Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Бывало...

ЩИРА УКРАЇНСЬКА ВIРА. Национально свидомые на религиозном фронте. Часть I

«Скучная» религиозная жизнь – это не то, что нужно «национально свидомым». Где же борьба, где москали? Для того, чтобы удовлетворить подобный запрос, возникли полусектантские религиозные объединения, упорно именующие себя «православными».

Сегодня мы с вами уделим некоторое внимание очень интересной и глубокой, хотя и непритязательной внешне, теме церковной жизни на Украине. Несмотря на то, что верующие люди обязаны проявлять терпение, избегать конфликтов и стремиться к взаимопониманию, эта сторона общественной жизни на Украине столь же познавательна и живописна, как и привычная нам политика. Тем более, что хотя официально церковь на Украине и отделена от государства, без церковно-идеологических конфликтов, не ограниченных вопросами богословия, – не обходится ни одно крупное событие.

Духовная жизнь на Украине протекает в разных религиозных организациях по-разному. В целом спокойно и наименее политизированно – в рамках традиционной Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП). Поддерживают её преимущественно жители Востока и Юга Украины, ещё более цементируя, так сказать, малороссийский этнос, который и ментально, и мировоззренчески, и религиозно ориентирован даже не на Россию, а на Русский мир, на некое русское духовное и культурное пространство. К Московскому Патриархату (МП) в настоящее время относят себя 70% верующих людей. УПЦ МП не балует СМИ «горячими новостями», потому как занимается ровно той духовной деятельностью, чем и 1000 лет до того занималась Русская Православная Церковь, без каких-либо сотрясающих основы политеса заявлений.

Церковь Хиври, Гапки и Палажки

К сожалению, такая «скучная» религиозная жизнь – это не то, что нужно «национально свидомым». Где же борьба, где москали? Для того, чтобы удовлетворить подобный запрос, возникли полусектантские религиозные объединения, упорно именующие себя «православными».

Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ) имеет самые древние традиции «самостийности», будучи сформированной под отеческим надзором Симона Петлюры аж в 1919 году, когда всеобщая бесконтрольность докатилась и до дел церковных. В дополнение к уже придуманным атрибутам самостоятельного государства, своя национально-украинская церковь была придумана 5 мая 1920 года. Процесс создания был привычно незатейлив: группа священников РПЦ и представителей первого поколения украинских националистов провозгласили на Украине автокефальную (самостоятельную) украинскую православную церковь.

С тем же успехом можно было провозглашать и церковь межзвёздную, потому как ни одно действующее духовное лицо уровня епископа в процессе провозглашения замечено не было. Что автоматически убирает новую церковь в раздел либо сект, либо религиозных курьёзов, потому как рукоположение священников невозможны без действующих епископов. Чтобы всё было «по закону», православного епископа, который бы согласился «инициировать» состав УАПЦ, напряженно искали полтора года, до 30 октября 1921 года, однако успехи достигнуты не были. Члены УАПЦ приняли решение самостоятельно, без участия епископов, совершить рукоположение, что и было вскоре исполнено.

По какому принципу производился отбор «рукополагающих» и «рукополагаемых», как всё происходило – дело тёмное. Для того, чтобы рукоположение главного епископа, Василия Липковского, выглядело как можно более убедительно, его рукополагали «возложением мощей (руки) священномученика Макария, митрополита Киевского». Поскольку такая «хиротония» являлась нарушением всех возможных церковных канонов, никто в православном мире УАПЦ не признал до сих пор. В 1930-е годы, в виду тесных связей с Польшей, деятелям УАПЦ приходилось совсем несладко, тем более что её священники весьма часто путали церковное с мирским. Поэтому совершенно естественным образом «незалежные» иерархи эмигрировали в Канаду и США. Где и продолжали утолять духовный голод западноукраинской диаспоры, причем с 1947-го года Канадскую епархию возглавлял сын самого Симона Петлюры. Вернулась на былую территорию УАПЦ в конце 1980-х, вместе с другими разнообразными агентами влияния, которые начали тогда уже понемногу просачиваться через не столь как прежде нерушимые рубежи Родины.

Решив ковать железо, пока горячо, представители УАПЦ в 1990 году провозгласили своего митрополита Мстислава Патриархом всея Украины. Однако на столь видный пост имелось немало кандидатур и помимо гостей из Канады, так что вместо пастырской миссии надо всей Украиной УАПЦ получило во владение Андреевский собор в Киеве, на чём успехи и закончились. В настоящее время свыше 90% принадлежащих к этой церкви проживают на территории трёх наиболее одиозных западноукраинских областей, где активно работают диаспорные покровители данной организации. Несмотря на свою крайнюю концентрированность, от УАПЦ отпочковалась «УАПЦ (обновленная)», которая своим главой полагает главу УПЦ в США.

Процесс отделения от «необновленной» УАПЦ, как положено, сопровождался драками, взаимными оскорблениями и компроматом, причем главным камнем преткновения были не духовные несоответствия и разночтения перевода Псалтыря на украинскую мову, а некое киевское помещение по улице Трёхсвятительской. Численный перевес «традиционной» УАПЦ привел к поражению «обновленцев», которые перебрались в Харьков и каким-то сложно объяснимым образом совмещают с православием некие тезисы язычника профессора Шаяна, цитируя Шевченко чаще святых отцов. Именно эта церковь вводит в обиход святых с кошмарными для православного уха именами, вроде преподобных Хиври, Гапки, Палажки и Явдохи.

Кавалер Трудового Красного Знамени и креста Ивана Мазепы

Ни, разумеется, есть Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП), созданная в 1992 году на основании традиционного аргумента «почему всем можно, а нам нельзя?». Столь же традиционно УПЦ КП не признана ни одной посторонней церковью, что не мешает ей считать себя «единственно правильной» и «подлинно-украинской». Возглавляется УПЦ КП патриархом Филаретом, в миру Михаилом Антоновичем Денисенко. Михаил Антонович напоминает сложностью и витиеватостью биографии скорее магистра Святого Ордена дона Рэбу братьев Стругацких, нежели скромного батюшку. Достаточно сказать о том, что в разные периоды трудовой деятельности господин Денисенко был награждён орденами Дружбы Народов, Трудового Красного Знамени и Крестом Ивана Мазепы. Как-то это у него гармонично сочетается. Не менее таинственной комбинацией является поддержка путча ГКЧП, направленного против развала СССР и, впоследствии, очень горячие речи, полные симпатии к независимой Украине.

Буквально за месяц от любви к СССР Денисенко перешел к выполнению задачи: «в независимом государстве – независимую церковь». При этом ещё в 1990 году на встрече с духовенством Тернополя, Филарет гремел с высоких трибун и всячески стращал участников автокефального раскола, говоря, что раскольники действуют по прямой указке националистических организаций, обосновавшихся за границей. За столь активно-противоречивую комплексную деятельность Михаил Антонович был официальнейше отлучен от церкви на основании целого ряда деяний, как-то: за «жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит. 1, 7-8; святых апостолов правило 27-е), внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф. 18, 7; Первого Вселенского Собора Правило З-е, Пято-Шестого Вселенского Собора правило 5-е), клятвопреступление (святых апостолов правило 25-е), публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор (Второго Вселенского Собора правило 6-е), совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения (святых апостолов правило 28-е), учинение раскола в Церкви (Двукратного Собора правило 15-е)».

Как Михаил Антонович Денисенко в «Патриарха Киевского» превратился

Как водится – Денисенко счел все обвинения незаконными и фальсифицированными. Буйного кавалера ордена Трудового Красного Знамени не усмирила даже полномасштабная анафема, проведённая в 1997 году. Итак, в начале 1990-х, Филарет имел стойкий имидж борца с режимом и клятыми москалями одновременно, что практически гарантировало успешную карьеру. Нужно было как-то устраиваться и сначалаДенисенко временно примкнул к упоминавшейся выше УАПЦ, которая очень кстати начала свою деятельность на территории Украины. В 1993 году Денисенко стал заместителем так называемого патриарха Киевского и всея Руси-Украины Владимира. Который, увы, вскоре скончался крайне в крайне нетипичной для священнослужителя такого статуса ситуации.

Всё началось с того, что патриарх всея Руси-Украины направил заявление в ГУВД, в котором выражал глубокую обеспокоенность судьбой трёх миллиардов рублей, которые ещё не потеряли своей ценности и были в распоряжении Михаила Антоновича. После подачи такого заявления патриарх Владимир отправился на некую встречу с неизвестными, на которой у него якобы остановилось сердце. Причем проходящие мимо неведомые доброжелатели оказали патриарху помощь, от которой остались тяжкие телесные повреждения. Уголовное дело окончилось ничем. И, после скоропостижной кончины своего начальника, ничто уже не мешало Михаилу Антоновичу занять вакантный пост главы уже придуманного к тому времени Киевского Патриархата.

Поначалу скороспелый патриархат вёл себя тихо. Бурная деятельность стала развиваться в последние годы правления президента Леонида Кучмы, ну а когда к власти пришел Ющенко – Киевский Патриархат сильно потеснил Верховную Раду в её монополии на скандальные события. Вся политика «оранжевого периода» способствовала эволюции КП и его главы Филарета, ведь Ющенко чуть не с первого дня огласил курс «одна страна, один язык, одна вера». Язык, естественно, украинский, а вера, ожидаемо, киевского патриархата. Что самое интересное, и в первом и во втором случае, количество подлежащих в соответствии с концепцией «переделке» людей составляет порядка 70%.

Не имея никаких причин для увековечивания в памяти народа как видный государственный деятель, Виктор Андреевич решил обессмертить себя в веках как борец за православие в том смысле, в котором он сам полагал правильным. Календарь дал ему великолепную, как он думал, возможность решить одним махом все проблемы любимой забавы – киевского патриархата. В 2008 году, согласно официальной хронологии, исполнилось 1020 лет со дня крещения Руси. Ну как тут не заявить о себе и о тщательно пестуемой «карманной» церкви! В Киев были приглашены все признанные церковные иерархи.

Однако, например, Кипрская Православная Церковь приняла решение не отправлять свою делегацию на празднование в виду «излишней политизированности торжества». Резоны для подобного решения у киприотов были явные. По всему Киеву были гроздьями навешаны плакаты, с которых Михаил Антонович и Виктор Андреевич обещали всякие райские блага истинно-верующим украинцам, а подконтрольные СМИ совершенно беззастенчиво формировали мнение о скором образовании чисто украинской церкви, которая прямо на торжестве будет санкционирована Вселенским Патриархом Варфоломеем. Причем упор делался на «вселенскость» последнего. Хотя Варфоломей является духовным лидером в Константинополе, то есть Стамбуле, а приход Константинопольского патриарха составляет около двух с половиной миллионов человек. Основная часть этого прихода – это православные греки в США, Канаде, Голландии, Дании, Швеции и небольшая община в самой Турции.

Как Ющенко пытался купить Патриарха Варфоломея за серебряную монету весом в полкило

То есть, Алексий II являлся куда более значимой фигурой в православном мире, что отнюдь не отменяет высоких достоинств Патриарха Варфоломея. Который, отметим, с большим удивлением узнал о своей главной роли на киевском торжестве. Встретили его и в самом деле по-царски, в торжественном кортеже насчитывалось порядка 50-ти автомобилей. А Нацбанк Украины, решив угодить, аврально выпустил в честь визита Варфоломея монету, на которой помимо самого Патриарха присутствовал еще Виктор Ющенко с трогательным выражением лица и свечка. Подобное совмещение в одной монете духовных и светских лиц тоже является ноу-хау, недоступным остальным странам.

Монета весила 500 грамм (!) и была выполнена из чистого серебра. Излишне говорить, что подобной «монетаризации» не были подвергнуты другие церковные деятели, и уж просто не мог быть отображен Алексий II. Митрополит Владимир (МП), который, по сути, являлся хозяином на данном торжестве и вдобавок отмечал в день крещения свой собственный день рождения, также остался без подарков от Ющенко. Гостеприимство Виктора Андреевича распространялось только на Варфоломея, которого прямо противопоставляли «неправильному» московскому Патриарху.

Константинопольскому Патриарху выделили правительственную резиденцию, Алексий II же довольствовался обычной гостиницей. Однако, после того, как по всей Украине развесили билборды, возвещающие о приезде Варфоломея, выяснилось, что тот не сможет приехать без, собственно, приглашения Алексия II, который согласно церковной иерархии, являлся главой данной территории. Скрежет зубов в администрации президента при подписании обращения к Патриарху Московскому стоял, должно быть, поистине адский. Алексий II ничего против приезда Варфоломея не имел, однако при всей своей мягкости поставил жесткое условие о неприсутствии на торжестве Михаила Антоновича Денисенко и прочих посторонних людей. Это портило Ющенко всю игру, оставалось только работать за двоих и делать ставку на то, что Вселенский Патриарх впечатлится всенародной любовью в лице Виктора Андреевича и реализует его феодальные фантазии.

Неизвестно, думал ли Виктор Андреевич соблазнить Варфоломея полукилограммовыми монетами с его ликом или воспринимал это как банальный пиар себя, любимого, но не помогли и монеты. Патриарх Варфоломей, зажатый в очень тесные рамки, смог крайне грамотно нейтрализовать все потуги Виктора Андреевича, и притом не нанести обиды другим лицам. Хотя Варфоломею можно было лишь посочувствовать, он явно выглядел чужеродно на фоне того провинципального цинизма, который окружал всё, до чего успевал дотянуться Ющенко. Кончилось все тем, что Виктор Андреевич во время встречи со Вселенским Патриархом Варфоломеем заявил, что «украинская власть никогда не будет вмешиваться в церковные дела» и, не делая ни малейшей паузы, попросил благословения на создание поместной церкви, поскольку «позиция государства здесь четкая и неизменная». Благословения он не дождался.

Андрей Полевой, win.ru


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.