Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Фунты, тугрики...

Часть 3: Новости Баженовской свиты

Источник: Геоэнергетика

Нет, мы можем, конечно, начать сразу с публикации новости, но Геоэнергетике важно, чтобы она была понятна. Потому – пошагово двигаемся дальше.

Часть 1: Про нефть, газ и скважины

Часть 2: Сланцы бывают разные

Часть 3, заключительная.

Начнем с языка, терминологии геологов. Вот придумают эти бородатые в свитерах и с рюкзаками за плечами чего-нибудь эдакое – а нам потом попробуй догадайся. Вот что такое свита – не связана ли она с дворцовыми интригами и прочими царями-императорами? Нет, ни в одном глазу! Свита на языке геологов – набор пластов горных пород, объединенных спецификой их состава. Свита может состоять из пластов или представлять собой чередование пород различного типа, возраст которых более менее одинаков. Англоязычный термин – formation, формация. В предыдущей заметке, если помните, были перечислены месторождения «сланцевой нефти», при этом практически каждый нефтеносный регион называется именно «формация». Но, раз уж наши геологи используют слово «свита» – предлагаю не осуждать их, а просто присоединиться.

Далее. Что за наименование такое – «баженовская»? Кто такой этот «Баженов», спрашивается? Не было такого человека, не было! А был – поселок Баженовка в Омской области, где в 1964 году впервые обнаружили глинистые отложения такого типа. Залегают они на глубинах порядка 3 км, состоит эта свита из глинистых минералов, органических веществ, придающих им темную окраску, из кремнезема и бонатов. Ну, нашли себе геологи вот такую новую «игрушку» – интересно, необычно и – на очень большой площади, практически по всей нашей Западной Сибири. Миллион квадратных километров – это нижняя оценка, оптимисты умудряются насчитывать и вовсе 2,3 млн кв. км. Но мы предлагаем оставаться пессимистами – будем считать, что баженовская свита занимает площадь всего полутора Франций. Скромность всегда украшала Россию, правда ведь? Поскольку никто геологов не дергал, баженовкой они стали заниматься с академической неспешностью, постепенно обнаруживая новые и новые особенности.

sbk00

Где-то в Западной Сибири (Россия), Фото: http://ru-energy.yota.3ebra.com/

Баженовская свита, по мнению ученых, образовалась в юрский период – эдак где-то 120 миллионов лет тому назад. На месте Западной Сибири тогда плескалось теплое море, в котором во множестве обитали растительные организмы. Время от времени в это море вторгалась ледяная вода соседнего Арктического бассейна – организмы массово гибли, устилая собой донный ил. Сверху постепенно накапливался новый слой ила, потом – новый слой древнеисторических «покойников», а, когда море «ушло», под действием высокой температуры и большого давления весь этот пирог постепенно превратился в глину. Не совсем необычную – не встречали раньше геологи глины с таким большим количеством органических веществ. «Интересненько! – сказали ученые геологи, и стали уговаривать сделать для дальнейшего изучения разведывательные скважины.

-40-638

Баженовская свита, Западная Сибирь (Россия), Фото: http://image.slidesharecdn.com/

Ну, а теперь прикинем, когда эти просьбы раздались. Правильно – в конце 60-х. А что тогда творилось в нашей Западной Сибири – помните? Да натуральный нефтяной бум – одно месторождение за другим лупило фонтанами, успевай обрабатывать скважины! До академических ли ученых тут было? Но тут пришел он – его величество Счастливый Случай. Летом 1968 года мирные нефтяники мирно строили скважину 12-Р в районе Салыма. Без суеты шли вниз, дошли до той самой баженовской глины и собирались бурить глубже. Но тут произошло нечто невообразимое: из-под земли ударил реальный такой фонтан нефти, которая вот с таким напором шла из … глины! Глина и нефть несовместимы в принципе, а она перла и перла – по 1 700 кубов в сутки, игнорируя теорию и здравый смысл. Еще и температура этой нефти была 134 градуса, что встречается крайне редко. Но странности баженовки на этом не закончились: скважина, построенная совсем рядом и на ту же глубину оказалась … «сухой». Вот тут – фонтан, а тут – ни капли. И характер баженовки за эти годы не меняется: как шутят геологи, «баженовка реагирует даже на настроение бурового мастера».

asp_02_vis3

Геология Баженовской свиты, Фото: http://neftegaz.ru/

Дальнейшие исследования, далеко не полные, показали – схематично – следующую картинку. Баженовская глина – пористая, да еще и рассечена трещинами. В этих порах и содержится нефть, устремляющаяся к забою скважины сначала по трещинам, а потом и по порам. Большинство геологов сейчас склоняются к мысли о том, что нефть в баженовской свите скапливается в гигантских линзах, диаметром порой более километра и толщиной в несколько десятков метров. Состоят эти линзы из тех самых проницаемых для нефти и насыщенных ею глинистых пород.

Видите, как много уже знакомых слов? Поры, трещины, внезапно обнаруживаемые линзы, быстрое прекращение фонтанирования… Да, все верно, никаких ошибок: баженовская свита – это самая большая в мире сланцевая формация. И то, что она все еще слабо исследована нашими геологами, имеет очевидную причину: ну, не разрабатывали мы у себя добычу LTO в давние 70-е, не разрабатывали. До 1998 года и удачных экспериментов Митчелла после скважины 12-Р было еще 30 годиков.

Интерес к баженовской свите после неудач с разведывательными скважинами в 70-е быстро сошел на нет: какой смысл возиться с трудноизвлекаемыми запасами, когда по стране гремит: «Самотлор! Когалым! Сургут!» Нефти и так было море разливанное, так что тему оставили академикам, да еще и «забыв» дать хоть какое-то финансирование. Картина стала меняться только в нашем веке, когда дебет классических скважин Западной Сибири стал неуклонно снижаться.

Первыми на баженовку вышли Сургутнефтегаз, Роснефть и «дочка» Лукойла «РИТЭК», а чуть позже появилась компания, которой изначально предрекали самый большой прогресс – «Салым Петролеум Девелопмент Н.В.» или попросту СПД. Кто это? 50% – Газпромнефть и 50% – Shell. Традиции российской нефтянки, ее достижения укомплектованы опытом добычи LTO на территории Штатов и Канады. СП было организовано еще в 1996 году и работало на группе Салымских месторождений – в тех самых местах, которые так удивили нефтяников в 1968-м. К практической работе на классических месторождениях СПД приступила в 2003 году, а в 2013-м презентовала план проведения опытно-разведывательных работ непосредственно на Баженовской свите. Удивительно еще и то, что обоснование таких работ написано вполне понятным языком.

«Баженовская свита является очень сложным и нетрадиционным объектом разработки, для которого отсутствуют эффективные практики эксплуатации. Залежи нефти баженовской свиты не контролируются структурным фактором и не содержат подошвенных и законтурных вод, поэтому найти коллектор, который способен в результате стимуляции или без неё отдавать пластовый флюид, и оценить его свойства — означает снять большинство геологических рисков и неопределенностей. Разработка достоверной геологической модели залежей нефти в баженовской свите, на основе которой можно планировать рентабельную разработку является главной и первоочередной задачей стоящей перед геологами».

Удивительное – рядом, как говорится. Вот СНГ, Роснефть и РИТЭК – бурили и бурят, поставив во главу угла именно эксперимент. Только СНГ в 2011 пробурило в баженовской свите 600 скважин, добыв за год 512 тысяч тонн (3,7 млн баррелей) легкой, качественной нефти. Все бы хорошо – да только 37% скважин оказались «сухими». Приблизительно такая же картина и у остальных участников «забега»: с переменным успехом, что называется. И это ведь все компании частные, которые, как говорят нам либеральные экономисты, и деньги лучше считают, и используют их эффективнее. А вот – огромный, неповоротливый государственный Газпром в компании с нидерландско-британской Shell. И их СПД начинает без суеты – с разведки, с построения модели, с планирования.

И, что самое удивительное – СПД выполнило весь свой план подготовки именно тогда, когда и намечала – в 2013 году. На 2013-2015 годы было запланировано строительство от трех до пяти горизонтальных скважин специальной конструкции с проведением множественных гидроразрывов пласта (ГРП). Занимательно, но СПД и это – тоже сделало, и на каждой такой скважине отработало по несколько вариантов проведения фрекинга. Взяв паузу на год, СПД окончательно определилось с технологией, которая должна стать «ключом» к баженовской свите. Откуда такая упертость? А давайте припомним, что говорят в США об экономической целесообразности разработки месторождений LTO. Это не наши фантазии, это резюме Министерства энергетики США, потому не грешно и повторить.

«Экономически оправдано разрабатывать сланцевые пласты с содержанием LTO от 90 литров на тонну сланцев при условии, что толщина пласта составляет не менее 30 метров».

Прочитали? Данные по баженовской свите: толщина от 20 метров до 60, содержание LTO на тонну глины – не менее 100 литров. Баженовская свита пригодна к разработке ВСЯ. Не хватает «малюсенького пустячка»: подобрать метод фрекинга, который даст возможность «взять нефть». Качество баженовской нефти соответствует качеству WTI (West Texas Intermediate) – легкая нефть с минимумом содержания серы, добываемая в Техасе.

Конечно, опытно-разведывательная работа, проделанная СПД, касается не всей территории, занимаемой баженовской свитой – лицензии этой компанией были получены только на Верхне-Салымское месторождение. Но, если СПД придумает «ключ» – использованные методы можно применить и по всей свите. И условия совместной работы Газпром Нефти и Shell таковы, что полученные результаты будут являться интеллектуальной собственностью обоих акционеров на равных правах – это тоже очень важный момент. Почему? Да потому, что у Газпром Нефти лицензий на месторождения Западной Сибири – много. Вот на этом этапе, по сообщениям профессиональных сайтов, закончился 2015 год. Собрав воедино все наши геологические исследования баженовской свиты, Россия присоединила к ним практический опыт, наработанный сланцевиками США. И теперь она «неторопливо спускается с горы»…

Вот только теперь, с чистой совестью мы имеем полное право озвучить, наконец, Новость (смотреть здесь).

Если ближайшее время покажет, что СПД получило именно то, что хотело – запасы нефти в России, как минимум, удвоятся. Причем запасы эти расположены не на арктическом шельфе, где себестоимость добычи несопоставима с нынешними рыночными ценами. Западная Сибирь – регион с развитой структурой нефтедобычи, тут наши нефтяники все знают и все умеют.

sbk06

Фото: www.ngmgroup.ru

Нам остается еще раз поздравить всех наших нефтяников с их профессиональным праздником и порадоваться результатом их работы. Можем предложить даже тост:

«В России есть Байкал. Даже если на Земле настанет всеобщая засуха – стакан свежей воды утром нам обеспечен. Так выпьем же за то, чтобы наши нефтяники не ошиблись, чтобы баженовская свита в самые тяжелые времена была нашим «нефтяным Байкалом!»

С праздником, дорогие и уважаемые наши нефтяники! Отмечайте его каждый год такими же Новостями!

Фото: gazprom-neft.ru


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.