Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Россия

Союзная повестка: Лукашенко и Кёнигсбергская область

Источник: "ОДНАКО"

На пресс-конференции для региональных российских СМИ   Александр Лукашенко сделал взрывоопасное заявление о готовности взять в аренду Калининградскую область.

С точки зрения национального мышления части россиян и особенно либеральной элиты и москвичей — Батька в очередной раз «отмочил», «сморозил» и всё такое. Мол, обычная история с этим Лукашенко.

Но к Калининграду, который более честно называть Кёнигсбергом, и его аренде мы ещё вернёмся. Для начала важно другое.

Итак, мало кто задумался о сути проведённого белорусским президентом медиа-мероприятия.

Зачем Лукашенко общаться с региональными(!) российскими СМИ? Ведь это не принято в Евразии — уделять внимание провинциальным СМИ союзников? В лучшем случае иностранные СМИ собирают все вместе — и европейские, и североамериканские, и украинские, и белорусские, и российские.

Зачем Лукашенко региональные медиа Российской Федерации?

Во-первых, это, конечно же, следует рассматривать в контексте символического общения между союзниками. Путин задал политический тренд — общение с региональными СМИ. Хотя это было ново и не принято в России. Лукашенко продемонстрировал свою союзническую позицию — поддержал тренд. Теперь было бы логично, чтобы и Нурсултан Назарбаев провёл аналогичную пресс-конференцию для региональных СМИ России.

В Евразии господствуют византийские методы общения между элитами — символам и знакам придаётся большое значение. Поэтому когда губернатор какой-то российской области в очередной раз услышит от Назарбаева и Лукашенко, а не только от Путина, что в центре повестки дня стоит евразийская интеграция и Союз, лишним это не будет.

Но главное в пресс-конференции Лукашенко для региональных СМИ России вовсе не символизм и византийская стилистика диалога элит.

Для Лукашенко важно донести свою позицию до реальной России, которая всё-таки сосредоточена за МКАДом. Туда редко заглядывают федеральные СМИ, а белорусский президент — это забавный персонаж из телевизора.

Итак, для Минска важна коммуникация со всей Россией. Делают как могут. В конце концов, белорусские телеканалы есть практически во всех кабельных сетях крупных городов — было бы желание интересоваться союзной политикой Белоруссии.

Поэтому такая коммуникация с региональной прессой — не просто удачное медиа-мероприятие. Более важным является восстановление реальной коммуникации в Союзе. Потому что внутренний туризм в Евразии либо убит (союзная позиция), либо находится в зачаточном состоянии (либеральная позиция). Неважно почему, но реальной коммуникации нет даже между регионами России.

Чтобы понять это, достаточно посмотреть на схему авиасообщений в России: из одного федерального округа в другой зачастую удобнее или дешевле лететь через Москву.

Медиапространство является наиболее поддающимся корректировкам пространством для евразийской интеграции, потому что начать показывать союзные новости намного проще, чем обеспечить те самые новости реальными событиями.

Поэтому Лукашенко нужны российские региональные СМИ — ему есть что рассказать союзникам. Кстати, сама пресс-конференция достаточно содержательна — рекомендую всем ознакомиться хотя бы с основными тезисами.

Но российские федеральные СМИ мало следят за союзной повесткой. Поэтому из всей пресс-конференции белорусского президента их более всего заинтересовала идея Александра Лукашенко об аренде Калининградской области Белоруссией.

Сама по себе идея абсурдна. Особенно если вырвана из контекста. На самом деле речь шла развитии территорий.

От национальной проблемы Калининграда — к союзному восстановлению Кёнигсберга

Калининградская область — это давний российский феномен. Этот субъект РФ давно подвергся контрабандной евроинтеграции и связанной с ней деиндустриализации — как и Молдова с Украиной. Будучи по своей сути анклавом России в Евросоюзе, этот регион испытывает экономическую судьбу, схожую с экономической судьбой Приднестровья. Поэтому первые серьёзные митинги протеста прошли как раз в Калининграде ещё в 2009—2010 гг. — задолго до Болотной.

Если посмотреть на так называемую проблему Калининградской области с позиций евразийской интеграции, то действительно, без новой индустриализации и восстановления сельхозпроизводства рабочие места создать невозможно. Ближайшими кандидатами на новый пролетариат являются многочисленные менеджеры, рекламисты и прочий креативный класс — экономика России входит в затяжную рецессию. А выход из рецессии без интенсивных интеграционных проектов и той самой индустриализации вряд ли возможен в принципе.

Проблемы Калининградской области — это проблемы нынешней модели российской экономики в миниатюре. Просто анклав вполз в рецессию раньше, чем остальная Россия.

Поэтому когда Лукашенко говорит о готовности взять в аренду Калининградскую область, это означает готовность участвовать в восстановлении экономической модели Союза — той самой индустриализации и восстановлении сельхозпроизводства.

Мы даже можем описать примерный план действий белорусского руководства для разрешения «калининградской проблемы». Для начала пришлось бы отстроить польско-литовский транзит с Союзом, затем завязать этот транзит с портами. Вторым важным проектом Белоруссии на Балтике могла бы стать интеграция белорусской модели сельского хозяйства и производства в регионе. Что не составляет особого труда, так как белорусские климатические условия схожи с калининградскими. Значит, вопрос только в адаптации белорусских сельхозтехнологий и управленческих решений в Калининграде.

Понятно, что нельзя «арендовать» субъект Российской Федерации. Это нонсенс, особенно учитывая стратегическое военное значение балтийских портов. Переводя с образного языка Лукашенко на язык евразийской интеграции — белорусы готовы участвовать в любых, даже самых сложных проектах. И готовы на любые, даже абсурдные на первый взгляд условия.

Такие проекты совместной реанимации региональной экономики в рамках Союзного проекта Москвы и Минска могут и должны стать примером союзной экономики.

И, чтобы быть уж совсем честным: Калининград и область — это территории, которые Союз получил по факту победы над гитлеровской Германией в 1945 году. Кёнигсберг — более честное название этого города, потому что это город-трофей.

Белоруссия наравне с Россией является наследницей страны-победительницы. И гражданин Белоруссии имеет не меньшее отношение к Кёнигсбергской области, нежели гражданин России. Всё это нужно вспомнить, прежде чем комментировать тезисы пресс-конференции Лукашенко в духе «Батька снова учудил».


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.