного и харизматичного лидера обострила имевшееся и до того противостояние между ветеранами движения, находившимися в эмиграции, и молодыми радикалами, к чьему крылу принадлежали Шухевич и сидевшие в тюрьме Бандера с Лебедем. Противостояние, напомним, выражалось в том, что молодые кадры были более радикальными, а ветераны – более прагматичными, что выражалось в разном видении ими как идеологии самой организации, так и способов и направлений сотрудничества с немцами.

Руководство Германии, будучи заинтересованным в наличии организованного украинского подполья, продолжало оказывать националистам финансовую и учебно-методологическую помощь, используя для этого в первую очередь военную разведку – абвер.

Вскоре отношения Германии и СССР потеплели, был заключён пакт Молотова – Риббентропа. Польша была разделена. Началась Вторая Мировая война. Западная Украина отошла к СССР. Режим Пилсудского пал. Бандера и Лебедь вышли из тюрьмы. ОУН в оккупированной немцами части Польши стала практически легальной организацией.

На Западной же Украине тем временем развивались драматические события. Официальный Кремль с одной стороны сделал некоторые уступки народам, бывшим в составе Польши, таким образом облегчив им жизнь по сравнению с временами режима Пилсудского. С другой стороны, все национальные организации на завоёванных землях были ликвидированы, а их руководители репрессированы. Попутно вместе с советской властью пришли раскулачивание, коллективизация, «чистка неблагонадёжных», преследование религии и церкви и пр. Проводились массовые аресты, депортации и расстрелы.

В таких условиях ОУН усилила сотрудничество с немцами. В 1940 году де-юре оформился раскол между руководством ОУН во главе с А. Мельником, которые были сторонниками более выдержанной политики, и радикалами во главе с Бандерой, которые образовали собственную фракцию ОУН(р) – революционная или, как её также называют, ОУН(б) – бандеровская. ОУН(р) начала активно готовиться к восстанию против советской власти на Западной Украине. Параллельно становилось ясно, что война между СССР и Германией неизбежна. До начала войны националисты успели сформировать два военных подразделения – батальоны «Нахтигаль» и «Роланд».

Действия и идеология ОУН в военное время. Программа 1943 года – альтернатива «Украине для украинцев»

22 июня 1941 года началось вторжение Германии в СССР. В ночь на 30 июня батальон «Нахтигаль» занял оставленный отступавшими красноармейцами Львов. В тот же день соратник Бандеры Стецько провозгласил Акт восстановления государственной независимости Украины. Бойцы «Нахтигаля» получили недельный отпуск и передали контроль над городом прибывшей немецкой полиции. После сталинских репрессий наивные галичане воспринимали немцев как освободителей. Во многих городах немецких солдат принимали с хлебом-солью.

Дальнейшие события показали всю иллюзорность государственнических надежд ОУН и бессмысленность сотрудничества с гитлеровской Германией. Бандера был отозван в Краков, где немецкие функционеры потребовали отменить Акт 30 июня. Бандера отказался, пробуя уладить ситуацию – Акт уже был провозглашён, украинское население восприняло его положительно, а немцам нужна была поддержка населения. Но как только о бандеровском Акте узнал Гитлер, он приказал уничтожить ОУН(р). 5 июля были арестованы Бандера, Стецько и ещё более 300 ОУНовцев. 15 из них было расстреляно. Также был проведён ряд арестов в ОУН Мельника. Батальон «Нахтигаль» после этих событий в полном составе отказался от службы в вермахте, был снят с фронта и интернирован в Германию. На его базе организовали Охранный батальон №201, который был отправлен в Белоруссию для охраны военных объектов. После года службы батальон был расформирован, а его старшины арестованы в связи с отказом продолжать служить немцам. Шухевичу удалось сбежать. На длительное время, оставшись без руководства, украинское националистическое движение было парализовано.

Тем не менее, обе организации ОУН продолжали существовать. Материнская организация, возглавляемая Мельником, заняла более лояльную к немецкой власти позицию, а бандеровцы занялись активной организацией подполья, теперь уже на территории райхскомиссариата «Украина».

После того, как немцы установили свою власть и отбросили Красную Армию за пределы Украины, они начали наводить свой «новый порядок». Начались репрессии, этнические чистки, публичные казни и массовые аресты. Это спровоцировало новую волну пополнения ОУН(р). На Западной Украине при поддержке националистов начали образовываться партизанские отряды, которые, хоть и были разрознены, но к концу 1942 года образовали значительную силу. Также против немцев обратили свою активность подразделения Тараса Бульбы-Боровца, подчинявшиеся «правительству УНР в изгнании».

Создание армии, получившей название УПА, не обошлось без трагических подробностей (таких как столкновение между бандеровцами и бульбовцами), вследствие отсутствия единого сильного руководства в стане националистов. Тем не менее, к середине 1943 года УПА была сформирована и начала партизанскую деятельность в немецком тылу, занимаясь в основном грабежами, диверсиями и ликвидацией немецких карательных отрядов. Это всё протекало на фоне продолжающихся репрессий немцев по отношению ко всему украинскому населению и к националистическим организациям в частности.

Параллельно в ОУН(р) назрел идеологический кризис. Стало ясно, что сотрудничество с тоталитарными режимами ни в каком виде невозможно. Поведение немцев на оккупированных территориях показывало, во что может вылиться идея превосходства одной нации над другими. Тогда же обострились до предела отношения украинского и польского населения. Это обернулось трагедией – украинские крестьяне при поддержке волынских подразделений УПА Д. Клячковского устроили Волынскую резню поляков.

Кроме всего, с отделений ОУН(р) в Восточной Украине поступала информация о состояний дел там, и члены ОУН(р) из Восточной Украины настаивали на смене курса партии на более демократичный. По их инициативе в сентябре 1943 года и был проведён новый сбор, где главой организации был избран Роман Шухевич. Радикальным изменениям подверглась программа организации. Был отменён лозунг «Украина для украинцев», провозглашались свобода слова, свобода политических и общественных объединений, равноправие граждан. Был осуждён империализм в любом виде его проявления.

В новой программе были сохранены без изменений постулаты солидаризма, традиционализма и патриотизма, а также планируемый тип экономики как социалистический с сохранением мелкого предпринимательства.

В тот период в УПА влились тысячи представителей разных национальностей. ОУН(р) постоянно пополнялась тоже. К концу 1943 года УПА превратилась в полноценную партизанскую армию с хорошо развитой структурой и трофейным оружием. Тогда же УПА тоже возглавил Шухевич. До периода пребывания немцев на украинских землях УПА вела борьбу на два фронта. После того как вермахт был отброшен за пределы Украины, УПА сосредоточилась на войне с советским режимом.

ОУН(м) была менее активной в военное время. Идеология организации осталась неизменной, несмотря на то, что уже весь мир увидел, как на практике воплощаются идеи, подобные первичной программе ОУН. Мельниковцы смогли организовать мелкие партизанские отряды, действовавшие отдельно от остальной УПА.

В 1944 году, ввиду, очевидно, успехов антигитлеровской коалиции, руководители националистических организаций Мельник и Бандера, а также Т. Бульба-Боровец, были выпущены из концлагеря «Заксенхаузен» и возобновили политическую деятельность ОУН и ОУН(р) в послевоенное время.

СССР вышел из Второй Мировой войны победителем. Западная Украина воссоединилась с УССР. УПА оказывала некоторое сопротивление до начала 50-х годов, но в результате была уничтожена. Оставшихся в живых членов националистических организаций репрессировали. Всё руководство обеих ОУН оказалось за границей.

ОУН(м) после войны установила контакт с «правительством УНР в изгнании». Начиная с конца 40-х, в организации начались идеологические реформы. В итоге программа ОУН(м) стала напоминать программу ОУН(р) после 1943 года. Но по популярности среди эмигрантских кругов ОУН(м) существенно проигрывала ОУН(р). В 70-х идеология ОУН(м) ещё раз трансформировалась, на этот раз фактически отказавшись от националистических постулатов и превратившись в демократическую организацию на позициях, сходных с временами Украинской народной республики. После обретения Украиной независимости организация превратилась в общественное объединение, которое не играло никакой роли в украинском политикуме.

Когда русский народ был провозглашен «врагом»?

В ОУН(р) после выхода Бандеры из концлагеря образовался идеологический конфликт. С одной стороны, возглавлявший организацию де-факто Шухевич отстаивал необходимость сохранения тех позиций в программе, которые были реформированы в 1943-м году. Связь с остатками УПА в УССР была тяжёлой и нерегулярной вследствие эффективных действий НКВД. Пользуясь этим, Бандера всё время пытался взять управление организацией обратно на себя и вернуться к идеологическим постулатам ОУН до 1943 года. Тем не менее, до смерти Шухевича в 1950 году программа ОУН оставалась прежней. Василий Кук, после него возглавивший УПА, придерживался точки зрения прежнего командира. К середине 1950-х параллельно с уничтожением УПА Советским Союзом конфликт в ОУН(р) развился, и партия пережила новый раскол – отделилась ОУН (заграничная) во главе с Ребетом, которая стояла на положениях 1943 года. ОУН(р) возвратилась к старой программе, сгладив лишь некоторые моменты. После убийства Бандеры организация сохранила его идеологическую ортодоксальность.

Даже более того: параллельно с обретением организацией поддержки врага СССР в холодной войне – Соединённых Штатов Америки – в ОУН(р) появилась откровенно русофобская риторика. До этого русский народ считался «порабощённым московско-коммунистическим режимом». После 1968 года в программных документах ОУН(р) появился пункт «русский народ – народ-поработитель», где русские отождествлялись с московским империализмом и автоматически попадали в раздел «врагов». На этом национализм в ОУН(р) и закончился, окончательно трансформировавшись в шовинизм. Потому что объявление выросшего из единого корня с украинцами народа врагом никак не коррелирует с декларируемой любовью к своему этносу, которая логически никак не соотносится с нетерпимостью по отношению к братьям-славянам.

Также вплоть до обретения Украиной независимости сохранялся постулат смены власти в Украине путём революции. После 1991 года организация зарегистрировала в Украине Конгресс Украинских националистов. Идеология КУН уже отличалась от идеологии ОУН(р): допускалось наличие во власти ненационалистических партий и сотрудничество с ними, менее выражена социалистическая составляющая в программе, произошёл сдвиг к демократическим постулатам. В 2001 году КУН вошёл в блок Ющенко «Наша Украина», где находился до лета 2007 года, не играя какой-либо заметной роли. После выхода из блока из-за нежелания создавать единую партию с остальными его участниками, КУН продолжает поддерживать экс-президента.

Продолжение следует

Из комментариев:

Ник автора: Аноним   
После сталинских репрессий наивные галичане воспринимали немцев как освободителей.

Каких, нахрен, репрессий в период с 1939 по 1941-й? Или под репрессиями понимается тотальная украинизация и бесплатная медицина?

Ник автора: Ромул CXXIV
Репресии на Западной Украине 1939-1941

Согласно статистическим сводкам Главного управления государственной безопасности НКВД, изученным О. А. Горлановым и А. Б. Рогинским, по обвинению в контрреволюционных преступлениях с сентября 1939 г. по июнь 1941 г. там было арестовано 108 тысяч человек.

Кроме того в 1940 году были проведены три массовые депортации населения из Западной Белоруссии и Западной Украины:

1) в феврале 1940 года около 140 тысяч польских осадников и лесников с семьями были вывезены в спецпоселки НКВД в северных и восточных районах СССР;

2) в апреле 1940 года последовала административная высылка в Казахстан около 61 тысячи членов семей арестованных участников подпольных организаций, офицеров польской армии, полицейских, тюремщиков, жандармов, помещиков, фабрикантов и чиновников польского государственного аппарата. Главы этих семей в основном были расстреляны (Катынский расстрел);

3) в конце июня 1940 года были депортированы около 78 тысяч беженцев с территорий Польши, оккупированных нацистской Германией, которые отказались принять советское гражданство. Среди них было много евреев.

В мае-июне 1941 г. на всех присоединённых к СССР в 1939—1940 гг. территориях (Западная Украина и Западная Белоруссия, Прибалтика, Молдавия, Черновицкая и Измаильская области УССР) НКВД были проведены массовые операции по аресту и депортации «социально чуждых» элементов. Арестовывались участники «контрреволюционных партий и антисоветских националистических организаций», бывшие помещики, крупные торговцы, фабриканты и чиновники, бывшие жандармы, охранники, руководящий состав полиции и тюрем. Они по решениям Особого совещания при НКВД СССР направлялись в лагеря на срок 5-8 лет с последующей ссылкой в отдалённые местности на срок 20 лет. Члены их семей, члены семей участников «контрреволюционных националистических организаций», главы которых были осуждены к расстрелу либо скрывались, а также беженцы из Польши, отказавшиеся принимать советское гражданство, направлялись на поселение сроком 20 лет в Казахскую ССР, Коми АССР, Алтайский и Красноярский края, Кировскую, Омскую и Новосибирскую области.

В результате этих операций было направлено в лагеря около 19 тысяч человек, а ещё около 87 тыс. были направлены на поселение.

Количество этих репрессированных распределяется по различным территориям следующим образом:

Эстония — 10 016
Литва — 17 501
Латвия — 16 900
Молдавия, Черновицкая и Измаильская области УССР — 30 389
Западная Украина — 11 093
Западная Белоруссия — около 21 000.

Всего на территории Западной Украины и Западной Белоруссии арестам и депортациям было подвергнуто более 400 тысяч человек, то есть по крайней мере 3 % от общего числа жителей этих земель. Более интенсивными за весь довоенный период советской истории были только репрессии эпохи коллективизации.

Ник автора: Аноним   

Смешно читать статью про укронационализм! Автор в очередной раз подтвердил искуственность создания государства "украина"! Все ваши "правители" и "государственники" жили за границей! Скоропадский пришел к власти с помощью кого? К кому обратилась за поддержкой "центральная рада" во время захвата киева ?" К соотечесвенникам? Все так называемые "националистические" организации базировались то в польше, то в автрии, то в германии... и помощь соответсвенно приходила от туда! А больше всего доставляет то, как "националисты" боролись за независимость:

Начались убийства работников польской администрации. Кроме того, в здании советского консульства во Львове был убит советский дипломат А. Майлов. Наиболее громким было убийство в 1934 году Григорием Мацейко министра внутренних дел. Организовали убийство молодые националисты из Галиции – Бандера, Шухевич. Автор даже не пытается представить, что они были просто террористами!!! И все это не считая их преступлений против своих соотечественников во время войны!!!! Почему-то автор забыл рассказать сколько солдат красной армии погибло по вине оун! А сколько мирных граждан? оун не желели ни стариков ни женщин ни детей! В некоторых районах галиции до сих пор памятники этому стоят! Слава Богу, что не успели еще снести!!! Это наверное не считается преступлением да? Зато вот принудительное переселение террористов или заключение их в колонии названы "репресиями"!!!! Наверное перед войной Кремлю нужно было их финансировать да?

Зато совершенно не придается ни какого значения фразам:" Руководство Германии, будучи заинтересованным в наличии организованного украинского подполья, продолжало оказывать националистам финансовую и учебно-методологическую помощь, используя для этого в первую очередь военную разведку – абвер"

Я могу понять автора: он хочет быть патриотом своей страны и понимает, что русофобия аномальна для "украинцев"! Но вот только причины вы уважаемый ищите совсем не там!

Резюмируя можно сравнить статью с советскими историками, оправдывавшими убийсво Царя и развязывание гражданской войны. И как следствие насильственное изменение национальной идентичности! Точно также, как и на "украине", где 50 миллонов русских за 100 лет превратились в "укров", а половина из них стала вообще ненавидеть все русское!!!

Ник автора: Аноним   
Вы слишком эмоциональны

...и не понимаете мыслей, изложеных в статье. Попробую ответить по сути.

1. "Все ваши "правители" и "государственники" жили за границей!"

Грушевский, Винниченко и Петлюра до того как их оттеснили противники, жили в Киеве. УНР и ЗУНР обладали армиями, которые хоть и были разбитыми в итоге, но являлись всё же результатомь поддержки населения.

Шухевич практически всё время пребывал на Западной Украине.

А вообще где они могли быть, если территория Украины была оккупирована сильными государствами, подавлявшими "сепаратизм"?

2. "Автор даже не пытается представить, что они были просто террористами!!!"

Читайте, пожалуйста, внимательнее. В тексте есть следующее:

" Способом достижения независимости Украины была провозглашена революция, инструментом борьбы в условиях раздробленности украинских земель и отсутствия собственной армии – террор."

3. " Почему-то автор забыл рассказать сколько солдат красной армии погибло по вине оун!"

Вроде бы я упомянул о войне УПА с СССР.

4. "И все это не считая их преступлений против своих соотечественников во время войны!!!! А сколько мирных граждан? оун не желели ни стариков ни женщин ни детей!"

Ответ разобью на части

а) акции против украинцев носили единичный характер. Пострадали лояльные к польской, а позже советской власти.

б) советская, а позже российская пропаганда часто приписывала УПА действия, совершённые немецкими карателями и полицаями. Также имели место и предательства (командир куреня УПА Власюк в 1944-м, попав в плен, согласился на сотрудничество с НКВД и совершил ряд убийств для дискредитации УПА), и фальшивые отряды УПА, являвшиеся на деле НКВДистов.

в) особняком стоит Волынская резня, но, во-первых, тогда не было единого руководства УПА, во-вторых, это было разрешение десятилетних действий поляков против украинцев, а в-третьих, в акциях помимо УПА принимало участие огромное количество гражданских. Я, конечно, не оправдываю Волынскую резню, но экстраполировать те кошмарные события на все действия ОУН-УПА смешно.

5."Зато вот принудительное переселение террористов или заключение их в колонии названы "репресиями"!!!!"

Репрессированы были не только они, а и сотни тысяч невинных крестьян.

6. "Зато совершенно не придается ни какого значения фразам:" Руководство Германии, будучи заинтересованным в наличии организованного украинского подполья, продолжало оказывать националистам финансовую и учебно-методологическую помощь, используя для этого в первую очередь военную разведку – абвер""

А что Вы хотели? Чтобы ОУНовцы изобрели машину времени и заглянули в будущее, что там наделали нацисты? В то время Германия была цивилизованной, развитой и уважаемой страной. К сотрудничеству с ней стремились не только ОУН, а и Великобритания, Франция, СССР.

7. "Но вот только причины вы уважаемый ищите совсем не там!"

Уважаемый, корень украинской русофобии гнездится за океаном. А вот поливают русофобию, чтобы она росла ещё больше, наряду с нашими "патриотами", ещё и некоторые русские, считающие чуть ли не весь запад Украины предателями а украинскую нацию несуществующей. Конечно, народу это не нравится.

8. " Точно также, как и на "украине", где 50 миллонов русских"

Русских? 100 лет назад украинцев в странах, оккупировавших их земли, называли на Западе русинами, а на Востоке малороссами. Улавливаете разницу в понятиях со словом "русских"? Корень один, но этносы всё же разные.

9. "Половина из них стала вообще ненавидеть все русское!!!"

А вот это уже, извините, полнейшая чушь. Так может рассуждать только человек, ни разу не бывший на Западной Украине. Всё, что могу сказать по этому поводу - приезжайте и убедитесь, что это не так.

С уважением, Виталий Баранов.

Ник автора: Аноним   
А почему ничего нет про Галицию?

Про русскую Галицию. И её страшную историю.

Ведь именно там зародился украинский национализм и, при этом, его основным стержнем была именно русофобия. Галицийские "украинофилы" принимали самое активное участие в репрессиях против русского населения Галиции и пиком, символом этих репрессий стал Талергоф - один из первых концлагерей в истории Европы.

Виталий Баранов

Вы или слепо повторяете пассажи пропагандистов, или намеренно искажаете истину. Украинское население Галиции при Австро-Венгрии называлось русинами (кстати, у Бандеры в свидетельстве о рождении написано "русин", если не ошибаюсь). Среди русинов было течение русофилов, которые симпатизировали России. В ряде публикаций в рунете их почему-то называют "русскими". Я надеюсь, Вы понимаете разницу между "русин-русофил" и "русский"?

Русофилы преследовались австро-венгерской властью, и именно властью, а не украинофилами, был создан Талергоф и проводились репрессии. Конечно, власть использовала имеющиеся противоречия между украино- и русофилами в своих целях. Но "самое активное участие", "основной стержень - русофобия" - это Вы уже немного искажаете контекст.

И если уж говорить о самом зарождении национализма и где это случилось, то было бы неплохо вспомнить Николая Михновского, создавшего Украинскую народную партию с очень схожими постулатами с возникшей намного позже ОУН. А создал он эту партию в 1902 году в Харькове. Как видим, это не Галиция.

Ник автора: Аноним   

По всей видимости, истина вам известна. Тогда расскажите, как и почему русин Бандера стал украинским националистом? Как и почему русины Галиции - вначале небольшая часть, а потом, после террора, большинство - стали украинцами?

Виталий Баранов

Потому что "русины" и "украинцы" на тот момент - одно и то же (сейчас название "русины" используется преимущественно в отношении закарпатского субэтноса и его представителей за рубежом). Параллельно с ростом национального самосознания в начале 19 века украинцы начали культивировать ранее неофициальные термины "Украина" и "украинский".

А сохранявших дольше всех первичное название "русины" закарпатцев всех записал в украинцы Сталин, насколько я знаю :)

К слову, лично я за возвращение Украине названия "Русь", а украинцам - названия "русины".

Ник автора: Аноним   

К слову, лично я за возвращение Украине названия "Русь", а украинцам - названия "русины".

А может сразу без манипуляций вернем истинное название "Русь" и "русский"?

Виталий Баранов

Уважаемый Аноним, до этого времени Вы сами уже несколько раз допустили манипуляции:

1) отрицание сталинских репрессий

2) приравнивание украинского народа к части русского, имея при этом в виду не древнерусский народ, а именно современный русский

3) приписывание австро-венгерских репрессий украинофилам

По поводу словесного жонглирования названиями: я против прилагательного "русский" в отношении украинского народа, потому что это приведёт к отождествлению современного украинского народа с современным русским. Я за прилагательное "русинский".

Ваши претензии, кстати, уже вышли за рамки рассматриваемого предмета и перешли на совершенно другие вещи.

Ник автора: Аноним   
Русофобия - родимое пятно украинского национализма

Ради неё, русофобии, собственно и задумано было разделение русских Галиции.

А "русский" - это не прилагательное. И русины столетиями считали себя именно русскими, частью единого целого. Учите свою - русскую - историю. И тогда не надо будет рассказывать сказки про холодную войну.

PS

Да, и не надо делать из "украинофилов" Австро-Венгрии белых и пушистых. Они с удовольствием и очень активно участвовали в репрессиях против русских Галиции, рука об руку с властями.

Виталий Баранов

Во-первых, Вы повторяетесь, во-вторых, излагаете точку зрения официальной российской пропаганды, в-третьих, приписываете мне то, чего я не делаю (доказывание чьей-либо "белопушистости"), в-четвёртых, ложно идентифицируете современный русский народ с гиперэтносом Древней Руси.

"С удовольствием и очень активно" - это субъективизм как минимум.

Ник автора: Аноним   
Виталию Баранову

Так все-таки национализм мертв или жив? И кто по национальности были ваши предки, начиная с бабушек и дедушек, особенно, судя по фамили, со стороны отца? Вы интересовались?

Украинство-это вирус-программа, разрушающая ядро личности и делающая из него манкурта, не помнящего родства.comedy

Виталий Баранов

1. Мёртв или жив - ждите вторую часть эссе

2. Украинцы. Если идти дальше по родовой линии, то русины, а это, как я уже говорил - одно и то же.

3. Моя фамилия - результат того, что при советской власти украинская фамилия "Баран" считалась неблагозвучной, и её носителям, работавшим в компартии, рекомендовали её сменить.

Вы в споре перешли на личности, значит, Ваши аргументы, похоже, закончились. Посему, дискуссию с Вами прекращаю. Dixi.

Ник автора: Аноним   

"...русины, а это, как я уже говорил - одно и то же." - это великолепно!

Выходит, русины, которые веками считали себя русскими - это не русские. Но зато они - украинцы.

Ну и стандартная отмазка про советскую/российскую пропаганду доставляет. Это вместо того, чтобы получше выучить историю своего - РУССКОГО - народа :)

PS

Особенности обсуждения на этом сайте такие, что ник не вставишь. Поэтому тут под "анонимом" минимум четверо отметились.

Ник автора: Аноним   

Своим ответом Вы лишь подтверждаете написанное в моем коментарии! Позвольте я отвечу Вам также по пунктам:

1. УНР и ЗУНР обладали армиями

Сравните колличество "украинцев" ввоевавших на стороне упа и на стороне красной армии или Деникина и вам станет понятно о чем я написал!

"если территория Украины была оккупирована"

То есть обитание например бандеры в западной германии и сотрудничество с разведкой фашистов вы считаете достойным патриота украины да? А это ведь было уже после известных преступлений нацистов! Я считаю, что такими рассуждениями вы оскорбляете миллионы "украинцев", погибших в борьбе против гитлера!

2. " была провозглашена революция"

Ну вот я в конце и написал, что вы, подобно советским историкам, пытаетесь выдать террористов за освободителей! У нас тоже революцию провозглашали великим достижением! Тут уже "трэба" исторический диспут... Хотел бы я у Вас узнать, почему таких революций не было ни когда в великобритании и сша?

3. "Вроде бы я упомянул о войне УПА с СССР."

Совершенно верно Вы упомянули! Только вот представили Вы это как войну патриотов с какимто другим государством! А вы бы написали, что упа воевала с УССР! Это было бы намного правдивее, так как в вашем случае создается впечатление, что упа воевало с чужаками, а в моем случае сразу понятно, что это тоже самое, как на кавказе ваххабиты взрывают собственное население чуть ли не каждый день (прошу простить за такое грубое сравнение, но более понятного примера я не нахожу).

4. "Пострадали лояльные к польской, а позже советской власти."

А вы не указали, что лояльных к советской власти (пусть не полностью, но всеже) было в разы больше оун??? То есть получается, что маленькая кучка "патриотов" решила наказать абсолютное большинство население за "лояльность" ихним противникам? Пример с вахабитами становится все более уместен...

5. " сотни тысяч невинных крестьян"

А что то вы про голодомор и геноцид то не написали? Ведь это только укров геноцидили! Все остальные крестьяне жили себе припеваючи! Голода и репресий больше ни где не было, кроме как в нэзалэжной! А миллионы людей в других регионах ссср наверное по другим причинам умерли...

6. "изобрели машину времени"

Ну тогда расскажите, зачем бандера после войны на территории западной германии начал вновь организовывать подпольные движения против УССР??? Он что, проспал всю войну и не знал, сколько "его соотечественников" погибло, сражаясь против германии? Не знал зверст, творимых против его соотечественников? Зимой 1946 в Мюнхене создается ЗЧ ОУН! Что в 46 году ему нужна была машина времени, чтобы узнать о преступлениях нацистов против "украинцев"???

7. "украинскую нацию несуществующей"

Такие как я просто хотят, что бы люди знали правду о самих себе и истории своего народа вот и все. Не нужно тут думать о великоросском шовинизме! Россия - самая большая страна в мире, и нам не нужно еще и другие "чужие" территории преписывать к себе! Просто есть такая поговорка "Русские своих на войне не бросают"... А война, хоть и информационная ведется давным давно! А предателями мы считаем лишь САМИХ предателей: мазепа, бандера, шухевич и т.д.

8. "Корень один, но этносы всё же разные"

Ну так ни кто ни когда и не утверждал, что например жители киева - это выходцы из москвы! Тут не только месные традиции разные, но есть еще и языковые различия! А уральцы еще больше от москалей ( к которым отношусь я) отличаются! Чего уж говорить про сибиряков! Но они же не говорят, что они не русские! Вы например знаете, что в китайском "едином" языке пекинский и кантонский диалекты различаются больше, чем английский и немецкий язык? Но это все равно считается китайский ЕДИНЫЙ язык! Потому я и настаиваю, что нет такой нации "укры"! Это такая же составная часть Русской цивилизации, как например москали или "культурные" питерцы! Все мы разные, но являемся составными частями единого народа! Соборность всегда была русской добродетелью.

9. ни разу не бывший на Западной Украине

Вы правы, я к сожалению ни когда там не был и могу судить об этом только черезх информацию сми. Я искренне надеюсь, что я ошибась в свои оценках русофобии...

Виталий Баранов

1. "Сравните колличество "украинцев" ввоевавших на стороне упа и на стороне красной армии или Деникина и вам станет понятно о чем я написал!"

Вы не упоминаете о количестве воевавших в армиях УНР и ЗУНР. Это раз. Вы меня оскорбляете, взяв в кавычки название моей нации. Это два.

"То есть обитание например бандеры в западной германии и сотрудничество с разведкой фашистов вы считаете достойным патриота украины да? А это ведь было уже после известных преступлений нацистов!"

После? Да ну? Известные преступления были совершены во время войны, когда Бандера был в концлагере.

2. "Хотел бы я у Вас узнать, почему таких революций не было ни когда в великобритании и сша?"

Не улавливаю логической связи между моими словами и этим Вашим вопросом.

3. "Совершенно верно Вы упомянули! Только вот представили Вы это как войну патриотов с какимто другим государством! А вы бы написали, что упа воевала с УССР!"

Я придерживаюсь иной точки зрения и считаю, что УПА воевала с СССР. И это была гражданская война, так как на стороне СССР было много украинцев.

4. "А вы не указали, что лояльных к советской власти (пусть не полностью, но всеже) было в разы больше оун???"

В разы больше самой ОУН, факт. Но меньше, чем лояльных к ОУН. Это тоже факт, если говорить о повоенных годах.

5. "А что то вы про голодомор и геноцид то не написали? Ведь это только укров геноцидили! Все остальные крестьяне жили себе припеваючи! Голода и репресий больше ни где не было, кроме как в нэзалэжной! А миллионы людей в других регионах ссср наверное по другим причинам умерли..."

Вы придираетесь, приписывая мне мысли, которые я не озвучивал. Не понимаю, почему Вы это делаете. Если Вы хотите вести конструктивный диалог, то Вы ведёте его неправильно. Если хотите манипулировать или разводить банальный срач, то меня такая форма общения не интересует.

6. "Ну тогда расскажите, зачем бандера после войны на территории западной германии начал вновь организовывать подпольные движения против УССР??? Он что, проспал всю войну и не знал, сколько "его соотечественников" погибло, сражаясь против германии? Не знал зверст, творимых против его соотечественников? Зимой 1946 в Мюнхене создается ЗЧ ОУН! Что в 46 году ему нужна была машина времени, чтобы узнать о преступлениях нацистов против "украинцев"??? "

А что, он и после войны был за немцев? Впервые слышу.

7. "Такие как я просто хотят, что бы люди знали правду о самих себе и истории своего народа вот и все. Не нужно тут думать о великоросском шовинизме! Россия - самая большая страна в мире, и нам не нужно еще и другие "чужие" территории преписывать к себе! Просто есть такая поговорка "Русские своих на войне не бросают"... А война, хоть и информационная ведется давным давно! А предателями мы считаем лишь САМИХ предателей: мазепа, бандера, шухевич и т.д."

Беда в том, что вы хотите навязать нам своё мнение. Что нашей нации нет, что нашего языка нет, что мы все - часть Вашего народа. Это или тотальное заблуждение, или империализм. И пока дела будут обстоять так, Вы не добьётесь дружбы с украинским народом. Причём не только о западной его части речь.

8. "Потому я и настаиваю, что нет такой нации "укры"! Это такая же составная часть Русской цивилизации, как например москали или "культурные" питерцы! Все мы разные, но являемся составными частями единого народа! Соборность всегда была русской добродетелью."

а) украинцы от русских значительно дальше, чем сибиряки от москалей. Вы живую украинскую речь хоть раз в жизни слышали?

б) если под понятием Русской цивилизации понимать наследие Руси, то да. А если Российскую цивилизацию, то нет.

в) соборность не равно поглощению самобытности других народов. Ничего не имею против соборности. А против растворения украинцев в русских - имею.

9. "Вы правы, я к сожалению ни когда там не был и могу судить об этом только черезх информацию сми. Я искренне надеюсь, что я ошибась в свои оценках русофобии..."

Попробуйте как-то поехать туда на отдых. Получите массу откровений - поймёте, что украинцы отдельный народ, что галичане не черти с рогами, что русофобии среди народа у нас нет, что Западная Украина вполне соответствует тому, что у вас называют "русский дух", да и много чего ещё.

В дальнейшем попрошу анонимов придумывать себе хоть какие-то ники для отличения их друг от друга. На неподписанные комментарии отвечать не буду.

Ник автора: Проконсул CXXIV

Шановний Віталію, навіщо переконувати людей, які не хочуть переконуватись? Ну нема України, і Бог з тим. Хіба можна сперечатись про те, чого нема?

Віталій Баранов
2 Проконсул CXXIV

Тут я скоріше не переконую одну конкретну людину, а висловлюю бачення, відмінне від російського мейнстріму. Роблю це виключно для того, щоб читачі зі здатністю до критичного осмислення змогли оцінити точки зору різних сторін.

З приводу "нема України" приходить на думку безсмертний Булгаков:

"- Как же, как же, - отозвался Воланд, - я имел удовольствие встретиться с этим молодым человеком на Патриарших прудах. Он едва самого меня не свел с ума, доказывая мне, что меня нету! Но вы-то верите, что это действительно я?"

Ник автора: Аноним   

Если я вас чем то оскорбил, то прошу прощения. Просто я хочу передать вам мое отношение к этому слову и его смыслу.

1. После? Да ну? 6.А что, он и после войны был за немцев? Впервые слышу.

Вы сначало внимательней изучите биографию своего "героя", а потом пишите такие статьи! К Вашему сведению 15 октября 1959 года степан бандера был убит в подъезде дома, где он проживал с семьей в Мюнхене. Как вы считаете чем занимался бандера 14 лет в западной германии после войны? Крестиком вышивал? Ну если что разве нацистким крестиком...

2. Не улавливаю логической связи

Это вопрос отношения к революции. Одни считают это благом, а другие величайшим злом.

3. стороне СССР было много украинцев

Не просто много. Это было подавляющее большинство!

4. меньше, чем лояльных к ОУН

Ни когда в такое не поверю! Откуда у вас такая информация?

5.Вы придираетесь, приписывая мне мысли, которые я не озвучивал.

Говоря о "националистах" и репресия по отношению к ним вы приписываете сюда зачем то репресии против крестьян. В чем же я придираюсь? Возможно вы имелли ввиду, что реприсирован был электорат оун? Ну тогда это вообще смешно. Поясните...

7. мнение. Что нашей нации нет, что нашего языка нет, что мы все - часть Вашего народа.

Я Вам ни чего не навязываю, а просто выражаю свое мнение. Статью написали Вы, а не я. И где вы усмотрели такие мнения, что Вас нет? Это как? Что это за "Часть Вашего народа"? Чьего это вашего? Он такой же наш, какой и Ваш. Я еще раз повторяю, что я не хочу кого то приписывать к НАМ. Русская цивиллизация (Русская и Российская это одно и тоже, потому как без концепции третьего рима Русская культура теряет суть и утрачивает смысл) включает в себя и нас и Вас! А по поводу языка я уже привел пример китая! Вы пожалуйста ознакомьтесь с теориями Ивана Фогорашева и подобных ему, может Вам станет понятнее. И не нужно упрекать в имперских амбициях. Мое государство почти в 30 раз больше вашего. Поверьте нам своего добра хватает!

8. а)дальше, чем сибиряки от москалей

А как на счет дальнего востока? По сравнению с Владивостоком от Москвы до Киева рукой подать :-)

б) Под словами Русская цивилизация понимаю наш народ, как наследников Великой Византии и притворения в жизнь концепции Третьего рима. А вот что Вы имеете ввиду под словами "наследие Древней Руси" мне не понятно.

в) соборность не равно поглощению

В России проживают более 180 национальностей и ни кто ни разу не заявил, что мы их "поглощаем". В регионах те кто хотят, изучают свои родные языки и развивают свою культуру. Мы всего лишь прелогаем им свою культуру, а не навязываем. А уж Вам то и предлогать нечего! Сами написали :Западная Украина вполне соответствует тому, что у вас называют "русский дух". О каком поглощении может идти речь?

9. галичане не черти с рогами

Да я вобщето ни когда так и не думал :-)

Ник автора: Аноним   

Прощу прощение, что без подписи. Когда подписываюсь в заголовке, то коментарий упорно не хочет добавляться. Зовут меня Павел Петрович

Виталий Баранов

Передать отношение к слову/смыслу, употребляя его с маленькой буквы? Смешно.

1. Послевоенная Западная Германия равно нацистская Германия? Забавно :)

2. Иногда революция - способ достижения цели. Кто знает, каким бы был мир, если бы лет 50-60 назад в ВБ и США начлись силы, которые бы провели антилиберальную революцию.

3. Бездоказуемо.

4. От западных украинцев, вестимо. Очень много потомков членов ОУН-УПА, а намного больше потомков тех, кто тогда им сочувстсвовал, но молчал. Моя прабабушка, работая учительницей в советской школе, тоже не рекламировала себя как жену расстрелянного члена ОУН. Но молчание сочувствовавших в те годы ОУН не значит их отсутствие. К Вам же дошло лишь то, что родила советская пропаганда. Сами говорите, что на Западной Украине никогда не были.

5. Я говорю, что репрессии советов против украинцев стимулировали поддержку последними ОУН.

7. "Русская и Российская это одно и тоже" - это коренное заблуждение. Спорить не буду - вряд ли смогу убедить. А прежде чем говорить о трудах Фогорашия, научитесь хотя бы правильно писать его фамилию :)

8. а) Вы прикидываетесь? Чудесно же понятно, что я имею в виду не километраж.

б) тогда, если оперировать Вашей терминологией, украинцы к Вашему народу не относятся. И если будете в Донецке, попробуйте озвучить Ваши постулаты претензий теперешней России на право быть эталоном понятия "Русь" местным. Будете удивлены реакцией в 80% случаев :)

в) исторический опыт (русификация в Царской России и при СССР нашего Востока) показывает, что поглощаете. Увы.

Ник автора: Аноним   
О чем умалчивал автор (мнение крымского историка)

Статья любопытная. С попыткой беспристрастного анализа.

Но автор умолчал крайне важные для характеристики украинского национализма факты.

1. В начале 20 веке украинское (вернее западноукраинское) националистическое движение поддерживалось властями Австро-Венгрии. Именно австрийцы дали галичанам и желто-голубое знамя, и право сформировать свои части - сичевых стрельцов - в составе австрийской армии. Зачем? Во-первых, за верную службу Габсбургам (подавление восстаний других народностей), во-вторых, в попытке поставить под знамена галичан жителей Малороссии. Так что национализм галичан был проавстрийский, вассальный.

2. Во время гражданской войны и Петлюру, и гетмана Скоропадского (воевавших между собой) поддерживало крайне мало населения. Все более те же галичане со своими задачами, да маргиналы, склонные к грабежам и погромам, но никак не гибели в бою. Причем национализм обоих был крайне странным - сначала вассальным Германии, потом Польше. Укронационалистические правительства вечно тащились в обозе иностранных завоевателей (начиная с Мазепы).

Основная же часть малороссов сражалась за белых или за красных, но одинаково за единое государство.

3. Говоря о 2-й мировой войне, автор как-то предпочел забыть, что войдя во Львов части Шухевича и ему подобных укронационалистов начали резню евреев, поляков, русских. Так же забыл он о том, что из украинских националистов формировались карательные и охранные части для уничтожения партизан, мирных жителей, зачистки евреев, охраны концлагерей. И украинцы там прославились большей жестокостью, чем германские солдаты. УПА формировалась по сути при поддержке немцев - получала оружие, снаряжение, не преследовалась немецкими властями. Бои между УПАшниками и немцами начались при уходе последних, когда националисты решили пограбить уходящих бывших союзников.

Умалчивает автор и о дивизии СС Галичина, которая была разбита за пару дней советскими солдатами, зато успешно в немецком тылу давила партизан по СССР и Европе. За какую независимость Украины она это делала? Причем присягали украинские националисты-эсесовцы не некоему Бандере или Стецко, а вполне конкретному Адольфу Гитлеру.

Никакая национальная идея не объясняет того, что УПАшники и им подобные украинские националисты воевали не сколько с воинскими частями СССР и Германии, сколько с местным населением иной веры, крови, а то и просто не поддерживаюшими националистов земляками. При этом мирное население уничтожалось с первобытной жестокостью, которую даже эсесовцы и нквдисты не превосходили. Фактов море - и не только советских, но и от историков Израиля, Польши, Германии. Ради чего убивали крохотных детей, беременных женщин, стариков? Ради чего резали животы, отрезали конечности, жгли, пытали изуверски? Ради идеи? Какой? Да той же - нацистской, считая всех этих людей недолюдьми, недостойными жить в выдуманной укронацистами "незалежной Украине". В этом была вся идеология подавляющей массы укронационалистов, которые мало что понимали в теоритических изысканиях своих полуграмотных лидеров. Все это множилось на низкий образовательный уровень упашников и постоянную подпитку алкоголем.

Так что украинский национализм на протяжении всей своей истории проявлялся как нацизм по сути, причем вассальный западным государствам, прикармливающим его ради одной цели - ослабления России.

Ник автора: Аноним   

"… Так как цель украинства негативна, именно разбитие единой национальной культуры русских племён, то я не считаю его культурным движением, я считаю его противным культуре, и уже по этим чисто культурным причинам не являюсь сторонником украинства." - Из последнего слова депутата Австрийского парламента и Галицкого сейма Д.А. Маркова.

три орешка для золушки

А зачем украинские националисты сожгли Хатынь в Белоруссии? За что Шухевич белоруссов казнил? Чтобы украинскую бульбу не жрали?

от C.K.A.

"имперские амбиции, имперские амбиции.." Жупел прямо.

Империями гордиться надо (не всякими)! Империя - единственный способ гос.РАЗВИТИЯ, в то время как нац.государство - способ консервации статус-кво (в лучшем случае, чаще - деградация)

Виталий Баранов

1. Послевоенная Западная Германия равно нацистская Германия? Забавно :)

Это не забавно, это печалъно. Печально не за Бендеру, а за вас, называющего себя образованным и думающим человеком. Западная Германия, это американская оккупационная зона, в которой американцы начали создавать организации нацеленные на борьбу с СССР, набирая в них всю фашистскую агентуру. Про Генерала Геллена, вы конечно не слыхали и на какие доходы камрад Бандера фигурял на балах в лучших домах Европы тоже?

Виталий Баранов

Человеку, озучившему мнение крымского историка

1. Параллельно существовали ещё националистические течения, которые не были на территории Австро-Венгрии. И насчёт вассальности - бездоказуемо.

2. Насчёт степени поддержки у меня иное мнение. Нормальное количество было бойцов и у армий УНР и ЗУНР. И это ещё не считая атаманских отрядов.

3. а) О резне во Львове - бездоказуемо. Украинские источники говорят, что так "прославились" красноармейцы при отступлении. Так что в виду спорности обеих утверждений я предпочитаю думать, что всё было более мирно, не считая акций немецкой полиции против евреев.

б) немцы после Акта Стецько производили аресты и никого из националистов не поддерживали.

в) СС "Галичина" - это не УПА и не детище ОУН.

г) Документы Израиля, Польши, Германии и СССР - это документы сторон, которые в той или иной форме воевали против УПА. Вы бы ещё историю Холокоста по немецким документам изучали :)

д) Наши источники говорят, что зверства учиняли отряды НКВД, переодетые в форму УПА, и несколько боёвок предателей типа Власюка.

Ник автора: Аноним   

2три орешка для золушки

Хатынь - дело рук немцев и полицаев, Щухевич в Белоруссии не убивал людей, а охранял военные объекты.

Виталий Баранов

2 C.K.A.

Мне претит не столь империализм, как желание включить в свой состав и насадить свои обычаи и свой язык.

Виталий Баранов

"Западная Германия, это американская оккупационная зона, в которой американцы начали создавать организации нацеленные на борьбу с СССР, набирая в них всю фашистскую агентуру. "

Читайте внимательнее. Я вроде упомянул о сотрудничестве ОУН (р) с США и следствии этого - русофобской риторике.

Ник автора: Аноним   

1. Западная Германия равно нацистская Германия

Я не писал, что бандера после войны сотрудничал с нацистами. Я написал, что он сотрудничал с немцами. Не нужно передергивать. Важно то, что пока его соотечественники праздновали великую победу, он сидел в штабе разведки противника и организовывал подрывную деятельность. Это по вашему очень патриотично?

2. начлись силы, которые бы провели антилиберальную революцию

Поймите, уважаемый Виталий, что такие революции сами по себе не происходят. Они требую крупной финансовой, медийной, политической ну и конечно АГЕНТУРНОЙ поддержки. Потому ваших героев и считают предателями.

А в сша и англии кстати все эти вещи (политика, экономика, медиа) находятся под безусловным контролем действующей власти...

3. Без доказуемо? А вы спросите у ветиранов войны, сколько было украинцев в красной армии и сколько было на стороне упа.

4. Чтобы узнать численность украинцев в красной армии в до военные и послевоенные годы в рядах красной армии на западную украину мне ездить не обязательно. А по поводу вашей бабушки - то не нужно думать, что западная украина - это только бывшие территории австровенгрии и польши! Намного больше бабушек были лояльны к советской власти!

7. это коренное заблуждение

Заблуждение - это когда слова русский и руський считают абсолютно разными :-)

8. претензий теперешней России


О сегодняшней России ни кто и не говорит про эталон! Ни кто даже не намекает! Мы рассуждаем о прошлом, а не о настоящем, потму как именно в прошлом произошли событи, в результате которых вы стали "украинцем", а я "россиянином"!

9. русификация в Царской России и при СССР

Про царскую Россию опять отсылаю Вас к русинам на западе,чего уж говорить про Малороссию. А про советское время вообще бессмысленно спорить! Вы можете сами у старшего поколения спросить (только не в ужгороде а хотя бы в киеве) как изучали мову в советское время. Учить даже не кому было! Ваш великий грушевский сам на мове правильно писать не умел!!!

С уважением Павел Петрович

Виталий Баранов
2 Павел Петрович

1. Он продолжал борьбу против СССР, который в это время добивал УПА. Воспользовался помощью врага СССР. Nothing personal, just geopolitics...

Моя личная точка зрения, что возврат Бандеры к идеологии ОУН до 1943 года, равно как и русофобская риторика - это плохо.

2. Они не предатели, потому что не воевали за свою страну.

3. В Красной Армии было принудительное рекрутирование, и она, к тому же, охватывала и Восток, и Запад Украины.

4. Вы путаете понятия. Я не доказываю, кто был лучше - советы или УПА. Я доказываю то, что обе стороны имеют право на их адекватное восприятие. Как говорил Путин:



""...история не имеет одного цвета, и ошибок было наделано огромное количество со всех сторон. А если кто-то ставит целью вытаскивать из старой заплесневелой булки изюминки для себя, а всю плесень оставлять одной стороне, то ничего хорошего не добьешься"

7. У меня иное мнение. Так что каждый из нас считает, что оппонент заблуждается :)

8. Я тут придерживаюсь такой точки зрения - из древнеславянского гиперэтноса получились и русские, и украинцы, и белорусы, которые давно де-факто отдельные народы. Даже закарпатские русины имеют множество признаков отдельного этноса, которому не хватает разве что национального самосознания. Так что мы - братские народы, но не один и тот же народ.

9. Всюду, где украинские земли были оккупированы, национальное самосознание коренного населения (русинов на Западе, малороссов, если угодно, на Востоке) подавлялось властью. Учить некому было, да, спасибо первой половине ХХ века и Польше с СССР в те годы. А с мовой всё было в порядке столетиями, не считая того, конечно, что украинский язык был выведен вне высшего образования что при СССР, что и ещё раньше, оставаясь долгие годы языком простого народа.

Ник автора: Аноним   

1. Они не предатели, потому что не воевали за свою страну.

Что и требовалось доказать!

2. В Красной Армии было принудительное рекрутирование

Воинская повинность всегда была принудительной. Может быть дезертирсво в Красной Армии было маштабным? Может конкретно в УССР были проблемы с рекрутированием? Миллионы украинцев служили в красной армии, считая это своим долгом, а затем с неменьшим энтузиазмом проливали кровь за свою Родину в рядах этой самой армии!

3. адекватное восприятие

Вот и я Вас к этому призываю. Не могут люди, чьи деды и прадеды миллионами умирали на стороне красной армии принять героя украины бандеру!

4. мы - братские народы, но не один и тот же народ.

Я так не считаю. История нас рассудит...

5. выведен вне высшего образования что при СССР, что и ещё раньше

Может вы не знаете, но бесплатное общее и высшее образование появилось только при СССР. А до этого за денежки можно было получить образование хоть на каком языке: французкий, немецкий, итальянский... только гроши плати. В любом случае сейчас украинский язык единственный государственный и дискусии тут излишни.

6. оставаясь долгие годы языком простого народа

В России половина слов из вашего языка все еще используется в деревнях и селах по каким то непонятным причинам. Не догадываетесь по каким???

С уважением Павел Петрович

Ник автора: Аноним   

1. Я допустил опечатку. Имелось в виду "воевали за свою страну"

2. Вы сказали о численности Красной Армии - я её объяснил. Не более.

3. А никто их и не просит. Пусть ставят памятники Ковпаку или Жукову. Главное - чтобы они не были против того, чтобы Запад страны чтил своих героев. По большому счёту это людям не принципиально, больше политики всё раздули.

5. Бесплатное образование - это огромный плюс советской системы. Но мы не про это говорим, а про то, что высшее было на русском.

6. В приграничных с Украиной областях. Равно как и в наших граничащих с РФ областях доминирует суржик.

С уважением, Виталий Баранов

Ник автора: Аноним   
ис

Украинские националисты засрали, другого слова не подберу, всю Русскую Историю. Я как в интернетах вижу "Кiiвськая Русь" - так уже вздрагиваю в ожидании бреда про сто тыщ лет сплошных перемог над клятыми москалями.

Ник автора: Аноним   

Да не воевали они за страну! Ни где вы не найдете доказательств, что бандера воевал против гитлера! Этим подтверждается вся его биография, особенно в военный и послевоенный периоды! А вот то, что он воевал против большинства украинцев, которые воевали в стою красной армии и ценой своей жизни освобождали родные земли от захватчиков, доказательств предостаточно!

Поймите у нас тоже есть такие "герои", и некоторых я могу искренне понять. Например атаман Всевеликого Войска Донского Петр Николаевич Краснов. Он тоже воевал на стороне "хитлера". Вот его обращение к казакам: «Я прошу передать всем казакам, что эта война не против России, но против коммунистов, жидов и их приспешников, торгующих Русской кровью. Да поможет Господь немецкому оружию и Хитлеру! Пусть совершат они то, что сделали для Пруссии Русские и Император Александр I в 1813 г.»

После его ареста и приговора последнее что он сказал было: «Мне нет возврата. Я осужден за измену России, за то, что я вместе с её врагами бесконечно много разрушал созидательную работу моего народа… За тридцать лет борьбы против Советов… Я не нахожу себе оправдания»

Вот этот человек осознал свою ошибку, увидев что принесли на Русь его союзники. А вот бандеру ни чуть не смущали миллионы его соотечественников, умерших за победу. Он преспокойно обосновался в логове врага и продолжил жить себе там припеваючи...

с уважением Павел Петрович

Виталий Баранов

Бандера никак не мог воевать против немцев, будучи у них под арестом. Зато воевал Шухевич. Лично мне тоже странно, почему у Бандеры с Шухевичем после выхода первого из концлагеря образовался конфликт. И я уже сказал, что не одобряю послевоенную идеологическую ригидность и русофобию Бандеры, мне значительно ближе к душе идеологическая реформа Шухевича 1943 года, это был значительный шаг вперёд.

Ник автора: Ромул CXXIV
Интервью последнего главнокомандующего УПА Василия Кука для газеты "Известия"

Янина Соколовская

ПОСЛЕДНИЙ БАНДЕРОВЕЦ

Для нынешних украинских националистов Василь Кук - как для коммунистов Ленин: все читали его книги, но мало кто его видел. Еще меньше людей знают, что Кук живет на окраине Киева. "Теперь я на легальном положении", - говорит он. Корреспонденту "Известий" удалось встретиться с легендой "бандеровского сопротивления", которого недавно объявили Героем Украины.

Василь Кук - последний командир знаменитой Украинской повстанческой армии Степана Бандеры, организованной в 1942 году, воевавшей "против Польши и Москвы". Ранее многие из будущих бандеровцев служили в батальонах "Роланд" и "Нахтигаль", однако затем немцы распустили их летом 1941 года. Теперь Кук, давно примирившийся с поляками и с россиянами, спокойно ходит на приемы в их посольства и читает лекции. Все, против кого он воевал, давно умерли, а украинско-российский газопровод стал гораздо важнее былых боев.

Василь Кук - единственный выживший из тех, кто создавал УПА и формировал "чистый украинский национализм", который не предполагал ни расового противостояния, ни неприязни к России. Украинский президент Леонид Кучма решил присвоить Василю звание Героя Украины. Однако Кук предложенное не принял, президенту не поверил.

Кук признается: "УПА воевала только против оккупантов. Мы не боролись с русскими. Сейчас мы - за выгодное сотрудничество с Россией. Сближение с ней полезно Украине, мы его приветствуем". Кук - первый, кто не побоялся разрушить легенду о ненависти украинских националистов ко всему русскому.

Его УПА стала боевым отрядом Организации украинских националистов (ОУН), организованной в Вене в 1929 году. ОУН провозгласила Акт восстановления украинской государственности, за это ее глава Степан Бандера попал в немецкий концлагерь "Захсенхаузен". В октябре 1942 года ОУН сформировала свою боевую часть - Украинскую повстанческую армию. Как свидетельствует издание "История Украины", одобренное Министерством образования, "УПА стала грозной военной силой, боровшейся против фашистов и режима. УПА была формой природного самосохранения нации".

Будущий командир Кук родился во Львовской области, на тогдашней территории Польши, стал юристом в Люблинском университете, где и познакомился с будущим главой ОУН Степаном Бандерой. "Мы вместе были в Словацких Пищанах - Бандера там лечил ревматизм, с соратниками встречался. Когда он решил, что нужно воевать с фашистами, а не выступать на их стороне, я Степана поддержал. Когда Бандеру арестовали немцы, я с братьями продолжил его дело. Нужно было доказать украинцам, что немцы для них - не освободители, а русские - не враги".

Кук вступил в ОУН в 17 лет (в 1930 году) и с тех пор несколько раз сидел в тюрьмах. "Мы на тюрьмы не очень внимание обращали - молодые были, - рассказывает он. - В нашем распоряжении были 5 миллионов украинцев, живших на Западной Украине, которых Польша пыталась увести из-под нашего и российского влияния в католицизм. Мы листовки печатали, книжки. Потом гранаты делали, бомбы. Устраивали взрывы как раз в те дни, когда поляки праздновали юбилеи своей короны. Созданные лично мною бомбы до сих пор в музеях лежат".

- Вы и сейчас можете бомбу сделать?

- Не вижу ничего сложного. Этот рецепт применим и в нынешней жизни...

И Василь Кук подробнейшим образом описал, как смастерить взрывчатку из вполне доступных смесей. Но позвольте не приводить этот рецепт в газете, дабы не вводить в соблазн потенциальных бомбистов.

В 1954 году Кука все же арестовал КГБ. "Я был в подполье, хорошо маскировался, взял себе имя Юрко Медведь, - говорит Кук. - Это потому, что долго жил в лесах, а медведи в нем - самые культурные зверята. Меня взяли вместе с женой Ульяной, когда мы переходили с одной конспиративной точки на другую. Сначала меня перевезли во Львов, потом в Киев, а затем и в Москву. Сидел в "одиночке", со мной все время беседовал кто-то из "комитетчиков". Один из них предложил написать письмо в Москву: мол, 6 лет сижу без приговора, определитесь, что со мной делать".

Националиста Медведя-Кука помиловали. Его поселили в Киеве с жестким приказом далеко от квартиры не отлучаться.

- Я мог 100 раз умереть, но все еще живу. Недавно узнал, что все 6 лет моей отсидки "органы" отправляли от моего имени за границу, в ОУН, отчеты и агентуру.

Василь листает старые альбомы: "Вот мои "лесные братья" - всех убили, вот родители - из-за меня отсидели 10 лет. Вот жена - умерла". Ушли все его соратники и противники, а он жив, читает без очков.

- У нас не было расовой ненависти. Меня часто спрашивали: "Вы против фашистов воевали?" - Воевали. - "И с поляками боролись?" - Боролись. И с коммунистами тоже. Но мы не резали местное население. Мы нападали на вооруженные отряды, которые сжигали украинские села.

- О бандеровцах ходит анекдот: они скорее возьмут в семью негра, только чтобы знать, что это "не жид и не москаль"...

- Украинец - это тот, кто искренне хочет быть с украинцами, каких бы он ни был рода и веры. Негры в УПА не числились, а евреев было много. Они у нас врачами работали.

- Мы объявили лозунг "Воля народам - воля человеку" и придерживались его. На нашу сторону перешли мобилизованные немцами кавказские отряды, в УПА появились армянский и грузинский отделы. Они меня научили "Сулико" по-настоящему петь, - вспоминает Кук. - У нас не было конфликтов с болгарами, румынами, венграми. УПА сотрудничала с их правительствами.

- Когда Степана Бандеру спросили, сколько в УПА бойцов, он ответил: это тайна. Теперь вы можете ее раскрыть?

- УПА действовала во всех регионах Украины, дошла до Крыма и Кубани. Отряды были практически в каждом селе, многие из них потеряли связь с центром и работали в одиночку. Пересчитать всех невозможно. Если верить документам, подписанным Берией, только на Западной Украине были арестованы 134 тысячи "бандеровцев", убиты 153 тысячи, 500 тысяч репрессированы, 203 тысячи высланы навечно. Но эти цифры неполные. Многие уцелели, продолжали борьбу еще в 50-е годы. ОУН и УПА существуют до сих пор.

ОУН считают подпольной, ее штаб - в Мюнхене, там, где остались основные архивы Бандеры. Мюнхен часто позванивает командиру Василю, книги присылает. На Украине дело ОУН продолжают организации с менее громкими именами. Командир Кук их все прекрасно знает.

Сам же Кук сейчас руководит обществом "Холодный Яр", которое увековечивает память украинских националистов. "Их ряды ширятся и в Верховной раде, мне даже предлагали идти в депутаты, но я уже не хочу".

К власти рвутся и боевики УНСО - одиозной Украинской народной самообороны, воевавшей в Приднестровье, Абхазии и Чечне. Кук не воспринимает УНСО всерьез. "Ей не хватает сильных людей и мощных характеров. У Украины, в отличие от России и Польши, даже державных традиций нет. Варшава требует возвести во Львове мемориал погибшим польским солдатам - а это люди, убившие на Волыни 30 тысяч украинцев и отправившие 100 тысяч в польские концлагеря. Кучма обнимается с польским президентом Квасьневским, называет его лучшим другом Украины и надеется, что Варшава поможет Киеву попасть в ЕС и НАТО. А в то же время поляки ежедневно пытаются нам доказать: Украина - бывшая польская территория. Рано или поздно Варшава заявит о своих претензиях на нашу землю", - считает Кук.

Василь и его УПА воевали против всех, не имея шансов на победу. Командир Кук, ныне правящий в своей бетонной "хрущевке", любит рассказывать о бандеровских схронах, лесных подземных городах, где десятилетиями скрывались бойцы УПА, не замеченные властью. "Сейчас о схронах издаются тома. Это не просто землянки, а многокомнатные строения со всем нужным для жизни - от печки до печатных машинок. В схронах была отличная вентиляция - ее выводили наружу через стволы деревьев. Облавы не могли обнаружить схроны, ходили по ним и не замечали".

Когда началась Вторая мировая (Кук не называет ее Великой Отечественной, у него была другая война), Василь полюбил оружие - немецкие и советские автоматы. Теперь на стене у него висит сабля - нынешние последователи подарили.

История Украины сделала полный круг. Россия и Польша вновь играют основную роль в киевской судьбе. А командир Кук пережил всех, кому был дорог. Говорит: это высшая кара за то, в чем был и не был виноват.

"Известия", октябрь 2003 г.

Ник автора: Аноним   

"Бандера никак не мог воевать против немцев"

А вот национальным героем сделали именно его, человека, воевавшего против собственного народа!

С уважением Павел Петрович

Ник автора: Аноним   
Виктор Баранов: "Хатынь - дело рук немцев и полицаев, Щухевич в Белоруссии не убивал людей, а охранял военные объекты".

три орешка для золушки

Да шо вы говорите?!!! У вас небось и докУменты имеются, что гражданин Шухевич в Беларуссии, охранником продуктового склада подвизался. Хатынь- дело рук украинских националистов. Не надо на немцев стрелки переводить, их там не было. Вы прежде всего себе сами ответьте, за какую независимость укрнацики в Беларуссии сражались...

Виталий Баранов

Уважаемый "три орешка для золушки"! Если Вы неспособны запомнить имя собеседника (уж простите, но я не Виктор), которым он подписывает каждый свой комментарий, то о чём с Вами после этого можно вообще говорить? Я понимаю, Вы выучили наизусть грустную сказку "про Хатынь и националистов", но пустопорожние обвинения иногда не соответствуют реальным событиям.

2 Павел Петрович

Не надо менять контекст. Я сказал, что Бандера не мог, находясь под арестом, воевать против немцев, а Вы уже приписали мне слова "против собственного народа".

C.K.A.

Мне претит не столь империализм, как желание включить в свой состав и насадить свои обычаи и свой язык.

Замечательно! Т.е. Вам тоже не нравится стремление Галичины научить всех правильному патриотизму и насадить свой угорско-польско-немецкий диалект по всей Украине?

Виталий Баранов
2 C.K.A.

"стремление Галичины научить всех правильному патриотизму и насадить свой угорско-польско-немецкий диалект по всей Украине"

1. Откуда Вы взяли, что дела обстоят именно так?

2. Что Вы имеете в виду под словами "угорско-польско-немецкий диалект"?

Ник автора: Аноним   

"100 лет назад украинцев в странах, оккупировавших их земли"

Вы о чем, уважаемый? Какие сто лет окупации? До 20 века страны под названием Украина и не было. Была Киевская Русь, распавшаяся на удельные княжества (кстати Киевское княжество по размерам было не больше, чем находящиеся рядом с ним Черниговское, Турово-Пинское, Владимиро-Волынское или Галицкое княжества)... потом частями была в Золотой орде, Великом княжестве Литовском и Московском княжестве... потом было Дикое поле... вошедшее по частям позднее в состав Российской империи (не забывайте, что при Полтаве казаки Скоропадского были на стороне Петра) и королевства Польского, и только после распада Империи в 20 веке появилась Украина как государство.

Виталий Баранов

Уважаемый очередной аноним! Если Украина под своим названием появилась только в ХХ веке, то это не значит, что до этого её земли не были оккупированы. Потому как начинается её государственность с времён Запорожской Сечи. И какое это имеет отношение к теме статьи? А то создаётся ощущение, что довольно узкая тема всколыхнула всю вековую обиду за всё подряд друг на друга.

Ник автора: Аноним   
сказочнику Баранову

про Хатынь и националистов. Свидетельствует бывший рядовой 118 батальона Г.Спивак: «Я был в лагере военнопленных в Киеве. Осенью, уже холодно было, нас начали набирать на работу. Приехали националисты, где-то уже обученные, стали организовывать охранный батальон. Мне дали винтовку, одели в зеленую немецкую форму. Попал в 118 батальон, где начштаба стал Васюра. Командиром взвода у меня был Пасичнык, ротным – Винницкий, бывший офицер. В Белоруссию нас направили для борьбы с партизанами… Вообще, первая рота у нас была самая жестокая и преданная немцам. Большинство, если не все, составляли в ней националисты из Западной Украины".

Ник автора: Аноним   
Мосты, гришь, охранял?

Из показаний полковника абвера А.Бизанца: "В мае месяце 1942 года ШУХЕВИЧ опять приезжал ко мне во Львов. Во время этой встречи я сообщил ему положительный ответ берлинской полиции на просьбы командования украинского батальона об обеспечении семей личного состава. Переговорив с ШУХЕВИЧЕМ на эту тему, я спросил его о деятельности украинского батальона в настоящее время. На это он ответил, что батальон участвует в карательных операциях немцев против советских партизан в Белоруссии. При этом ШУХЕВИЧ говорил, что его батальон уже несколько раз был в бою против советских партизан и имел некоторые потери в своем личном составе.

В ноябре месяце 1942 года ШУХЕВИЧ был у меня на приеме во Львове... рассказывал, что его батальоном проводились частые карательные операции не только против советских партизан, но и против гражданского населения Белоруссии".

win.ru


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.