Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Фунты, тугрики...

Новые тарифы – в чью дверь стучится это счастье?

Понятно, что называть новые тарифы на тепло чудовищными – это ломиться в открытую дверь. Поэтому давайте не будем. Ограничимся мрачной констатацией грубых фактов, нудной публикацией голых чисел и печальным подсчётом удручающих сумм.

Да, кстати, тариф на воду тоже увеличится, просто он пока молодой, растёт ещё.

Скока-скока?!!

Для начала приведём новые тарифы на тепло по всем трём теплоснабжающим организациям Краматорска и сравним их со старыми.

«Краматорскмежрайтеплосеть», или КМРТС, – прежняя цена одной гигакалории для домов с теплосчётчиками составляла 814 гривен 59 копеек, стоимость обогрева одного квадратного метра жилья – 20 гривен 53 копейки.

Нынче одна гигакалория стоит потребителю1433 гривны 30 копеек, один квадратный метр – 36 гривен 11 копеек.

«Краматорская теплосеть» - старая цена гигакалории составляла 684 гривны 5 копеек, обогрев квадратного метра – повторю, для домов без приборов учёта тепла! – 20 гривен 48 копеек. Новая цена – 1240 гривен 82 копейки за гигакалорию и 37 гривен 16 копеек за квадратный метр отапливаемой площади.

«Краматорсктеплоэнерго» - в народе ТЭЦ - ранее продавала тепло по 781 гривне 65 копеек за гигакалорию и отапливала квартиры по 23 гривны 55 копеек за совершенно квадратный метр – спасибо ещё, что не за кубический. Теперь гигакалория ТЭЦ будет стоить 1097 гривен 53 копейки а квадратный метр площади будет обогрет за 33 гривны 7 копеек. Правда, администрация предприятия сообщает, что новые цены для них ещё не вступили в силу: там имеются законодательные особенности из-за генерации не только тепла, а и электроэнергии – но вступят несомненно и неотвратимо. Во всю силу.

Что же касается воды, то её новая цена пока неизвестна – Краматорский водоканал периодически высылает НКРЭКП по её требованию то один документ, то другой, но утверждённого тарифа пока ещё от неё не получил. Впрочем, если предположение директора предприятия Александра Спильчака сбудется, то рост тарифа на водоснабжение-отведение не превысит 10-15%. Так что это повышение на фоне вышеприведённых выглядит сущим подарком населению. Спасибо, как говорится, что не дихлофосом.

Какие деньжищи?!

Читатель неопытный и нелюбопытный уверен, что ненавистные тепло- и водоснабженцы, гнусно хихикая и радостно потирая потные ручонки, уже вовсю запасаются мешками и картонными коробками из-под старых телевизоров – надо же куда-то складывать сотни килограммов свежих денег, которые насыплет им благодарное население а также наше наивное и доверчивое государство в виде компенсаций по субсидиям.

Однако, эти представления весьма далеки от действительности. Она гораздо суровее.

Для начала следует уяснить государственную схему возмещения предприятиям затрат по субсидиям. Предприятие согласовывает с Управлением труда и соцзащиты акты с перечнем льготников, которые впоследствии входят в реестры льгот и субсидий. И вот эти самые реестры и являются подтверждением того, что данное предприятие оказало услуги данным гражданам на данную сумму.

То есть льготы и субсидии – это социальные обязательства государства перед потребителями услуг. А для поставщиков этих услуг государство предусматривает следующую схему: денег не даёт, но реестры эти учитываются им только лишь при расчётах предприятия за газ и электричество. Другими словами, эти деньги – «мёртвые».

Их нельзя зачислить на расчётный счёт, тратить на ремонт-покупку оборудования и выплачивать в качестве зарплаты. Ими можно лишь рассчитываться за газ и электроэнергию и то не напрямую, а через систему взаимных зачётов. То бишь эти самые реестры не что иное, как своеобразные векселя, которые никаким образом нельзя обратить в деньги «живые» - в те, которые признаёт банк и которыми оперирует предприятие в своих нуждах и целях.

Кстати, в налоги «мёртвые» деньги тоже не зачитываются. Только газ и электроэнергия.

Кому полезно?

В прошлые годы, ещё до первых «глобальных» повышений тарифов, доля «мёртвых» субсидийных денег в доходе теплоснабжающих предприятий составляла процентов 15-20, что позволяло им зачитывать эти суммы у газовиков и энергетиков. Однако нынче ситуация совершенно изменилась.

После прошлого скачка тарифов доля «мёртвых» денег выросла от двух с половиной до четырёх раз. Это значит, что из всего денежного потока, условно и виртуально поступающего предприятиям, больше половины деньгами в строгом смысле слова не являются. И это предопределило ту нынешнюю ситуацию, в которой оказались теплоснабженцы.

Нет, их, конечно, можно ругать и даже ненавидеть, но если пристально вглядеться в их алчные глаза и бессовестные лица, то можно заметить печать отчаяния, растерянности и даже ошеломления.

Потому что «живых» денег у них стало намного меньше и этих денег на всё не хватает. И самое главное, наши энергетики, поразительно и бесстыдно частные, следовательно бессовестные по умолчанию, не желают учитывать тепловикам «мёртвые» субсидийные обязательства страны перед гражданами.

Ну, вот такой пример, простейший, как инфузория-туфелька. Некое теплоснабжающее предприятие или объединение таких предприятий накопило «мёртвых» денег, то бишь субсидийных реестров, на, скажем, сто миллионов гривен. А его долг перед энергетиками составляет, к примеру, 80 миллионов. И тепловик предлагает энергетику погасить весь этот свой долг чохом, да ещё и прошлогодние долги зачесть. А энергетик, наклонившись к уху романтического тепловика и слегка щекоча его нафабренными гренадёрскими усами, вкрадчиво так отвечает: «А зарплату я своим людям чем буду платить?» Потому что и для него эти деньги «мёртвые» - ни на налоги их, ни на покупки, ни на зарплаты…

По щеке тепловика медленно сползает скупая, как казначейство, слеза…

Поверхностное заключительное суждение

Подводя жирную, но такую малоаппетитную черту под вышеизложенным, можно предпринять попытку постройки прогноза.

Итак, тепловик был не в состоянии заплатить энергетику ещё до нынешнего тарифного взлёта. Энергетик отрубил тепловику электричество. Тепловик сидит, как дурак, со своими векселями и никому их впарить не может. А энергетик, тоже не шибко смахивающий в данной ситуации на умного, требует погашения долгов «живыми» деньгами, наперёд зная, что этих денег у тепловика нету.

И тут – бац!!! Новый рост тарифа. Изрядный рост – это вам не процент-два и даже не десять-пятнадцать. Это больше сорока процентов роста к уже почти предельному тарифу по возможностям большинства семейных бюджетов даже не города – страны!

Даже козе-дерезе, пребывающей в состоянии глубокого алкогольного опьянения, понятно, что платежи населения сразу провалятся. Следовательно, доля «живых» денег в поступлениях тепловиков тоже рухнет.

И что тогда? Кстати, верующим в Льготу и Субсидию и пророка их Кабмина следует понимать: новые правила начисления субсидий весьма неоднозначны и, по утверждению людей осведомлённых, там всё далеко не блистательно. Вас ждёт масса сюрпризов и неожиданностей. И вряд ли они будут приятными.

Доброй охоты вашим стаям…


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.