Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Россия

Философский «Титаник»

Фото "Донбасс"

Нет худа без добра: длительное отсутствие интернета позволило закончить давно начатую статью :)

Несколько слов о творческой интеллигенции, о людях искусства.

Очередной раз подтолкнули к этой теме прошедшие новогодние праздники. Когда-то давно в «ящике» было два-три канала, которые смотрела вся страна. И именно к Новому году готовились самые интересные передачи, пропустить которые было бы жалко. «Огоньки», фильмы, редкая в те времена зарубежная эстрада и т.п. Видеомагнитофонов тоже не было, смотреть один канал и писать другой, чтобы посмотреть позже, было невозможно. Помнится, я даже составлял на новогоднюю ночь специальную телепрограмму: брал миллиметровую бумагу, делил клеточки на часы и минуты, и вписывал передачи с учётом времени. Самые для меня интересные закрашивал красным карандашом, чуть менее интересные – жёлтым и т.д. Тогда было видно, какие из них перекрываются по времени. Оставалось выбрать более интересную и проверить, не будут ли повторять её через неделю.

Так продолжалось до тех пор, пока число каналов не подошло к десятку. Уже тогда заметил, что количество каналов растёт, а количество интересных передач – даже не остаётся константой, а падает. Потом вообще подумалось, что интересное по ТВ передают только раз в году – на новогодние праздники. Ну а теперь в «ящике» десятков шесть самых разных каналов, но смотреть, как вы сами понимаете, нечего вообще, даже на Новый год. Более того, на многое и смотреть противно. Почему? Об этом и речь.

Конечно, я не искусствовед, а конструктор, и хотя это тоже творчество, только техническое, не ждите от меня какого-то анализа, ниже – лишь суть проблемы на мой скромный взгляд, не претендующий на истину в последней инстанции.

Первыми с этим столкнулись, видимо, творцы изобразительного искусства – художники, скульпторы, и было это более века назад. Они обнаружили, что всё уже сказано, все идеи вторичны, все темы давно обсосаны множеством великих художников. Какой смысл писать очередную мадонну или пейзаж, если их уже и без того предостаточно, а среди них десяток великих, превзойти которые почти невозможно, будь ты хоть трижды гений?

Выход один: отшвырнуть все каноны и придумать что-то своё. Появились абстракционизм, примитивизм, кубизм и множество других направлений. Вроде бы и нет никакого греха в этом, кому-то нравится, но… и тут уже всё исчерпано. Жирную, вонючую точку всему, а точнее даже на всё изобразительное искусство поставил или, скорее, наложил один итальянец. «Дерьмо художника» - это финиш, дальше идти некуда.

Впрочем, тут я погорячился, как говорил великий авиаконструктор А.Н. Туполев: «Э, да вы, батенька, оптимист, хуже всегда есть куда». Вчера проскочила новость, что какой-то шведский художник «написал» картину пеплом жертв фашистского концлагеря. И если тому итальянцу хочется просто забить чопик в одно отверстие, дабы навсегда перекрыть «источник вдохновения», то тут уже простыми средствами не обойдёшься, раковую опухоль так не лечат, и восемь лет, которые грозят этому шведу, вряд ли ему помогут. Впрочем, оставим давно деградировавшую Европу, которая со страшной скоростью проедает остатки наследия предков, я больше о наших. Тут тоже есть и Маразмат Гельминт, и прочее «дерьмо художника».

В музыке та же проблема. Может, кто-то из молодых даже и не поверит, но то, что сейчас называют классической музыкой, когда-то слушали все, кому посчастливилось услышать, поскольку ни патефонов, ни магнитофонов тогда ещё не было. Конечно, она тоже делилась, как минимум, на «лёгкую» и серьёзную, но теперь это называют одним словом – классика.

Она жива и сейчас, вот только слушают её далеко не все. Как тут шли дела? Появился джаз. Ну и великолепно, чего же тут плохого? Затем – рок, который, в свою очередь, тоже начал делиться на множество направлений. Там были и свои знаменитости, композиции которых долго ещё будут слушать. А что же сейчас? А ничего. Разновидности попсы, всё более деградирующие, на поводу у тупеющей публики. Кислота, рэп, амбиент…

Ну и так далее. Не буду касаться танцоров, писателей, лицедеев…

Зато появилось и новое: шоу. Важен стал уже не только исполнитель, но и подача, антураж: бэк-вокал, танцевальная группа, сложнейшая светотехника и т.д. Плохо это? Нет, великолепно, так и должно быть. К слову, мало кто знает, что одна-единственная лампочка в какой-нибудь «вращающейся голове» или видеопроекторе стоит сотню, а то и несколько сотен долларов. И сама эта «голова» по устройству напоминает робота: процессоры, рулевые машинки…

Плохо не это, а то, что со временем сам исполнитель стал не очень нужен. Если Майкл Джексон умел и петь, и танцевать, если давняя женская группа Arabesque хорошими голосами пела мелодичные песни, то современные женские группы петь, грубо говоря, не умеют вообще. Фигурка, минимум одежды, и успех обеспечен. Да и композитору проще: не считаю автора "ВиаГры" большим талантом, но сравните песни, которые он пишет для брата и для "ВиаГры"…

Тут тоже деградация шла постепенно. Пресловутая «фанера» была необходима для шоу. Во-первых, трудно хорошо петь и танцевать одновременно – дыхалки не хватает. Во-вторых, не надо париться с «чёсом» по два-три концерта в день: поставил запись и собирай бабки. В-третьих, проще настроить запись под любой зал с любой акустикой, не говоря уж о стадионе, и т.д. Ну а в-четвёртых – оказалось, что можно записать в студии эту фанеру, и можно с ней отправлять на гастроли хоть десятки групп одновременно. Этим грешили, говорят, «Ласковый май» и «Мираж». В последнем тоже постепенная деградация была налицо: великолепные голоса Гулькиной и Суханкиной, затем – Разина, а потом совсем уже… забыл фамилию…

Что же теперь? Пинка не в ту сторону нашим деятелям искусства (невольно хочется уже брать в кавычки эти слова) дала перестройка. Исчезла цензура, твори что хочешь. Казалось бы, благо, никто не ограничивает таланты творца. Но после кратковременного увлечения эротикой, первое, в чём они «превзошли Голливуд», это в количестве крови и садизма на экране. Вы замечали, что многие российские фильмы и сериалы гораздо более жестоки, чем даже американские?

Стали деградировать и «мэтры» искусства. Каюсь, «Утомлённых солнцем» не смотрел вообще, даже первую серию. Несмотря на «Оскара». Просто после «Сибирского цирюльника», который я выключил после того как начались традиционные лубочные картинки с медведями, цыганами и англичанами, понял, за что дали «Оскара» автору. Да примерно за то же, за что дали Нобелевскую премию мира кое-кому другому. Там развал России, тут очернение. Будь это медведи, Сталин или что-то ещё – неважно.

И другой деятель, сыгравший когда-то Атоса, вдруг полез на ТВ со своей передачей, в которой заявил как-то о миллионах невинно убиенных чуть ли не лично Сталиным. Слушай, парень, ты кто? Артист? Или историк? Прежде чем что-то вещать на всю страну, надо бы разобраться в материале. Я готов слушать твои рассуждения о кино, о театре, о Станиславском, - короче о том, в чём ты специалист, но не надо нести бред. Кстати, а может, именно поэтому популярность Сталина растёт удивительными темпами? Может, это протест против той грязи, которую вы на него льёте, повторяя чушь за Хрущёвым и забугорными пропагандистами? Не только, но и это тоже.

Ещё один, «Андрей-музыкант», сначала писал и пел хорошие песни, протестуя против застоя. Интересно было за ним наблюдать потом. Ведь, выражаясь словами из его же песни: «Но если все открыть пути»… И вот пути открылись. Чем же занялся наш герой? Недостатков-то в стране меньше не стало, тем для песен предостаточно. Но поначалу он занялся кулинарией по ящику. Ну правильно, с голодухи нажраться-то надо :) Затем ляпнул во всеуслышание что-то такое, что мигом растерял всех поклонников. Тут бы и вспомнить, что и кто его кормит, но гордыня оказалась превыше всего, он демонстративно поехал в Лондон, праздновать день рождения того, кто развалил страну. Результат? На гастролях в Донецке ходил в маечке с надписью «Сволочь редкая», чтобы вопросами не доставали, а теперь, пытаясь вернуть хоть остатки популярности, пишет письма Президенту. Но, опять его же словами, «Герои вчерашних дней». Хоть он там и пел, что не хотел бы быть в них записанными. Пришлось.

Шокировал и известный юморист одесского происхождения, который заявил о России: «Моя мечта - разровнять место, где была Россия, и построить что-то новое». Один вопрос только: ровнять вместе с тобой будем? Тем не менее, на днях ему дали Народного. За что? За эти слова? Или за то, что он немного раньше сочувствовал Абрамовичу, дескать, «нашему человеку» вон аж куда, на Чукотку пришлось забраться, чтобы стать богатым. Ну, положим, тебе тоже пришлось из Одессы вон аж в какую даль забраться, в Москву. Посочувствуем.

Ну и так далее. Неожиданно те, профессия и призвание которых – развлекать народ, быть клоунами, вдруг почувствовали себя даже не политиками, а оракулами, нострадамусами, имеющими моральное право указывать всем, как им жить. И стали поучать народ, используя свою популярность не по назначению. При этом, как правило, не имея ни малейшего представления ни о политике, ни об экономике, ни о ситуации в мире, ни даже о жизни, поскольку можно ли назвать нормальной жизнью всю эту суету в богемной тусовке?

Случайно ли почти все они оказались подписантами письма в защиту «пусек»? Случайно ли они «тусуются» на таких антироссийских ресурсах как «Эхо Москвы» и иже с ним? Случайно ли они поют в унисон и с «белоленточными», и с западными врагами России? Может и случайно, поскольку привыкли преображаться, вживаться в чужие образы, жить эмоциями, а не своими мозгами. А может просто это попытки подогреть свою увядающую популярность скандалом. Но это их не оправдывает.

Справедливости ради скажу, что не «все они такие». Есть вполне вменяемые люди, книгам которых, тем не менее, выделяют отдельные полки в самых крупных книжных магазинах Москвы, настолько они популярны. А в самих книгах, кроме основной линии сюжета, частенько встречается и разумное, доброе, вечное. Но это скорее исключение, подтверждающее правило.

А потому становится понятным одно давнее историческое событие:

«Философский пароход» — кампания правительства РСФСР по высылке неугодных власти интеллектуалов России за границу в сентябре и ноябре 1922 года.

В мае 1922 года В. И. Ленин предложил заменить применение смертной казни для активно выступающих против советской власти высылкой за границу.

Тогда же Ленин в своём письме Ф. Э. Дзержинскому высказал мысль, что журнал «Экономист» — «явный центр белогвардейцев, … Всё это явные контрреволюционеры, пособники Антанты, организация её слуг и шпионов и растлителей учащейся молодежи. Надо поставить дело так, чтобы этих „военных шпионов“ изловить и излавливать постоянно и систематически и высылать за границу». http://dic.academic.ru

Очень похоже, правда? Отсюда и название статьи. Список уже есть, они сами его составили: все подписанты за «пусек». Почему «Титаник»? Так ведь просто высылка, как видим, не помогла :) История ничему не учит. Скажете, что я жесток? Нет, это Сталин с Лениным, видимо, были слишком добренькими :) Ведь ни высылка, ни «миллионы невинно убиенных» не помогли образумиться. Нельзя рисковать страной ради чьей-то блажи и заблуждений, слишком много страданий это приносит простым людям. 90-е годы это убедительно показали. Или уже забыли, как народу не на что было даже хоронить своих умерших, зачастую преждевременно, а потому трупы в лучшем случае относили на кладбище в полиэтиленовых мешках? И хотя статья в общем-то стёбная, но задуматься об этом необходимо.


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.