Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Бывало...

ЩИРА УКРАЇНСЬКА ВIРА. Часть III. Несколько слов о греко-католицизме и его славных политических традициях

Данная статья не имеет цели затеять религиозный конфликт. Всего лишь хочется поговорить о крайней противоречивости и взаимоисключающей несовместимости конфессий государства Украина, которые самим своим разнообразием неплохо характеризуют мировоззренческий раскол и в других – нецерковных – областях сознания.

Окончание. Начало см. здесь:

ЩИРА УКРАЇНСЬКА ВIРА. Национально свидомые на религиозном фронте. Часть I

ЩИРА УКРАЇНСЬКА ВIРА. Часть II. Пожиратель буженины в Великий пост возомнил себя равным Богу

 


Раскол длиной в пятьсот лет

Данная статья не имеет цели затеять религиозный конфликт. Всего лишь хочется поговорить о крайней противоречивости и взаимоисключающей несовместимости конфессий государства Украина, которые самим своим разнообразием неплохо характеризуют мировоззренческий раскол и в других – нецерковных – областях сознания.

В продолжение жизнеописания украинской религиозной жизни – в лице как традиционных представителей религиозного измерения, так и разнообразных «самовыдвиженцев» – следует поговорить о таком явлении, как Украинская Греко-Католическая Церковь. Без информации о которой понимание всей запутанности и противоречивости украинского религиозно-общественного бытия будет далеко не полным.

Итак, УГКЦ. В отличии от киевского патриархата, который имеет весьма скромные традиции церковного сепаратизма, греко-католическая церковь обладает в этом отношении весьма почтенной историей. Собственно, началась греко-католическая церковь (чаще её называют «униатской») в 1596 году, благодаря так называемой Брестской унии. В то время Польша, а точнее Речь Посполитая – обладала куда большим влиянием нежели в наши дни, и являлась очень серьёзным противником для русского государства. Причем идеологическое противостояние вполне было сравнимо с накалом близкой к нам «холодной войны».

Причины возникновения унии, естественно, были весьма многогогранны, содержали в себе и корыстные мотивы конкретных людей, и долгоиграющую геополитику, однако то, что одним из факторов создания такого церковного образования было желание ограничить влияние русского монарха на Юге и Западе – несомненно.

В Речи Посполитой поляки-католики составляли меньшинство, и наличие огромных областей, населенных православными, могло составить немалую проблему. Как-никак, на дворе стоял конец XVI века, и взаимопроникновение политики через религию было непреложным условием любого масштабного исторического процесса. Поскольку «перевоспитывать» в угадываемые сроки подобную массу некатоликов было попросту нереально, был произведен удачный ход. Согласно акту от 9 октября 1596 года на соборе в Бресте, на котором присутствовали митрополит Киевский Михаил Рагоза, епископы Луцкий, Владимиро-Волынский, Полоцкий, Пинский и Холмский, папские и королевские представители и «западные» русские епископы, новая церковь в рамках означенных епархий признавала своим главой римского папу. А также принимала римско-католическую догматику, за что полагался бонус в виде сохранённого богослужения по византийскому обряду на церковнославянском языке. То есть, это был такой «прото-киевский патриархат». Более чем логичная позиция участников собранного после Бреста православного Собора заключалась в том, что без воли Собора восточных Патриархов местный Собор в Бресте не вправе решать вопрос об унии в виду недостаточных для преобразований таких масштабов полномочий. «Униаты», как и их киевские последователи через 400 лет, были официальным образом отлучены от церкви и полностью сконцентрировались на усилении своего местного влияния.

Греко-католическая церковь изрядно успела «обрасти» легитимностью и давным-давно пустила корни на территории четырех западных областей нынешней Украины, являясь непременной деталью тамошнего идеологического пейзажа.

Явное тяготение к окончательному вливанию в западную сферу хорошо проявилось после манифеста Николая II, который в бурный 1905-й год ещё и утвердил возможность перехода из одной церкви в другую. В католицизм одним махом перешло 200 000 греко-католиков (хотя в некоторых районах имел место и переход в каноническое православие).

Андрей Шептицкий – лицо греко-католицизма в ХХ веке

Во время Первой Мировой за контроль над греко-католиками боролись и Россия, и Австро-Венгрия. Причём едва народившиеся борцы за панукраинские идеи уже тогда демонстрировали свою фирменную несгибаемость в идеологических вопросах. А именно – переход того или иного села в православие и наоборот зависел от того, какая сторона (русская или австрийская) могла выдать более интересную сумму уездным начальникам. Как раз в то время и начался творческий путь звезды первой величины в пантеоне нынешних греко-католиков – митрополита Андрея Шептицкого.

Будущий митрополит родился в семье старинного графского рода, успела послужить до своего духовного роста в австрийской армии. Получив степень доктора права, во время поездки в Италию граф Роман Шептицкий был принят Папой, и, по странному стечению обстоятельств, немедля занялся налаживанием контактов с представителями украинских сепаратистов. Монашество принял в 1888, а уже в 1900 году стал с подачи императора Франца-Иосифа I митрополитом Галицийским. Совмещая пасторскую деятельность с политикой в качестве депутата Сейма, смиренно способствовал вытеснению любого прорусского актива из богословских учреждений. Вообще, человек был потрясающей гибкости. Всячески критиковал проявления антисемитизма в Российской империи, свободно владел ивритом, что ничуть ему не помешало через пару десятилетий благословлять своих последователей на другую деятельность, прямо противоположной дружбе с еврейским народом. Но об этом подробнее поговорим несколько позже.

Помимо дел в Галиции, Шептицкий успел побывать в США и Канаде, которым, такое впечатление, давно пора установить совместный протекторат над Галицией в силу давней дружбы с этим примечательным регионом. Митрополит занимался упорядочиванием и структурированием диаспоры, совмещая с проповедями идеологические вбросы. Заодно – несмотря на любовь в Францу-Иосифу – успел отправить поздравительную телеграмму Николаю II по поводу занятия Галиции в ходе 1-й мировой войны.

Примерно в то же время митрополит вплотную занялся и построением независимого украинского бытия на землях Восточной Польши. Заодно – вот такая он был многогранная личность! – переписывался с православными священниками, уверяя последних в своем стремлении восстановить единство церкви. Причем единство православной церкви предполагалось создавать под руководством Римского Папы, а в беседах с членами недоправительства Центральной Рады Шептицкий сообщал, что не очень бы расстроился в случае исчезновения православия на Украине вообще. Ну, всё ж единство, с какой- то стороны...

Воплотить в жизнь эти идеи Шептицкий попытался двадцать лет спустя. В 1941 году, после взятия немцами Киева, митрополит решил порадовать своим посланием Гитлера. Тон письма не оставляет сомнений в самом комплиментарном отношении Шептицкого к фюреру: «Ваша Экселенция! Как глава Украинской греко-католической церкви, я передаю Вашей Экселенции мои сердечные поздравления по поводу овладения столицей Украины, златоглавым городом на Днепре – Киевом! Видим в Вас непобедимого полководца несравненной и славной Немецкой армии. Украинская греко-католическая церковь знает об истинном значении могучего движения Немецкого народа под Вашим руководством. Я буду молить Бога о благословении победы, которая станет гарантией длительного мира для Вашей Экселенции, Немецкой Армии и Немецкого Народа. С особым уважением Андрей граф Шептицкий, митрополит».

Одним словом, «Слава Гитлеру-освободителю», как писали на тогдашних львовских плакатах. Вот бы узнать тайное знание об «истинном значении могучего движения», о котором писал восторженный митрополит. Потому как на основании этого сигнала из иных духовных миров галицкий пастырь отдал колокола церквей в переплавку немцам, поставил своих капелланов в каждую часть ОУН (капелланы еще и агитировали семинаристов вступать в ряды «непобедимой армии»), обязал подчинённых священников массово озаботиться знаменами со свастикой для вывешивания на домах и любых подходящих предметах, а также выступил в роли рекрутёра остарбайтеров!

«Пребывание на чужбине принесет вам пользу и выгоду...»

«Пребывание на чужбине в чем-то принесет вам пользу и выгоду. Научитесь чужому языку, узнаете мир и людей, наберетесь житейского опыта, получите много знаний, которые могут пригодиться вам в жизни», – описывал райские кущи митрополит. В своей деятельности хедхантера он даже сквозь пальцы смотрел на работу прихожан в воскресенья и престольные праздники, если работа эта шла на благо Рейха и Гитлера-освободителя. Сотрудничество с нацистами было теснейшем, всего и не опишешь.

Энтузиазм не проходил и в 1942 году, когда главный по религии и поставке рабочей силы в очередной депеше фюреру сообщил: «руководящие круги на Украине стремятся к самому тесному сотрудничеству с Германией, чтобы объединенными силами немецкого и украинского народа претворить в жизнь новый порядок на Украине и во всей Восточной Европе». Это помимо «дежурных» воззваний, вроде: «По воле всемогущего и всемилостивого Бога начинается новая эпоха в жизни нашей родины. Победоносную немецкую армию, занявшую уже почти весь край, приветствуем с радостью и благодарностью за освобождение от врага, каждый душепастырь отслужит в ближайшее воскресение по получении этого призыва благодарственное богослужение и после песни «Тебе Бога хвалим» провозгласит многолетие немецкой армии и украинскому народу».

С лёгкой руки доморощенных историков со свидомым устройством головы иногда принято изображать Шептицкого эдаким героем «Списка Шиндлера», который всей душой любил евреев на основании того, что митрополит отослал в Ватикан (вот уж подходящий адрес!) письмо с протестом против Холокоста. Масштабный поступок, ничего не скажешь. Это при том, что под вывешенные ведомством Шептицкого флаги и произнесенные приветственные молебны в те дни во Львове было убито, по разным оценкам, от 8 до 12 тысяч одних только евреев. Когда лично знакомые с Шептицким родственники жертв обращались к последнему с просьбой о помощи, тот кротко ответствовал, что «мирские дела его не касаются». Всего во Львовском крае было уничтожено, согласно материалам Нюрнберга, 700 000 человек...

Шептицкий умер в 1944 году, успев перед смертью поздравить Сталина с освобождением Львова советскими войсками. Начиналось письмо весьма знакомым образом: «Правителю СССР, Главнокомандующему и Великому маршалу непобедимой Красной Армии Иосифу Виссарионовичу Сталину привет и поклон».

После известных событий конца XX века деятельность УГКЦ возобновилась в полном объёме. Уже полностью под контролем канадской и американской диаспор, вобравших в себя и эмигрировавших функционеров ОУН, и профессиональных украинских диссидентов.

Андрей Полевойwin.ru


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.