Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Россия

Все - в Москву! Теперь ещё и Китай

Источник: "Столетие"

Наряду с руководством Кипра и почти что сотней высших европейских чиновников, первый свой зарубежный визит, всего лишь через неделю после своего избрания, председатель КНР Си Цзиньпин решил совершить в Москву. Читайте статью Дмитрия Мельникова. Специально для Столетия

Председатель КНР вспоминает русский

Свой первый полномасштабный зарубежный визит Си Цзиньпин совершает в Москву

Укрепление «стратегического и политического взаимного доверия» плюс «расширение практического сотрудничества». Так сформулировал задачу встреч на высшем уровне в Москве председатель КНР Си Цзиньпин накануне своей поездки.

Формулировки емкие, но общие. Позиции Москвы и Пекина на мировой арене сближает многое. Ну а стремление Запада навязать нашим странам свою волю, отказаться от активной и самостоятельной внешней политики лишь минимизируют различия в подходах России и Китая к самым различным проблемам.

За несколько дней до визита Си Цзиньпина на Западе постарались представить председателя КНР в максимально негативном для Москвы свете. Кривотолков - великое множество. Утверждалось, что новый наследник «великого кормчего» уже не будет настроен так пророссийски, как его предшественники. В качестве доказательства приводилась биография китайского лидера. В самом деле, в отличие от Цзян Цзэминя, стоявшего у руля до середины двухтысячных годов, Си Цзиньпин в нашей стране долгое время не находился, русский язык изучал лишь в школе, в публичном выражении горячих симпатий к нашей стране замечен не был. Особый упор западные журналисты делали на том, что дочь Си училась за океаном. Значит, делали они вывод, нынешний «китаец номер один» - человек, разделяющий «общечеловеческие ценности». Читай – либеральные. К тому же новый лидер частично разделяет «идеалы свободного рынка».

Американские издания уже с прошлого года печатали материалы, в которых уверяли: с учетом всего сказанного с Си Цзиньпином Западу можно будет полюбовно договориться.

Естественно, за счет России: мы, дескать, закрываем глаза и в упор не видим китайских поползновений на российский Дальний Восток, а Пекин, в свою очередь, уступает нам весь остальной мир…

Эти публикации не следует рассматривать лишь как выражение мнений «свободных журналистов». Речь идет о зондировании позиции будущего партнера по возможному диалогу. Этому прощупыванию практически всегда сопутствуют дипломатические контакты среднего уровня, по докладам об их результатах руководство страны и принимает решение о выборе пути.

Восток – дело тонкое. Поэтому Запад старается работать нестандартно. Недавно влиятельное американское аналитическое издание «Стратфор» - его именуют «теневым Центральным разведывательным управлением» - разродилось объемной статьей о том, как в скором времени США сотоварищи решатся на крупный конфликт с Китаем. Даже услужливо раскрыло все карты: КНР будет блокирована с моря и суши. При этом подчеркивалось, что большой вклад в это благое дело могла бы внести Россия с ее солидным военным потенциалом. Ясно, что речь идет о примитивной провокации, неуклюжей попытке вбить клин между Пекином и Москвой.

Мечтать не вредно, верно? Тем обиднее, когда иллюзии разбиваются о реальность: новый глава нашего восточного соседа был избран на пост Председателя КНР на сессии Всекитайского собрания народных представителей 14 марта. И вот свой первый полномасштабный зарубежный визит уже восемь дней спустя совершает в Москву. Жест, значащий очень и очень много: таким образом руководители недвусмысленно указывают, в каком именно направлении будет двигаться их государство. Напомню, что, к примеру, в далеком 1979 году только что получивший в свои руки бразды правления Дэн Сяопин тут же прибыл в США, где в ходе встречи с президентом Джимми Картером под одобрительные кивки американцев пообещал «преподать Вьетнаму урок».

Сегодня же Вашингтон, уповая на якобы прозападную ориентацию Си, практически не скрывая говорил о крайней желательности первой поездки нового китайского лидера именно за океан.

Поэтому визит Си Цзиньпина в Москву, как принято казенно выражаться, знаменует собой новую главу в дальнейшем развитии российско-китайских отношений. И это действительно так.

Что же конкретно следует ждать от московских встреч и переговоров? В первую очередь - расширения нашего традиционного взаимодействия с Китаем в сфере топливно-энергетического комплекса. Что бы ни говорили западные «доброжелатели», называя это свидетельством отсталости сырьевой России, ее зависимости от «высокоразвитого индустриального Китая», но наша торговля нефтепродуктами имеет важнейшее значение для обеих стран. Для нас - это и одна из доходнейших статей федерального бюджета, да и рабочие места. И, чего там скрывать, один из способов увязывания экономики с политикой. В 2009 году «Роснефть» получила от китайских друзей заем в 15 миллиардов долларов на поставки нефти, а «Транснефть» - 10 миллиардов долларов под строительство газопровода «Восточная Сибирь-Тихий океан» мощностью 15 миллионов тонн нефти в год, его ответвление должно прийти в Китай. Пекин принял решение: нам дали деньги вперед за еще не поставленную ему нефть. В ходе визита, судя по предварительным данным, могут быть подписаны документы по увеличению поставок нефти в Китай вдвое, до 30 миллионов тонн. Для России это особого труда не составит. Ожидаем мы от китайцев помощи и в освоении российского арктического шельфа: затраты там предвидятся очень и очень внушительные. Как утверждают, именно об этом шла речь в Пекине в ходе недавней поездки главы «Роснефти» Игоря Сечина.

Одна из причин упрочения китайско-российского нефтяного партнерства кроется в маниакальном желании Запада отрезать нашего соседа от источников поставок углеводородов. Общеизвестно, что большая часть этого сырья, по некоторым данным, едва ли не до 80-90 процентов, поставляется Китаю из региона Ближнего Востока.

Именно поэтому Пекин и налаживал в свое время связи с Муамаром Каддафи, стремясь получить права на освоение богатых ливийских месторождений. Однако «арабская весна» поставила крест на этих планах.

С трудом продвигаются и планы Пекина получать хотя бы часть нефти и газа через Бирму, построив трубопроводы: в последние годы эта страна все больше смотрит в сторону Запада. Еще плачевнее дела с освоением месторождений углеводородов на шельфе Южно-Китайского моря. Все буквально вязнет в нескончаемых территориальных спорах с государствами, за спинами которых маячат США и Япония. Неровен час, их ВМС могут быстро перекрыть Малаккский пролив, через который в Китай идут караваны танкеров. Трудно назвать успешными и попытки китайцев закрепиться на нефтяных месторождениях среднеазиатских государств. В конце 2011 года в Казахстане взбунтовалась именно подконтрольная им компания «Казмунайнефтегаз».

Так что в сложившихся условиях Пекин просто вынужден идти на углубление взаимодействия с Москвой в этой сфере - хотя бы из соображений элементарного выживания. Получается, прессингуя Китай, Запад нам оказывает всемерную поддержку в решении поставленной задачи: достичь к 2015 году взаимного торгового оборота в 100 миллиардов долларов. Что ж, в 2012 году эта цифра составляла 88 миллиардов, так что новая «высота» вполне нам по силам.

Другая важнейшая общая проблема – продвигаемая американцами идея создания системы противоракетной обороны.

Только наивные считают, что после недавнего заявления Барака Обамы об отказе от размещения элементов ПРО в Европе России ничего не угрожает. Никто не отменял планов по размещению ПРО в Северо-Восточной Азии – в Южной Корее и Японии.

Это - прямая угроза Китаю и части наши стратегических ядерных сил на востоке страны, так что, как говорят, будем думать над решением проблемы совместно с Пекином.

Речь, конечно, идет о политико-дипломатических усилиях. Своим отказом от совместных экономических проектов КНР может оказать весьма действенное давление на Японию и Южную Корею. Следует ли говорить, что все это будет соответствовать и российским интересам? Намного логичнее выглядели бы контакты наших военных ведомств, однако, если они в действительности идут, то вся информация о них должна быть строго засекречена.

Что касается развития военно-технического сотрудничества, то здесь особых секретов нет. Его расширение зависит, в том числе, и от Си Цзиньпина, занимающего еще по совместительству и пост председателя центральной военной комиссии ЦК КПК. Конечно, Москва не замалчивает проблем, которые Пекин создал на пути партнерства в этой сфере. Главная заключается в том, что, несмотря на соглашение об охране прав интеллектуальной собственности, Китай копирует российские военные разработки, полученные самыми разными способами. В качестве примера приводят историю с истребителем Су-27, который начал выпускаться у наших соседей под именем «Джей-11». Да, наш сосед последнее время небезуспешно пытается самостоятельно разрабатывать новые типы вооружений, но по ряду ключевых моментов будет еще долго вынужден сотрудничать с нашей страной. Ясно, что подробная информация из этой сферы - по большей части «для служебного пользования», но можно предположить, что Китай был бы заинтересован в сотрудничестве по вопросу развития подводного флота.

Уже заключено рамочное соглашение о поставке нескольких единиц неатомных субмарин. Есть предположение, что на этот раз речь может зайти об атомных подводных лодках.

Пекину, стремящемуся к расширению своего присутствия во всех стратегически важных акваториях Мирового океана, это попросту необходимо. Пример Индии, получившей от нас в аренду атомную подлодку, не дает покоя китайцам. Продолжится и сотрудничество в авиации, недавно стало известно о сделке на поставку в Пекину крупной партии новейших Су-35.

Другой темой переговоров станет поощрение взаимных инвестиций. У Китая есть желание «вложиться» в наиболее интересный для него Дальневосточный регион России. Однако наши министерство регионального развития и министерство по развитию Дальнего Востока не смогли согласовать, кто из них должен курировать вопрос о китайских вложениях. В конце концов, эта чисто организационная проблема будет решена, мы рассчитываем, что деньги нашего стратегического партнера помогут дальнейшему подъему уральских и центральных регионов. Уже сегодня Китай на пятом месте в списке иностранных инвесторов в России.

Есть еще один «объединительный момент» в наших отношениях: Москва и Пекин в последнее время активно занимаются скупкой золота. При этом часть экспертов полагает, что действия эти скоординированы. Коль скоро так, значит, наши страны готовятся к позиционированию рубля и юаня если не в статусе мировых, то, по крайней мере, в качестве региональных валют.

Естественно, в Москве будут обсуждаться и международные вопросы. Прежде всего - проблема «инфант-террибля» мировой политики, лидера Северной Кореи Ким Чен Ына.

Да, большинство наших сограждан, как и китайцев, поддерживает Пхеньян в его противостоянии с Вашингтоном. Однако отстаивать свои интересы Северной Корее стоило бы другими методами. Не проведением ядерных испытаний и увлечением дорогостоящих запусков ракет, а дальнейшим сближением со своими традиционными союзниками, которые могли бы обеспечить КНДР условия для беспрепятственного социально-экономического развития страны. Маленькой «стране чучхе» не выдержать противостояния с Америкой без поддержки Москвы и Пекина. Соответствующий сигнал «молодому вождю» был послан, но, к сожалению, не был правильно понят. Наша общая с китайцами задача – донести эти реалии до северокорейского руководства. В противном случае американцы, под предлогом северокорейской угрозы, создадут еще один очаг напряженности у наших границ. А ведь для Китая конфликт на Корейском полуострове все равно, что для нас - война на Украине.

Есть и другие темы для бесед лидеров двух стран. Запад продолжает указывать и Москве, и Пекину на то, что считает «нарушением прав человека». Значит, мы вполне можем скоординировать наши ответные действия. Главное - российско-китайские встречи на высшем уровне на этом не заканчиваются. Владимир Путин и Си Цзиньпин увидятся вновь буквально через несколько дней на саммите БРИКС в Южно-Африканской Республике.

Журналист американского журнала «Форин полиси» в эти дни иронизирует, сообщая, что председатель КНР вспоминает русский и даже учит наизусть русские стихи. За этой иронией – очевидная зависть…


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.